Внимание детей на уроке - в Ваших руках!

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала statya.docx

Внимание детей на уроке - в Ваших руках!

     Начнем разговор о внимании с восточной  притчи  о бабочке: "все в твоих руках":

Притча о бабочке: все в твоих руках


Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились.
Ранним утром ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно.
Придумал он хитростью одолеть учителя: «Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце.
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
— Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
— Все в твоих руках... Если ты сожмешь пальцы, она погибнет, если раскроешь ладони, она улетит
.


 

 А что же в руках учителя?  Внимание детей!   Как им завладеть? Как удерживать внимание на протяжении всего урока? 

 Внимание детей может быть неустойчивым, непродолжительным: ученики часто отвлекаются сами и отвлекают одноклассников. Тем самым, нарушают дисциплину в классе и "испытывают" терпение учителя.     

          

   К сожалению, обучаясь в педагогических колледжах, институтах, университетах, будущим педагогам не преподают курс  о том, как удерживать  внимание на уроке. А ведь от этого зависит и интерес к уроку, и дисциплина ,и усвоение материала,  и успех всего образовательного процесса!

   Учитель с годами , с практикой, методом проб и ошибок сам находит приемы, которые помогают удерживать внимание детей на протяжении всего урока.

 

Я хочу предложить Вам некоторые приемы, которые можно использовать для привлечения внимания детей на уроке.

 

         Позитивное начало урока.

 

      Стихотворное начало:


Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора

 

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.


      Цитаты :

«Школа без учительских улыбок превращается в душегубку.

Дети увядают без них, как увядают цветы без живительной влаги и без солнечных лучей.»

                                                                         Уроки Шалвы АМОНАШВИЛИ   "Улыбка моя, где ты"

(Улыбка учителя должна быть на каждом уроке- это и приветствие учеников, и одобрение за хороший ответ, и просто хорошее настроение!)

       Конверты с вопросами, интригующие задания

приготовить какие-то предметы,

 разгадать шараду,

 сложить из бумаги фигуру и т. д.

      Случай из жизни ,который плавно перейдет к теме урока.

 Если детям сказать: " Будьте внимательны! Очень важно!" Скорее всего, большая часть детей будет невнимательна. А если предложить историю, рассказ, притчу, то дети с огромным удовольствием прослушают их и запомнят.

 

Нестандартные формы урока

 

      Участие любимых героев –персонажей

      Сюрпризные моменты

      Открытый микрофон, перевоплощение -театрализация

      Задания – соревнования

      Практические задания, которые пригодятся детям в жизни

 

 Современные дети готовы искать ответы на вопросы в интернете - дайте им такую возможность, и контролируйте ситуацию прямо на уроке! Пусть ребята пробуют стать Блогерами, снимать видео-ролики, участвовать в Батлах, хеш-тегах и т. д.

 

 

 

Советы, которые помогут “захватить” внимание учеников.

 

      Ключевые моменты

Если Ваш урок содержит большое количество информации - выпишите на доску главные слова, тезисы, план или делайте схематические рисунки.

«Обратная связь»

"Тише едешь-дальше будешь" Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сила тишины. . Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля.. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом

Прерывание речи .Н е договаривайте фразу, заставьте учеников прислушиваться к вашей речи

Стойте на одном месте ,покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Внимание -это средство, а не цель

("хотите узнать ответ на этот вопрос? - будьте внимательны!")

 

      Привязка ко времени

Давайте на выполнение заданий определенное время, не растягивайте его до бесконечности, так вы теряете контроль и внимание.

      Музыка

Используйте разную  музыку на  различных этапах урока (физминутки, чистописание, рисование, решение задач)

      Цвет

     При составлении презентаций вы выбираете цвет шрифта и фона презентации, а ведь ученики  смотрят на доску лишь некоторое время. а учитель перед глазами детей - весь урок. Как  цвет  одежды учителя может влиять на внимание детей? Какой цвет поможет вам и Вашим ученикам  удерживать внимание в течении всего урока?

 

 

 

Влияние белого цвета

Белый цвет вселяет благодушие, успокаивает и придает силы. помогает избавиться от негативных мыслей и повседневных забот.

 Влияние черного цвета

 Его восприятие также неоднозначно. «Видеть мир в черном цвете» — широко употребляемая поговорка, и это говорит о многом.

Как правило, этот цвет отвечает за организованность и проявление силы воли но, не стоит им злоупотреблять ,так как он может привести к плохому настроению и подавленности. можно костюм разбавить ярким или светлым шарфиком,галстуком, блузкой.

Влияние красного цвета
Учитель с особой осторожностью должен относиться к красному цвету ( в начальной школе, дети видят учителя  на протяжении всех уроков) Красный цвет возбуждает психику, вызывает ускоренное сердцебиение и даже активизацию мышечной деятельности. Избыток красного цвета не рекомендован раздражительным людям, потому что с легкостью вызывает возбуждение нервной системы и вызывает усталость. 
Влияние синего цвета

 Цвет покоя. Успокоит нервную систему, снимет излишнюю нервозность и возбуждение.( при проведении контрольных работ снимет напряжение)

 Влияние желтого цвета

Действие желтого цвета на человека полностью противоположно действию синего. Желтый цвет и все его оттенки тонизируют нервную систему, могут поднимать самооценку человека и стимулировать умственные способности.

Влияние зеленого цвета

Цвет жизнеутверждающий. Способен успокаивать и умиротворять Все оттенки зеленого цвета благоприятно действуют на способность концентрировать внимание.

!Однако темные оттенки зеленого могут подавлять и даже вызывать депрессию.

Учитель с особой осторожностью должен относиться к красному цвету ( в начальной школе, дети видят учителя  на протяжении всех уроков)
Влияние коричневого цвета

Цвет стабильности. Светлые оттенки коричневого создают ощущение защищенности, а темно-коричневый свет принесет уют и тепло. Излишек коричневого цвета может привести к легкой форме меланхолии.

Влияние оранжевого цвета

Он поможет раскрепоститься, взбодрит и поможет создать хорошее настроение.


 В заключении разговора о внимании детей на уроке обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на  то, самое главное - это любовь к детям, ответственное отношение к урокам и педагогическое ПРИЗВАНИЕ!

 

              10    Заповедей учителя

·Входя в класс, помни, что все сидящие там — твои дети.

·. Учи их, помня, что их победы — это твоя радость, их поражение — твое горе, все ошибки, совершенные ими, — твоя беда.

·. Не принимай поспешных решении.

·. Помни, что все приходят в этот мир, чтобы быть счастливыми.

·. Все дети талантливы, и долг педагога раскрыть этот талант.

·. Живи ради детей, и пусть будет тебе наградой их уважение.

·. Передать знания — значит разбудить в людях спящий ум, воспитать в детях способность любить, значит вырастить настоящих людей.

·. Уважай ученика и учись у него.

·. Если ты можешь удерживать внимание детей,- ты можешь их обучать.

· Пусть сопутствует тебе удача на твоем тернистом пути!.

отрывок из книги М. Львовой "Училка"

 

 

автор статьи :учитель начальных классов  Семенова Анна Юрьевна