Волторна

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом. Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог». Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15 звуков. Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем, в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м со множеством завитков.
Иконка файла материала 1.docx
ВОЛТОРНА Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno,  англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный  инструмент басово­тенорового регистра.  Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830­х годов, подобно другим медным  инструментам, не имела вентилей и была натуральным  инструментом с ограниченным звукорядом.  Среди своих ближайших соседей, медных духовых  инструментов, валторна выделяется особенно певучим,  бархатистым и теплым тембром, задумчиво­лирическим  звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого«валторна» означает «лесной рог».  Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у  слушателя с безграничными далями, природой, лесами и  полями. Но валторне свойственны и мужественные,  драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали  сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали  раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15  звуков.  Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда  музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб  инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая  или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем,  в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный  механизм, давший возможность играть на валторне весь  звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг  металлическая трубка длиной более 3 м со множеством  завитков.В центре круга расположен вентильный механизм,  регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту  натуральных звуков. Левая рука исполнителя лежит на трех  клавишах вентильного механизма. Дополнительные 4­й и 5­й  вентили во многом облегчают исполнительный процесс. Воздух  в инструмент вдувается через мундштук.  На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд  звуков натуральной гаммы.  Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической  получаются посредством руки, вкладываемой играющим в  нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие  звуки называются закрытыми. При высоком строе валторны  длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее  употребительные строи валторны: F, E, Es.  Чтобы переменить строй валторны, пользуются добавочными  согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и  называются машинками или кронами. Не на каждой валторне  можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй  валторны, тем число доступных нот увеличивается.  На валторне с тремя пистонами или с цилиндрами играющий  может получить полную хроматическую гамму, без закрытых  звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов  транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а  исполняется в том ладу, в котором валторна настроена.Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны,  певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов  валторна отличается наиболее мягким звуковым характером.  Этот инструмент ­ один из необходимейших в симфоническом  оркестре.  Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками  классического концерта для солирующей валторны с  оркестром.  В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть  валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора  образов.  В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл  героическое начало в звучании инструмента, его он затем  выделил и в симфонических произведениях. В русской  классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание  инструмента было приближено к человеческому голосу, к  певучему произнесению музыкальных фраз. Советские композиторы, наследуя классические традиции,  интересно и изобретательно использовали валторну в своем  творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего  мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М.  Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С.  С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах,  а также как ансамблевый и сольный инструмент.  В настоящее время применяется главным образом in F (в строе  Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми­бемоль).  Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си  контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми  промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты  для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше  действительного звучания и в басовом — на кварту ниже  действительного звучания без ключевых знаков. Тембр  инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий  и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и  верхнем.