Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил”(рис. а). Второй мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился” (рис. б). Третий мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть” (рис. в). Четвертый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы
Опросный лист
1. Внутренняя позиция школьника.
Инструкция: 1. Тебе нравиться в школе? Что нравиться больше всего, а что хотелось бы
изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?
2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравиться?
3. Какие занятия тебе больше всего травятся? Почему?
4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными
принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
5. Если бы мы сейчас играли в школу, то ты кем хотел бы быть: учеником или учителем?
6. Во время игры в школу у нас была бы длиннее перемена или урок?
7. У тебя есть друзья среди одноклассников?
2. Изучение учебной мотивации.
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали о школе.
Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я
бы в школу не ходил”(рис. а). Второй мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравиться
учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился” (рис. б).
Третий мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно
играть” (рис. в). Четвертый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим.
Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким” (рис. г). Пятый мальчик
сказал: “Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения ни какого дела не сделаешь, а
выучишься – можешь стать кем захочешь” (рис. д). Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу
потому, что получаю там пятерки” (рис. е).
3. Исследование адаптации методом Люшера.
Инструкция: 1. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты
утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови ли покажи пальцем.
2. А дома в выходные дни?
3. А на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на
уроке?
4. А когда отвечаешь у доски?
5. А перед контрольной или проверочной работой?
6. А когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?
7. Когда с учителем разговариваешь?
А теперь выбери из этих цветов тот, который тебе больше всего нравиться, кажется красивее
других. А из оставшихся?
4. Изучение школьной тревожности.
Инструкция: Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не
совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется
картинка №1). Это сделано специально, для того, чтобы было интереснее придумывать. Я буду
показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать какое у мальчика (девочки) на
картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у
нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда
плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика
(девочки) лицо – веселое, грустное или какоенибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.
5. Социометрия.
Инструкция: Представь, что ты вдруг по воле судьбе или по собственной воле попал(а) на
очень красивый остров. На нем можно жить, так как там много фруктов и животных. Но, к
сожалению, остров необитаем и ты там один(а). А сейчас подумай, кого бы ты взял(а) из своего
класса с собой на этот остров, чтобы жить, играть и просто проводить вместе время. Можно взять
не больше пяти человек, но не меньше трех. Выбирать, нужно начиная с человека, с которым бы ты
больше всего хотел(а) попасть на остров, затем с кем также хотел(а) бы попасть на остров, но ужечуть поменьше, и т.д.