Волонтерство в школе
Развитие школьного добровольчества предполагает следующие этапы:
Для эффективного становления школьного волонтерства сформирована комплексная программа по вовлечению детей школьного возраста в добровольческую деятельность и социальные практики «Ты решаешь», которая направлена на создание в России системы мотивации и вовлечения детей школьного возраста в общественно значимую деятельность посредством формирования у них базы знаний о добровольческой деятельности, повышения их гражданских компетенций, а также на обеспечение условий для вовлечения детей в добровольческие инициативы и проекты.
Основная идея программы заключается в создании условий для последовательного прохождения ребенком ступеней приобщения к добровольческой деятельности:
Для формирования школьных добровольческих отрядов на базе образовательной организации необходимо организовать системные мероприятия по вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность.
Процесс вовлечения школьников в добровольческую деятельность может быть разделен на три этапа
Для включения детей в волонтерскую деятельность необходимо выяснить их интересы и внутренние потребности.
Педагог, курирующий волонтерскую деятельность в школе, выявляет интересы обучающихся и рассказывает о возможности волонтерской деятельности в данном направлении. Например, ребенок хочет стать известным футболистом, в таком случае ему предлагается участвовать в организации спортивных мероприятий, побывать событийным волонтером на футбольных соревнованиях.
После беседы с классным руководителем или психологом обучающимся выдаются рекомендации (при психолого-педагогическом сопровождении школьника.
Методы:
o Опросы. Обычно опросы проводят классные руководители и старосты классов в начале учебных полугодий. Анкета состоит из закрытых вопросов, в вариантах ответа на которые можно выбрать интересующий вид и сферу деятельности.
o Беседы. Беседы могут проводить индивидуально или в классе педагоги, а также представители совета обучающихся школы. В рамках бесед школьникам рассказывается об имеющихся направлениях добровольчества, результатах акций и проектов. В конце беседы им выдается лист записи для регистрации на участие в понравившемся виде деятельности.
o Психологическая диагностика.
Данный метод используется либо при психолого-педагогическом сопровождении школьника, либо при проведении профдиагностики. В данном случае выявляются склонности и интересы обучающихся. На основании результатов обследования психолог советует то или иное направление волонтерства.
На данном этапе школьники знакомятся с различными направлениями волонтерства посредством обсуждения социально значимых тем, а также через включение в процессы решения социально значимых проблем, как правило, связанных с городом их проживания, территориальными особенностями.
Методы:
o Уроки добра, проводимые волонтерами. На данных уроках затрагиваются социально значимые задачи общества (участие в защите экологии, борьба с нищетой, сиротством, помощь людям с ограниченными возможностями и т. п.), рассказывается о волонтерстве и волонтерских акциях, имеющихся организациях, возможностях для самореализации ребенка через добровольчество, о полученном опыте и перспективах развития движения.
o Видеолектории, посвященные теме добровольчества в России и за рубежом.
o Дискуссии и круглые столы по приоритетным добровольческим практикам, наиболее актуальным социальным темам.
o Викторины на социально значимые темы, такие как экология, здоровье, семья, распространенные заболевания и т. д.
o Конкурсы поделок, эссе, проектов, посвященные темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.
Посредством вовлечения в социальную практику во время уроков и во внеурочной деятельности школьники выполняют задания, решают проблемы, взаимодействуют друг с другом и окружающей действительностью.
Методы:
o Ролевые и интерактивные
игры.
Педагоги и школьники-волонтеры проводят их как на уроках обществознания, ОБЖ,
биологии, географии и др. , так и во внеучебное время — в рамках проведения Дня
здоровья, субботника, различных праздников. Обучающиеся, играя в определенную
игру, знакомятся с социально значимыми задачами изнутри и в большинстве случаев
заинтересовываются волонтерской деятельностью.
o Квесты или кейс-методы. Чаще всего они организуются школьниками-волонтерами и привлеченными студентами-волонтерами для семей и классных коллективов. Выполняя поэтапно задания, участники квестов в неожиданные моменты соприкасаются с наиболее актуальными задачами общества, предлагают нестандартные решения проблем, иногда выдвигая идеи для новых социальных проектов.
o Деловые и интерактивные упражнения/игры на темы «Энергосбережение», «Семейный бюджет», «Организация события». Проводятся в рамках тематических недель и декад, способствуя вовлечению школьников в решение социальных проблем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.