Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 28
ВОДОРОД
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : водород: физические и химические
свойства, получение и применение.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
к
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием водорода;
характеризовать связь между составом, строением и свойствами
водорода.
Ц е л ь :
на примере водорода показать окислительно
восстановительную двойственность неметаллов, сформировать знания о
способах получения водорода, его применении.
О б о р у д о в а н и е :
аппарат Киппа,
Zn, раствор HCl, спички,
спиртовка, лучинка, консервная банка с дыркой в дне.
Х о д у р о к а
I. Объяснение нового материала.
1. Водород как элемент.
? Определите строение атома водорода по положению в
Периодической системе.
У водорода
– протия – существуют тяжелые изотопы:
–
дейтерий и
– тритий.
Водород занимает две клетки в Периодической системе. Почему? Он
имеет сходство как со щелочными металлами (1 электрон на внешнем
уровне, степень окисления +1 в большинстве соединений), так и с
галогенами: это газ, имеющий двухатомную молекулу, до завершения
внешнего энергетического уровня не хватает
образует ионные
соединения с металлами – гидриды
2. Простое вещество Н2 – газ без цвета, вкуса и запаха, легче
воздуха, плохо растворим в воде, растворим в металлах:3. Получение Н2.
В промышленности Н2 получают:
из углеводородов:
взаимодействием угля с водой:
метана с водой:
электролизом воды:
В лаборатории обычно используют взаимодействие цинка с кислотой:
4. Химические свойства.
Водород – хороший восстановитель. В смеси с фтором, хлором,
кислородом взрывоопасен.
Учитель демонстрирует работу аппарата Киппа, собирает Н2 в
консервную банку, перевернутую вверх дном.
Отверстие в дне банки должно быть закрыто спичкой. После
того как банку с водородом поставили на стол (на керамическую
подставку), спичка убирается, подносится горящая лучинка.
Водород взрывается, банка подскакивает.
Водород восстанавливает неметаллы.
Допишите уравнения реакций:
Водород может восстанавливать металлы из их оксидов:
По отношению к активным металлам водород может выступать
окислителем:5. Применение.
Раньше водородом заполняли дирижабли, метеорологические зонды.
Сейчас водород используют как восстановитель в металлургии и
органическом синтезе, для получения аммиака, в качестве экологически
чистого топлива.
Домашнее задание: § 17, упр. 1, 2, 4.