Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur73_+.doc
Литературное чтение Урок 73. Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ Тема: Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  Проверка домашнего задания. Чтение наизусть отрывка из произведения Ю. Коринца и стихотворения А. Барто. Выставка рисунков «Наши желания и мечты». © ООО «Баласс», 2013 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. 2  4  2  3  2  4  Чтение рассказа И. Дика «Красные яблоки». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие и фамилию автора. Какое произведение И. Дика мы уже читали? («В дебрях Кара­Бумбы».) –  Да,   это   произведение   мы   читали   в   разделе...   («Летние   путешествия   и приключения».) А только ли оно о летнем отдыхе, приключениях? (Нет. Оно и о взаимоотношениях детей и взрослых.) – Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на переднем плане? На заднем? В какое время года происходят события? – Какую мысль выразил художник? – Прочитайте афоризм и пословицу, записанные на доске. Они подскажут тему, героев рассказа. «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов). «Нет милее дружка, как родная матушка». – Так о чём мы будем читать? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (самостоятельно про себя). 2. Выявление первичного восприятия. – Какую игру придумали ребята? – Как вы относитесь к этому развлечению? работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  © ООО «Баласс», 2013 2– Можете объяснить, почему рассказ называется «Красные яблоки»? (Интересно просто послушать версии детей, можно их никак не комментировать, а в конце урока к ним вернуться.) 3. Повторное чтение вслух (диалог с автором, комментированное чтение). Иосиф Дик КРАСНЫЕ ЯБЛОКИ 1 Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха.  (В.  Сразу возникает   вопрос:   что   их   так   рассмешило?)  Под   ними,  на   противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление.  (П.В.  Текст даёт ответ на вопрос, но возникает новый: цирковое представление под окном, на улице? Возможно ли это?) По   тротуару   шагали   люди,   и   вдруг,   дойдя   до   белого,   будто   лакированного асфальта,   они   становились   похожими   на   годовалых   детей   –   начинали балансировать руками и мелко­мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! (П. То есть люди падали, поскользнувшись на льду, – это цирковое представление? Вопрос ставим, но ответа он не требует.) Это  было  очень  смешно  смотреть, как  прохожие  падали на  лёд, а  потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. (П. А вот ребятам на всё это смотреть смешно...) А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек (т.е. из сумок). К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой­то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног. – А давай так, – вдруг предложил Валерка, – будем загадывать: если кто упадёт, действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2013 3значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл! (Заметим: первым играть в эту игру предложил Валерка.) – Давай, – согласился Севка и сказал: – Ну а как ты думаешь, во­от та старушка в платочке брякнется? – Брякнется, – усмехнулся Валерка. – А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! – ответил Севка. И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному   месту.  («Злополучное   место»   –   значит   несчастное   место,   где происходят бедствия.) Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко. Вчера   в  водопроводном   колодце   сорвало   вентиль,  и   вода   долго   била   из­под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице,   сияя   на   солнце,   застыло   хрустальное   озерцо.  (В.  Значит,   наледь образовалась ещё вчера. Можно было что­то сделать… Вам ни о чём не хочется спросить? – Кто должен был сделать? Что нужно было сделать?) Старушка   с   минуту   стояла,   беспомощно   оглядываясь   по   сторонам,   а   потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место. –  Э­э, хитрая старушенция попалась! – сказал Валерка. – Один­ноль в твою пользу.   А   теперь   во­он   видишь,   толстый   дядька   с   портфелем   бежит.   Вот посмотришь – сейчас поцелуется! (То есть что сделает? – Упадёт лицом вниз.) – А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка. Но «выиграл» Валерка. Толстый   дядька,   видимо,   торопился   на   автобусную   остановку   и   с   размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на © ООО «Баласс», 2013 4ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше. – Молодец! Вот это физкультурник! Один­один, ничья! – сказал Валерка. (Заметьте:   Валерка   предложил   игру,   он   довольно   остроумно   комментирует происходящее.) – А теперь видишь вот ту, в красной шапочке? Упадёт или не упадёт? – Хо, а это не твоя ли мамаша? – Моя мама?! – встрепенулся Валерка. – Да, – Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: – Нет, не твоя. Твоя повыше! (Что может произойти дальше? Попробуйте предположить.) 2 И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа. Валерка и Севка увидели, как какой­то человек выскочил из толпы и подбежал к будке   телефона­автомата.   Потом   эту   женщину   занесли   в   парадное   (т.е.   в подъезд). Валерке почему­то очень захотелось увидеть её лицо  (В.  Почему? Что можно предположить?), но он так и не смог – загораживали прохожие. Но вот приехала «скорая помощь» – и женщину увезли. (Видимо, случилось что­ то серьёзное: травма, раз вызвали «скорую».) Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё­таки не совсем. (П. Вот ответ в тексте: Валерке так хотелось увидеть лицо женщины, потому что он не до конца был уверен, что это не его мама.) У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку, а её нет! © ООО «Баласс», 2013 5– Ну давай ещё загадаем... Во­он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? – как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно. («Как ни в чём не бывало…»   То   есть   Севку   вся   эта   история…  совсем   не  тронула,   не   вызвала сочувствия, он готов продолжать игру). –  А   у   тебя   голова,   честное   слово,   трухой   набита!   –   вдруг   сердито   сказал Валерка.  (Так   говорят:   «голова   трухой   набита»,   –   когда   хотят   сказать,   что человек плохо соображает, не думает, что говорит.) – А ты чего это разъярился? (В. А вы можете ответить Севке?) – Ничего! Думай, что говоришь! – Я и думаю! А не хочешь играть – я пошёл! – И Севка, обиженный, ушёл. «Ну куда же мама задевалась? – думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно.  –  Она   это   была   или   не   она?   И   почему   я  не   выскочил   на   улицу?» (Видите, Валерка задаёт очень важный вопрос сам себе: а действительно, почему не выскочил? Не помог?) И вдруг в коридоре раздался звонок. (Мы догадались, что это звонит…) Валерка подбежал к двери и распахнул её. На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся!   Валерка   бросился   к   ней   и   суетливо   стал   помогать   снимать пальто, чего раньше никогда не делал! (В. О чём хотите спросить Валерку?) 4. Обобщающая беседа. а)   –   Попробуйте   теперь   объяснить   ещё   раз,   почему   рассказ   так   называется. (Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины, – это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как мама ему дорога.) б) – Как бы вы поступили на месте мальчиков? в) – О чём автор просит нас задуматься? (О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться.) г) – Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к людям у © ООО «Баласс», 2013 6Валерки и Севки? 5. Составление сравнительной характеристики. –  Каких   мы   видим   мальчиков   в   начале   рассказа?   (Весёлыми,   беззаботными, придумали жестокую глупую игру, равнодушны к чужой боли.) – У кого изменилось отношение к игре? Почему? Что можно сказать о Севке? (Севка не понял переживания друга, проявил бездушие, он так и не осознал своей неправоты.) –  Прочитайте   3­й   вопрос   на   с.   115,   ответьте   на   него.   (Валерку   и   Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.) – Смогут ли по­прежнему дружить мальчики? Почему? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. –  Как связаны пословица и афоризм из басни И.А. Крылова, прозвучавшие в начале урока, с текстом рассказа? – Как вы ответите на вопрос темы урока? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. 1. Написать сочинение­миниатюру, ответ на 4­й вопрос учебника. 2. Прочитать рассказ «Девочка на шаре» (ч. 1–3). © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также