Японская мудрость
издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
Цели внеурочной работы:
- Познакомить учащихся с искусством оригами
- Популизировать оригами, как вид детского творчества
- Определить связь искусства оригами с математикой
Задачи:
· Определить, что называют оригами
· Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, пространственное воображение, зрительную память.
· Рассмотреть базовые формы и приемы оригами
· Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.
Гипотеза: Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.
Ход работы
Введение
Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.
1. Понятие об оригами
«Оригами ,а что это такое?» — спрашивают многие. А между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги— кораблик или самолетик. Люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и самолетики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Это искусство родилось в Японии. В «Японских хрониках» говорится, что его начало восходит к 610-му году. Кто бы подумал, глядя на простенький кораблик, что первоначально в изделия из бумажного квадрата вкладывался большой смысл! На востоке к квадрату относились с большим уважением. В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы.Уже создаются сложнейшие технические конструкции — бумажные модели…
Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.
Итак, оригами – это искусство складывания из бумаги.
2. История оригами
Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». «Ori» — это складывать, a «kami» — бумага. Таким образом, оригами — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги, бумажной пластики. Хотя искусство оригами считается японским, но своими корнями оно уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.
Формат бумаги.
Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.
3. Оригами – это математика!
Как связано искусство оригами и точная наука математика.Когда складываем простую форму, то знакомимся с квадратом, согнув углы которого к центру можно увидеть, что квадрат может состоять из четырёх одинаковых треугольников.
Таким образом, оригами и математика (а именно геометрия) неразрывно связаны. Множество понятий из математики (такие как точка, линия, квадрат, прямоугольник, треугольник) используем мы при изготовлении оригами.
Некоторые примеры связи математики и оригами.
Согласно классическому оригами, объектом складывания является не размеченный квадратный лист бумаги, без разрезов.
В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.
В теории оригами существуют правила, закономерности, которые доказываются с помощью математики, а общие свойства объёмных тел изучает специальная математическая наука - топология.
Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей
основой для ее изучения. Занимаясь оригами, я вышла за границы стандартной программы по математике и познакомилась на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.
4. Практическая часть
Изучение базовых фигур двойной квдарат и двойной треугольник, а также фигур основанных на них.
Изучение объемной фигуры тетраэдр.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами многому научились. Как вы считаете, что нового вы узнали? Учащиеся отвечают различными вариантами. Предлагаю вам дома самостоятельно попробовать сделать изученные, а также новые фигуры оригами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.