Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязательно устанавливает определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между ненаблюдаемыми - с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему необходимым средством, помогающему субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы.
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы.
Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая
предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязательно устанавливает
определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между
ненаблюдаемыми с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции
принадлежат здесь воображению, выступающему необходимым средством, помогающему
субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что
и выражается в построении новой гипотезы.
Значение воображения в творческом познании при переходе от одного знания к
другому, в ходе творческого решения задачи определяется самой его природой как одним
из способов преобразования старого опыта.
Творческое мышление не исключает необходимости преобразования объекта в
сознании, преобразования его в наглядной форме, то есть в воображении. Можно привести
многочисленные примеры, доказывающие положение о важнейшей роли воображения в
ходе построения и выдвижения гипотезы. Многие из гипотез строятся на основе
имеющихся между явлениями аналогий. Аналогия в творческом процессе выступает
стимулирующим, активизирующим звеном. При посредстве аналогий прослеживается
скрытая от внешнего видения связь предметов и явлений, благодаря аналогиям субъект
способен увидеть “необычное в обычном”. Аналогия требует нарушения шаблона в
мышлении, нового синтеза, способного путем установления непривычных связей открыть
дорогу решению проблемы, найти выход из поискового тупика.
Но метод аналогии не является антитезой логическому, они выступают в единой
связке, как стороны, моменты в поисковой деятельности человека. Так, гипотеза
Резерфорда о планетарном строении атома была предложена не в качестве прямого вывода
из предшествующего развития атомизма, а по аналогии с представлениями о солнечной
системе, сформулированными в астрономии. Воображаемая картина атома в этом случае
как бы воплотила в себе старые знания, позволив применить их для объяснения и
исследования нового явления. Например, для изучения свойства газа недостаточно только
математического аппарата. Субъект строит наглядную модель в виде систем твердых и
упругих шаров, заменяющих собой молекулы, из которых состоит газ.