МБОУ «Малоимышская СОШ»
Методическая практика
«Внутриклассные техники оценивания как средство достижения новых образовательных результатов»
Автор и руководитель практики:
Винтер Наталья Алексеевна
Методист МБОУ «Малоимышская СОШ»
Актуальность
Достижение новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС нацеливает организации использовать новые подходы к образованию и оцениванию. Они должны быть актуальными для учреждений и базироваться на улучшении качества преподавания. Следовательно, необходимо на основе анализа дефицитов педагогов спланировать мероприятия, повышающие профессиональный уровень учителей в содержании, методах преподавания и оценивания достижений учащихся. Важно учитывать, что техники оценки на уроках должны подкрепляться эффективной обратной связью. Оценивание – это и процесс, и результат, который помогает учащимся и учителю увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата.
Отвечая на вопрос «Почему важно уделять особое внимание системе оценки на уроке?» обратимся к стандарту. В разделе 2 «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», в Пункте 11, Метапредметные результаты связаны с оценочной компетентностью ученика и предполагают:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии»
Внутриклассное оценивание – это и есть оценивание учителем своих учеников и оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной» (формирующей).
Таким образом, формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности с одной стороны и повышения профессиональной компетентности педагогов в области системы оценки - с другой стороны. Для современной отечественной школы в ситуации введения новых требований к результатам образования, которые поддерживаются ФГОС и строгим контролем ККР, КДР, ВПР, ЕГЭ, ОГЭ и других внешних оценочных процедур, оба этих эффекта крайне важны. Оценивание является необходимым механизмом развития метапредметных результатов учащихся, основой реализации индивидуального подхода и повышения мотивации к обучению.
Для достижения эффективности практики необходимо осуществлять работу в 2 направлениях: повышать профессиональную компетентность педагогов внутри школы и участвовать в муниципальном проекте «Формирующее оценивание». Рабочая группа составляет 28% педагогов.
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
На основе анкетирования педагогов на предмет использования ими новых подходов к оцениванию на уроке, выявлены проблемы: 28% педагогов имеют представление о внутриклассных методиках оценивания; 14% педагогов владеют приемами обратной связи, 56% педагогов понимают необходимость изменений подходов к оцениванию, готовы использовать новые техники оценки на уроках.
Ситуация в образовательной организации свидетельствует о необходимости повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, подбора инструментария внутриклассных методик оценивания и рефлексии, для выстраивания обратной связи с учащимися, в соответствии с условиями образовательной организации и запросами учащихся и их родителей.
АНАЛИЗ НОКО и удовлетворенности участников образовательного процесса
Анализ стал основополагающим фактором изменений в оценочной деятельности учреждения. Главным звеном является неудовлетворенность учащихся – 47% , общественности – 54% (по результатам НОКО), педагогов - 28% , системой оценки достижений обучающихся.
Практика внедрения внутриклассных методик оценки в школе в 2018-2019 г
Целью практики является: создание условий для овладения педагогами новыми методиками обучения и техниками оценки на всех уровнях образования.
Решить систему задач:
1) Повысить квалификацию, организовать обучающие и практические семинары для педагогов по овладению методиками оценивания образовательных результатов.
2) Обеспечить участие педагогического коллектива в муниципальных и краевых мероприятиях по внедрению методик формирующего и поддерживающего оценивания в образовательный процесс.
3) Организовать практики и обмена опытом по введению поддерживающей и формирующей оценки на базе ОО.
4) Разработать методические и инструкционные материалы по использованию оценочных материалов.
План деятельности на 2018-2019 г
№ |
Тема |
Сроки |
Ответственный |
Результат |
|
1. Овладение техниками внутриклассного оценивания (деятельность организации)
|
|||||
1 |
Заседание школьной творческой группы по уточнению проекта «Внутриклассные техники оценивания как средство повышение качества образовательных результатов» |
Сентябрь |
Методист школы, инициативная группа |
Практика методической деятельности |
|
2 |
Школьный семинар-практикум «Модель системы оценки МБОУ «Малоимышская СОШ»» |
Сентябрь |
Методист школы Винтер Н.А., группа учителей начальных классов |
Учителя модифицировали модель оценки в школе, познакомились с методиками внутриклассного оценивания. |
|
3 |
Вебинар «Техники оценивания на уроке» |
Октябрь |
|||
4 |
Семинар - практикум «Внутриклассные техники оценивания» |
Октябрь |
|||
5 |
Деловая игра «Техники оценки на уроке» |
Ноябрь |
Методист школы Винтер Н.А., педагоги |
||
6 |
Внедрение методик в практику на уроках |
В течение года |
Педагоги школы |
Отработка техник, понимание и применение учащимися |
|
7 |
Взаимообмен опытом использования техник оценивания «Практический семинар» |
Февраль |
Методист школы Винтер Н.А., педагоги |
Презентация опыта работы |
|
8 |
Открытые уроки по теме «Оценочные техники на уроках» |
В течение года, по плану ШМО |
Руководители ШМО |
Презентация опыта работы |
|
9 |
Анализ качества образовательных результатов |
Май - июнь |
Методист, творческая группа учителей |
Аналитическая справка |
|
2. Участие в районных и краевых мероприятиях
|
|||||
1 |
Краевые вебинары и семинары по «Оцениванию образовательных результатов» |
В течение года, по плану КИПК |
КИПК |
Пополнение методической копилки по теме, повышение квалификации |
|
2 |
Рассмотрение муниципального проекта «Формирующее и поддерживающее оценивание как инструмент повышения качества образовательных результатов |
Ноябрь |
ИМО |
Участие в рассмотрении и утверждении проекта в муниципалитете. |
|
3 |
Работа в составе муниципальной группы проекта |
В течение года |
ИМО |
Разработка методической и нормативной базы |
|
4 |
Участие в районных заседаниях, экспертизах по формирующему оцениванию |
В течение года |
ИМО |
Установки на работу, обогащение знаний, презентация опыта |
|
5 |
Анализ качества образовательных результатов |
По плану муниципалитета |
Методист, творческая группа учителей |
Аналитическая справка |
|
6 |
Муниципальная педагогическая мастерская «Планирование урока с использованием техник формирующего оценивания» |
Март |
ИМО |
Презентация опыта работы |
|
3. Нормативно-правовое обустройство практики
|
|||||
1 |
Разработка дидактических, раздаточных и демонстрационных материалов, уроков с новыми техниками оценивания |
В течение года |
Методист, творческая группа учителей |
Методические материалы, локальные акты |
|
2 |
Рабочие заседания творческой группы |
В течение года |
Методист, творческая группа учителей |
Планирование проведения мероприятий. Принятие решений |
|
3 |
Формирование отчёта, анализа работы за год |
Июнь |
Методист |
Отчет о реализации проекта |
|
Критерии оценки эффективности практики
1. 50% педагогов овладели новыми техниками оценки
2. Не менее 25 % учителей используют техники внутриклассной оценки на уроках.
3. Отмечена положительная динамика качества обученнности.
4. Не менее 60% удовлетворенность учащихся оценочной деятельностью на уроке.
5. Повысился % удовлетворенности системой школьной оценки по результатам исследований НОКО.
6. Разработаны и выставлены на сайте школы материалы реализации проекта.
7. Подготовлены отчеты, разработки уроков и презентации, методические материалы.
Эффекты:
100% педагогов прошли курсовую подготовку. За текущий год на 10% повысился уровень квалификации педагогов, имеющих высшую категорию.
Список литературы
1. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.