Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.
Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».
Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15 звуков.
Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем, в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м со множеством завитков.
ВОЛТОРНА
Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno,
англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный
инструмент басовотенорового регистра.
Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в
середине XVII века. До 1830х годов, подобно другим медным
инструментам, не имела вентилей и была натуральным
инструментом с ограниченным звукорядом.
Среди своих ближайших соседей, медных духовых
инструментов, валторна выделяется особенно певучим,
бархатистым и теплым тембром, задумчиволирическим
звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о
чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого«валторна» означает «лесной рог».
Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у
слушателя с безграничными далями, природой, лесами и
полями. Но валторне свойственны и мужественные,
драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни
старинного инструмента, которым в средние века подавали
сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали
раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15
звуков.
Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда
музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб
инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая
или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем,
в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный
механизм, давший возможность играть на валторне весь
звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг
металлическая трубка длиной более 3 м со множеством
завитков.В центре круга расположен вентильный механизм,
регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту
натуральных звуков. Левая рука исполнителя лежит на трех
клавишах вентильного механизма. Дополнительные 4й и 5й
вентили во многом облегчают исполнительный процесс. Воздух
в инструмент вдувается через мундштук.
На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд
звуков натуральной гаммы.
Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической
получаются посредством руки, вкладываемой играющим в
нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие
звуки называются закрытыми. При высоком строе валторны
длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее
употребительные строи валторны: F, E, Es.
Чтобы переменить строй валторны, пользуются добавочными
согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и
называются машинками или кронами. Не на каждой валторне
можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй
валторны, тем число доступных нот увеличивается.
На валторне с тремя пистонами или с цилиндрами играющий
может получить полную хроматическую гамму, без закрытых
звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов
транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а
исполняется в том ладу, в котором валторна настроена.Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны,
певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов
валторна отличается наиболее мягким звуковым характером.
Этот инструмент один из необходимейших в симфоническом
оркестре.
Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками
классического концерта для солирующей валторны с
оркестром.
В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть
валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора
образов.
В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл
героическое начало в звучании инструмента, его он затем
выделил и в симфонических произведениях. В русской
классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание
инструмента было приближено к человеческому голосу, к
певучему произнесению музыкальных фраз.
Советские композиторы, наследуя классические традиции,
интересно и изобретательно использовали валторну в своем
творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего
мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М.
Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С.
С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах,
а также как ансамблевый и сольный инструмент.
В настоящее время применяется главным образом in F (в строе
Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Мибемоль).
Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си
контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми
промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты
для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше
действительного звучания и в басовом — на кварту ниже
действительного звучания без ключевых знаков. Тембр
инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий
и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и
верхнем.