Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из форм перехода от старых знаний к новым является гипотеза, которая предстает как своеобразное решение задачи. Гипотеза обязательно устанавливает определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между ненаблюдаемыми - с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему необходимым средством, помогающему субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы.
Иконка файла материала Воображение и гипотеза.doc
Воображение и гипотеза. Роль аналогии в построении гипотезы. Одной   из   форм   перехода   от   старых   знаний   к   новым   является   гипотеза,   которая предстает   как   своеобразное   решение   задачи.   Гипотеза   обязательно   устанавливает определенные связи как между наблюдаемыми явлениями, с одной стороны, так и между ненаблюдаемыми  ­ с другой. Как в первом, так и во втором случаях важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему необходимым средством, помогающему субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы. Значение   воображения   в   творческом   познании   при   переходе   от   одного   знания   к другому, в ходе творческого решения задачи определяется самой его природой как одним из способов преобразования старого опыта. Творческое   мышление   не   исключает   необходимости   преобразования   объекта   в сознании, преобразования его в наглядной форме, то есть в воображении. Можно привести многочисленные   примеры,   доказывающие   положение   о   важнейшей   роли   воображения   в ходе   построения   и   выдвижения   гипотезы.   Многие   из   гипотез   строятся   на   основе имеющихся   между   явлениями   аналогий.   Аналогия   в   творческом   процессе   выступает стимулирующим,   активизирующим   звеном.   При   посредстве   аналогий   прослеживается скрытая от внешнего видения связь предметов и явлений, благодаря аналогиям субъект способен   увидеть   “необычное   в   обычном”.   Аналогия   требует   нарушения   шаблона   в мышлении, нового синтеза, способного путем установления непривычных связей открыть дорогу решению проблемы, найти выход из поискового тупика. Но   метод  аналогии   не   является   антитезой   логическому,   они  выступают   в   единой связке,   как   стороны,   моменты   в   поисковой   деятельности   человека.   Так,   гипотеза Резерфорда о планетарном строении атома была предложена не в качестве прямого вывода из предшествующего развития атомизма, а по аналогии с представлениями о солнечной системе, сформулированными в астрономии. Воображаемая картина атома в этом случае как   бы   воплотила   в   себе   старые   знания,   позволив   применить   их   для   объяснения   и исследования нового явления. Например, для изучения свойства газа недостаточно только математического аппарата. Субъект строит наглядную модель в виде систем твердых и упругих шаров, заменяющих собой молекулы, из которых состоит газ.