"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное
Оценка 4.9

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

Оценка 4.9
Домашнее обучение +2
docx
воспитательная работа
Детсад
22.08.2018
"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное
Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделии из него. Во время работы материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
волшебное тесто лепка форм из соленого тесто.docx
«Волшебное тесто» Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает  возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность  декоративного оформления изделий из него. Во время работы с  этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм,  которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя  создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью  технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают  удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с  большим  увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно  используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер  детского сада. ТЕСТОПЛАСТИКА – ЗАНЯТИЕ ИНТЕРЕСНОЕ И полезное Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста  (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим  развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому  восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается  общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.  Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У  дошкольников формируется  умение планировать работу по реализации замысла,  предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в  первоначальный замысел. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические  закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.  Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными  материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях  применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и  гибкости мышления. Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского  творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения  имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка ­ самый осязаемый вид  худо жественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается  ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия  предмета в сознании дошкольника, формируется образ. И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они  получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность  выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному,  прочитанному в пластическом виде искусства. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА (практические советы и рекомендации) Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных  денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном  оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать  бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы  лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при  условии,  если удастся правильно вымесить тесто. Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо  вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь. Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и  становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если  предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник. Окрашивание теста и готовых поделок    .  Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с  солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую  добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы  получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя  использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует  разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам. Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного  высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые,  акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть  тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно  прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно,  не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно  высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть  акриловым лаком. Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько  разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи  с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая  отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что  тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто  место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим  образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез  (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д. Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с  открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку  выдерживают 1­2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке). Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия.  Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут  быть готовы после недолгого периода запекания. Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с        и реставрация готовых поделок   одной­двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый  золотистый оттенок.        Хранение   . Поделки из соленого теста  следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся.  Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой­то элемент  отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины,  их можно заделать продолговатыми кусочками теста. Уход за поделками из соленого        теста.      Пыль, оседающую на изделия,  необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой  кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в  духовке. Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста: доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста; салфетки  ­ бумажные и тканевые; различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши,  зубочистки, палочки, пластиковые ножи; инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски,  зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа­чупсов; печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля,  крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки,  ракушки и т.д.; формочки для кексов, формочки для игр с песком; трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки  шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля; соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни  от шариковых ручек, палочки; природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья,  зёрна, травки, семена, косточки и т.д.); бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из­под ниток,  втулки из­под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.); пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.; клей ПВА; кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры. Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто               через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень  удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с  противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой  удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки  ежа или    сделать фигурке рот и т. д. ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное  Скульптура из соленого теста или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер­сюрпризов,  дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.д.).          Полезные советы:      изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное  тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим. Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные  фигуры, поэтому,  если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить  ее на каркас. В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать  основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы  можно использовать футлярчики киндер­сюрпризов. Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные  материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками,  нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески ­ усы, из меха – борода.  Из пластмассовых палочек от чупа­чупсов или  зубочисток  получаются чьи­нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза. Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для  миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше  игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке. Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным. Полезные советы:      Дети очень любят лепить из теста замечательные медали и медальоны, а  потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную  поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед­назад,  работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины. Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой  трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью.  Не следует в работе с детьми  использовать  металлические трафаретки, при надавливании они могут  поранить ладонь ребенка.    Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто  и обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от  заготовки, обрезанное по краям тесто. Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутами и т.д. Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, так как, когда  тесто высохнет, дырочку сделать будет невозможно.                                      Лепка рельефной картины Необходимые материалы и инструменты: рамка и основа будущей  картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный  материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости от темы и сюжета  будущей картины); скалки; различные стеки или предметы их заменяющие  (зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски;  кисти разного размера; клей ПВА; лак. Создание картины из соленого теста.  Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с  подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала  нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера. По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои  или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея  ПВА, затем  загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной  крупой. Оригинальные  работы получаются, если в качестве основы использовать  диски или пластинки. Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается  эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность  работы,  и  то какие элементы будут сделаны из теста. Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и  затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый  элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем  прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с  помощью различных трафаретов и шаблонов. Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено  при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу. Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет  подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек,  палочек, соломинок от коктейля и т.д. Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами,  кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками,  камушками, различными семенами, колосками и  сухими травинками,  сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем  произведение лаком или раствором клея ПВА.                            Методические рекомендации для педагогов Занимаясь   с  детьми лепкой из соленого теста,  педагогам следует  соблюдать  следующие условия:       ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления  инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство; для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть  недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста  дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор  дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки,  чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и  др.), а также  иметь возможность в любую минуту действовать с ними; необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и  приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать  порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников  трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при  виде чистоты, привычку работать аккуратно; на каждом занятии педагог должен создавать творческую  доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять  и заинтересовывать  ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами,  обеспечивать привлекательность результатов деятельности; в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку,  проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять  самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда  они в ней нуждаются; не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от  неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так  как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание  лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить  самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка  чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его  творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;  необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от  достигнутых результатов, от своей полезности другим.  Так детские работы  могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения.  Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх.  Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества,  широкое их использова ние в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них  обстановку эмоцио нального благополучия, вызывает чувство радости от  овладения умением создавать прекрасное своими руками; одним из важных средств поощрения и развития детского творчества  являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои  достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.  Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны,  получить общественное признание своего труда;   «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ» Настоящая программа предназначена для работы с детьми 4­6 лет,  рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала. Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и  длятся 20 минут, всего 36 занятий в год. В группу первого года обучения  принимаются дети 4­5 лет при наличии соответствующего интереса. В группу 2­го года обучения принимаются дети 5­6 лет, освоившие базовый курс  и вновь  прибывающие. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных  занятиях. В программе выделены три этапа развития творчества  дошкольников на  занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие  задачи. I этап (начальный) – «Путешествие в страну Тестопландию  начинается». Цель: ознакомление и обучение. Накопление  творческого опыта детей. Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы  исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с  особенностями лепки из соленого теста. На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с  инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники  учатся правильно организовывать свое рабочее место.  Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и  обучаются новым способам и приемам лепки.  На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них  первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай,  измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика» Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании  изделий из соленого теста. Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои  поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая  инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои  добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме,  рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому  экспериментированию с материалами,  с инструментами и  техниками. Детям  предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и  поискам. III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры». Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать  выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью  (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.         Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и  самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках  решения проблемы. Опорой на этом этапе служит детское творческое  воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к  создаваемому образу.                                                   Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ). Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание,  раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание,  сглаживание и пр. Скатывание ­ простейший приём. Кусок соленого теста кладут между  ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в  шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют  правильность формы. Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и  цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями,  прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая  цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а  наклонно. Сплющивание ­ приём равномерного сжатия куска для получения  уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он  приобретает форму диска, лепёшки. Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для  придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую,  волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её  частью, то концами (заострённым и лопаточным). Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы,  где создаётся новая деталь. Оттягивание ­ приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть  пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала  можно сформировать какую­то часть предмета. Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно  прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого  куска ­ «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для  этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям  модели, затем лепят каждый элемент отдельно,  начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все  элементы.                          Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями. В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями,  происходит обмен впечатлениями и мнениями о  пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают  методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по  лепке из  соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом,  способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2). Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»  Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство.  Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же  время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним  пальчиком по столу.  Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени.  Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс  превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком:  кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном  комке теста ­ или кто сумеет придумать по этому поводу самую  интересную сказку, историю.  Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они  разворачивались от простого к сложному.  Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки  пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки.  Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины»  и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного  помогите ему, направляя его руки и действия.  Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и  не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую  поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.  Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете,  отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте,  если что–то не получилось сразу.  На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук,  постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко  управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование  артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций  находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости  движений пальцев рук.  Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не  затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку  возможность за кончить начатое!  Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра  бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил  культуры труда. .

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное

"Волшебное тесто" тестопластика - занятие интересное и полезное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2018