Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия».
Тема «Внутренняя энергия».
Тип урока: комбинированный
Цель Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.
Задачи Образовательные:
1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе, определить, что такое внутренняя энергия;
2.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, какие виды энергии существуют, от чего зависят;
3.в ходе обсуждения, обучающиеся должны понять, что внутренняя энергия - сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.
«Внутренняя энергия»..doc
Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия».
Тема
«Внутренняя энергия».
Тип урока:
комбинированный
Цель
Задачи
Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии
движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.
Образовательные:
демонстрационный
обсуждая информацию
1.работая над созданием рисунка,
в группах и в классе, определить, что такое внутренняя энергия;
2.используя
фронтальные
экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить,
какие виды энергии существуют, от чего зависят;
3.в ходе обсуждения, обучающиеся должны понять, что внутренняя энергия
сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии
их взаимодействия.
эксперимент,
Развивающие:
1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету,
используя ФЭЗ, занимательный материал,
демонстрационный
эксперимент;
2.используя правила написание синквейна и выражая свое
отношение к теме развивать
рефлексивную культуру
школьника;
3.высказывая свое мнение
развивать у обучающихся умение говорить,
делать выводы;
и обсуждая данную проблему
анализировать,
Воспитательные:
содействовать
1.в ходе проведения эксперимента,
урока
уверенности в познаваемости окружающего мира;
2.работая
воспитывать коммуникативную культуру школьников.
воспитанию у
группах
при
в
работы с материалами
обучающихся
обсуждении
проблемы
Планируемый
результат.
Метапредметные
результаты.
УУД
Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и
коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят
логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование
информации.
Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе
соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и
корректировать полученный результат.
Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать
суждения с использованием физических терминов и понятий,
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
включая
1.сформированность
познавательных
интересов, направленных
на
развитие
представлений о понятии
энергия;
2.умение работать с
источниками
информации,
эксперимент;
3.умение
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую.
Предметные
результаты.
1.правильное понимание,
что такое энергия тела.
2.применение
новых
знаний в новой ситуации.
Основные понятия
темы
Тепловое движение, внутренняя энергия, молекулы, кинетическая и потенциальная
энергия .
Организация пространства
Основные
технологии.
Основные
методы.
Формы работы.
Ресурсы.
Оборудование.
Технология:
педагогические
Мастерские.
1.словесные;
2.наглядные
;
3.практичес
кие.
Индивидуальная,
общеклассная,
в
парах постоянного
состава, групповая.
мультимедийный
проектор,
презентация,
физическое
оборудование,
учебник, магниты,
листы бумаги.
виды
Основные
учебной
деятельности
обучающихся.
1.Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей.
2.Самостоятельная
работа с
оборудованием и
материалами.
3.Наблюдение и
проведение
эксперимента.
4. Составление
синквейна.
Структура и ход урока.
Технологические
этапы. Цель.
Действия учителя
Действия
учащихся
УУД Мотивационно – ориентировочный компонент
1.Организационный
этап.
Цель:
подготовка к общению.
психологическая
2. Актуализация
знаний.
3. Этап мотивации.
Цель: обеспечить
деятельность по
определению целей
урока.
Здороваются.
Проверяют
принадлежности.
Настраиваются на
работу.
Личностные.
Формируются
ответственное отношение
к учению.
«Наведи
Игра
порядок».
Выполняют
предложенные
задания.
Слайд №12
Познавательные.
Производят
преобразование
информации.
анализ и
Здравствуйте. Рада вас
всех видеть.
Садитесь. Проверьте все
ли у вас готово к уроку.
Если все в порядке, то
посмотрите на меня. Это
будет сигналом к началу
нашего урока.
В моих записях ктото
навел
полный
беспорядок.
Перепутал
слова, поменял местами
фразы в предложениях.
Помогите мне! Найдите и
исправьте ошибки.
Игра «Наведи порядок».
(Приложение№1)
Познавательные.
Выделяют
формулируют
познавательную цель.
и
Слушают.
Обсуждают.
Высказывают свое
мнение.
Определяют тему
урока и цель.
Слайд №3
Я хочу прочитать вам
стихотворение
написанное ученицей 7
класса нашей школы.
(Приложение№2)
1)Послушайте его
и
скажите прав автор или
нет?
2)Действительно энергия
в нашей жизни имеет
такое значение?
3)Сформулируйте тему и
задачи урока.
Операционно – исполнительный компонент
4.«Индукция»
Цель: создание
эмоционального настроя,
включение чувств
ученика, создание
личного отношения к
предмету обсуждения.
5.
Цель:
создание
решения,
Самоконструкция».
индивидуальное
гипотезы,
текста,
слово
Нарисуйте
«энергия».
Запишите ассоциации,
которые возникают у вас
во время работы над
рисунком.
Рисуют в тетрадях
познавательный
объект.
Составляют
ассоциации.
Познавательные.
Строят логические цепи
рассуждений.
Производят
преобразование
информации.
анализ и
Запишите все, что вы
знаете про энергию.
Записывают все,
что
знают о
познавательном
объекте.
Познавательные.
Строят логические цепи
рассуждений.
Производят
анализ и рисунка, проекта.
6.«Социоконструкция».
Цель: работа учащихся в
группах по построению
этих элементов.
7."Социализация".
выступление
Цель:
ученика
в
группе
(сопоставление, сверка,
оценка, коррекция).
Работают в парах
по
заданию
учителя.
Организует работу в
парах:
"Поменяйтесь
тетрадями и посмотрите,
что
получилось.
Подумайте вместе над
заданием".
Организует работу в
группах: "Объединитесь
в группы по четыре
человека и поделитесь
полученными
результатами".
в
Работают
группах с ранее
рассмотренными в
парах
познавательными
объектами.
8."Афиширование".
Цель:
вывешивание
"произведений» (работ
учеников)
в классе,
ознакомление с ними.
Организует обсуждение
полученных в групповой
работе результатов.
Дает
необходимые
пояснения по ходу
представления группами
результатов выполнения
заданий.
Записывает на доске
Представляют
результаты
работы
групп.
Задают вопросы
друг другу по
поводу
выполненных
заданий.
(Приложение№3)
преобразование
информации.
Личностные.
Формируются
коммуникативная
компетентность в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками в процессе
образовательной
деятельности.
Личностные.
Формируются
коммуникативная
компетентность в
процессе
образовательной
деятельности.
Коммуникативные.
Формируются речевые
умения: учатся
высказывать суждения с
использованием
физических терминов и
понятий, формулировать
вопросы и ответы в ходе
выполнения задания,
обмениваться знаниями
между членами группы
для принятия
эффективных
совместных решений.
анализ и
Познавательные.
Производят
преобразование
информации.
Коммуникативные.
Формируются речевые
умения. 9."Разрыв".
Цель:
внутреннее
осознание участником
Мастерской неполноты
или
несоответствия
своего прежнего знания
новому.
способствовать
10. Изучение нового
материала.
Цель:
деятельности
обучающихся
самостоятельному
решению задач.
по
Осознают
возникшие
познавательные
противоречия.
Регулятивные.
Учатся
определять цель своей
деятельности, на основе
соотнесения того, что
уже усвоено, и того, что
еще
неизвестно,
оценивать
и
корректировать
полученный результат.
Выполняют ФЭЗ.
Слушают.
Отвечают.
Обсуждают.
Слайд№47
анализ и
Познавательные.
Производят
преобразование
информации.
Регулятивные.
Учатся
оценивать полученный
результат.
слова связанные с темой
урока.
Фиксирует внимание
учащихся на возникших
познавательных
противоречиях.
Физкультминутка.
Раз, два – встать пора,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень
отбросим.
Проверим на опыте
некоторые
ваши
утверждения, правы вы
или нет.
1)Вы утверждаете, что
существует механическая
энергия: кинетическая и
потенциальная.
Проведем эксперимент
ФЭЗ№1.
Сделайте вывод.
2) Вы считаете, что у
молекул тоже есть
энергия.
Убедимся в
этом. ФЭЗ№2.
Сделайте вывод.
(Приложение№4)
Контроль
Рефлексивно – оценочный компонент
11.
самопроверка знаний.
Цель: выявить качество
усвоения материала.
«Проверь себя»!
Все ли вы поняли?
Ответьте на вопросы.
(Приложение№5)
и
Отвечают.
Слайд№8
12.Подведение итогов,
рефлексия.
Цель: формируется
адекватная самооценка
Выскажите свое
отношение к теме урока.
Предлагаю вам
составить синквейн.
Сочиняют.
Читают.
Познавательные.
Строят логические цепи
рассуждений.
Производят
преобразование
информации.
анализ и
Коммуникативные.
Формируются речевые
умения.
Регулятивные.
Учатся (Приложение№6)
оценивать полученный
результат.
личности, своих
возможностей и
способностей,
достоинств и
ограничений
13. Подача домашнего
задания.
Цель:
изученного материала.
закрепление
Наш урок подошел к
концу.
Запишите
домашнее задание.
Записывают
дневник.
Слайд №9
в
Познавательные.
Строят логические цепи
рассуждений.
Производят
преобразование
информации.
анализ и
Приложение№1.
Игра «Наведи порядок».
1. Тепловые явления – это физические процессы, происходящие только при повышении
температуры.
(Тепловые явления – это физические явления, происходящие с изменением температуры.)
2. Температура – это прибор, характеризующий степень нагретости тела.
(Температура – это физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.)
3. Термометр – это физическая величина, которой измеряют температуру тела.
(Термометр – это прибор, которым измеряют температуру тела.)
4. Тепловое движение – это упорядоченное, направленное движение молекул.
(Тепловое движение – это непрерывное беспорядочное движение молекул.)
5. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах протекает одинаково быстро.
(Скорость диффузии зависит от температуры и агрегатного состояния вещества.)
6. Тепловое движение не зависит от температуры.
(Тепловое движение зависит от температуры.)
7. Все атомы состоят из молекул.
(Все молекулы состоят из атомов.)
8. Молекулы всегда находятся в покое.
(Молекулы движутся хаотично и непрерывно.) Приложение№2.
Энергия.
Энергия всем и повсюду нужна,
Для всех и везде она очень важна.
Для нашей Земли, для лампочки яркой,
Для нашего тела, что б двигалось смело.
Для мамы энергия тоже нужна,
Что бы семью накормить обедом.
Для папы, картину прибить на стене,
Сестренке, цветочки полить на окне…
Любую работу свершаем мы с ней,
Энергии много и нет тут проблем.
(Наконечная Мария 7б класс)
Приложение№3.
Примеры рисунков.
Приложение№4.
Вы утверждаете.
1. Существует механическая энергия: кинетическая и потенциальная. ФЭЗ№1.
Приборы и материалы: брусок, трибометр, шарик.
1. Движение бруска по поверхности трибометра.
2. Падение шарика на стол.
3. Ответьте на вопросы.
а) Назовите виды энергии.
б) Как преобразуются кинетическая энергия и потенциальная в опытах?
в) Что происходит с энергией бруска, шарика?
г) От каких физических величин зависит механическая энергия?
Вывод. Энергия сама по себе не появляется и не исчезает бесследно. Энергия
превращается из одного вида в другой. Механическая энергия зависит от скорости
движения, массы и расположения данного тела относительно других тел.
Вы утверждаете.
2. У молекул тоже есть энергия. Так как тепловое движение молекул никогда не
прекращается, то тела всегда обладают энергией. Такую энергию называют
внутренней.
ФЭЗ№2.
Приборы и материалы: фольга алюминиевая, картон.
1. Прижмите фольгу к картону, убедитесь, что для перемещения фольги по поверхности
картона нужно приложить силу.
2. Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений впередназад.
3. Потрите фольгу о картон, сделав 20 движений.
4. Ответьте на вопросы.
А) Как изменилась температура фольги и полоски картона после совершения работы?
Б) Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы?
В) Сравните внутреннюю энергию фольги в первом случае и втором? Где больше? Почему?
Вывод. Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул. Она
зависит от скорости движения молекул и их взаимного расположения.
Приложение№5.
«Проверь себя»! 1. Какое движение называется тепловым?
2.Что понимают под внутренней энергией?
3.В чем различие между механической и внутренней энергией?
4.Можно ли увеличить внутреннюю энергию тела, не изменяя характера движения
молекул?
5.Верно ли утверждение: при теплообмене энергия всегда переходит от тел с большей
внутренней энергией к телам с меньшей внутренней энергией?
Приложение№6.
Правила написания синквэйна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Литература.
1. А.В. Перышкин. Физика 8 класс. Учебник
2. С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике 8 класс»/М.: ВАКО, 2004.336с.
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
«Внутренняя энергия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.