Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС
Оценка 5

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство +1
Взрослым
21.10.2019
Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).
Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС.doc
Пугачева Н.В., учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4 города Куйбышева Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС  «Школьное   обучение   никогда   не   начинается   с пустого   места,   а   всегда   опирается   на определённую   стадию   развития,   проделанную ребёнком».  Л. С. Выготский.  Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.   И   не   случайно   в   настоящее   время   необходимость   сохранения   целостности образовательной   среды   относится   к   числу   важнейших   приоритетов   развития   образования   в России.  На современном этапе (в связи с введением  ФГОС) произошло смещение  акцента в понимании   готовности   ребенка   к   обучению   в   школе   с   интеллектуальной   на   личностную готовность,   которая   определяется   сформированной   «внутренней   позицией   школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).  Во   главу   угла   выходят   сформированные   познавательные   мотивы   обучения,   то   есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что­то новое, опираясь на уже полученные знания.   Таким   образом,   для   современного   первоклассника   становится   важным   не   столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.  Основные   задачи   сотрудничества   ДОУ   и   школы:   установление   единства   стремлений   и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного   взаимодействия   всех   участников   воспитательнообразовательного   процесса воспитателей,   учителей,   детей   и   родителей;   всестороннее   психолого­педагогическое просвещение родителей.  Поступление ребёнка в первый класс это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи   не  омрачили   всю  дальнейшую   школьную  жизнь,  чтобы   о  начальной   школе  остались только   светлые   воспоминания.   Что   чувствует   первоклассник,   ступивший   на   порог   школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх­ то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей). Организация предшкольной   подготовки   позволяет   снять   тревожность,   чувство   страха   и   неуверенности,   и одновременно   повысить   желание   стать   учеником   первоклассником,   помочь   первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Мнение родителей и педагогов к уровню подготовки детей к школе различны. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это будет залогом их успешной учебы. Готовность к школе это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6­7 годам. Готовность   к   школе   включает   в   себя   несколько   основных   компонентов:   интеллектуальная готовность; личностная и социально­психологическая готовность. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить   инициативу,   самостоятельность,   творческий   потенциал.   Успешность   реализации   этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять,   объяснять   получаемые   результаты,   сравнивать,   высказывать   предположения, 1 проверять,   правильны   ли   они,   наблюдать,   обобщать   и   делать   выводы.   Размышление   одного ребенка способствует развитию этого умения у других.  У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как: ­ способность   действовать   по   образцу;   ­   умение   слушать   и   выполнять   инструкцию;   ­   умение работать   сосредоточенно   и   выполнять   задание   до   конца;   ­   умение   задавать   и   отвечать   на вопросы; ­ умение оценивать как свою работу, так и работу других детей Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.  Подготовка детей к школе ­ задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни   ребенка.   Наличие   знаний   само   по   себе   не   определяет   успешность   обучения,   гораздо важнее,  чтобы  ребенок умел  самостоятельно их  добывать  и применять. В этом заключается деятельностный   подход   (сознание   формируется   в   деятельности),   который   лежит   в   основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.  Требования   Стандарта   к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы представлены   в   виде   целевых   ориентиров   дошкольного   образования,   которые   представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского   сада   заключается   в   формировании   у   детей   предпосылок   универсальных   учебных действий. (В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)  В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо предпосылок учебной   деятельности   у   дошкольников   пытаются   сформировать   её   элементы.   (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.) ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а формирование умений учиться. Что же такое УУД? Универсальные учебные действия (УУД) ­ совокупность   способов   действия   учащегося   (а   также   связанных   с   ними   навыков   учебной работы),   обеспечивающих   самостоятельное   усвоение   новых   знаний,   формирование   умений, включая организацию этого процесса. Функции УУД: ­ обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые   средства   и   способы   их   достижения,   контролировать   и   оценивать   процесс   и результаты   деятельности;   ­   создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.  Наша   практика   показывает,   что   положительные   результаты   адаптации   детей   к   школе   и учению   есть   там,   где   налажены   контакты   учителей   и   воспитателей,   где   организован   обмен опытом,   где   постоянно   анализируется   качество   подготовленности   детей   к   школе,   уровень развития их способностей. Реализуя программу стандартов нового поколения, мы понимаем, что будущие первоклассники в течение учебного процесса должны овладеть УУД (определенным набором   знаний,   уметь   общаться   и   взаимодействовать   в   коллективе).   Поэтому,   занимаясь   с детьми в «Школе будущего первоклассника», в процессе подготовки педагоги уделяют большое внимание на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.   Анализируя   учебную   деятельность   в   1   классе   по   таким   показателям   как:   выполнение диагностических   работ   по   полугодиям,   мотивацию   к   обучению,   участие   во   внеурочной деятельности, межличностные отношения в группе детей и классе, уровень сформированности культуры  поведения,   можно сделать   вывод  о  качественной  предшкольной  подготовке  детей, основанной на сотрудничестве детского сада и школы. В этом учебном году к нам поступили обучающиеся   с   хорошей   подготовкой   к   школьному   обучению,   о   чем   говорят   результаты адаптационного  периода,  дезадаптированных  детей  мало.  Мы  очень  благодарны  коллегам   из дошкольных   образовательных   учреждений.   Также   отмечаем   у   некоторых   детей   достаточно высокий   уровень   сформированности   внимания,   памяти,   общеучебных   навыков   (умение действовать по инструкции, дисциплинированность). Но наряду с этим, привлекает внимание количество   детей,   имеющих   речевые   нарушения,   слабое   развитие   тонкой   моторики.   Формы 2 осуществления преемственности нашей школы с дошкольными образовательными учреждениями можно   поделить   по   следующим   направлениям.   1.   Работа   с   детьми:   экскурсии   в   школу; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; встречи и беседы с бывшими воспитанниками   детского   сада   (ученики   начальной);   совместные   спортивные   соревнования дошкольников   и   первоклассников;   посещение   дошкольниками   учебных   занятий   в   «Школе будущего первоклассника»,  организованных при школе; посещение летнего оздоровительного лагеря при школе. 2. Взаимодействие  педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских   работников,   психологов   ДОУ   и   школы;   открытые   показы   образовательной деятельности   в   ДОУ   и   открытых   уроков   в   школе;   педагогические   и   психологические наблюдения  Помощь   семьи   на   первом   этапе   школьной   жизни,   а   также   сотрудничество   с   учителем способствуют   успешному   обучению   детей   в   школе.   Для   первоклассника   родители   являются авторитетом, но и первый учитель становится также важной фигурой в жизни ребёнка. Поэтому в начале обучения в школе так же важны согласованные действия учителя и семьи. Поступление в   школу   сопряжено   с   необходимостью   освоения   школьного   поведения   ребёнку   необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни. Меняется социальная роль ребёнка, он становится учеником,   к   нему   предъявляются   другие   требования,   полностью   меняется   окружающая обстановка   и   характер   взаимодействия   с   людьми.   Переходный   период   от   дошкольного   к школьному   детству   считается   наиболее   сложным   и   уязвимым.   Необходимость   тесного сотрудничества   детского   сада   и   школы   очевидна.   Какие   проблемы?   Тревожит   проблема завышенных   требований   родителей   к   готовности   ребёнка   к   школьному   обучению.   Родители хотят,   что   бы   при   поступлении   в   школу   ребёнок   бегло   читал,   оперировал   цифрами.   И приходится   содержание   дошкольного   образования   выстраивать   в   "школьной"   логике   ­ практикуется   раннее   обучение   детей   подготовительных   групп   письму,   чтению,   усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов. В 1 классе для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается  с рядом проблем, которые не в силах  решить сам. В результате у него могут возникнуть   школьные   неврозы.   Ранняя   диагностика   проводится   в   сентябре   педагогом психологом   для   выявления   начального   уровня   развития   и   выстраивания   педагогами, психологами   совместно   с   родителями   процесса   обучения   и   воспитания   с   учётом индивидуальных особенностей детей, и в апреле для определения достаточного уровня обучения и   разработки   рекомендаций   для   родителей   и   ребёнка.   Также   для   родителей   и   педагогов   в сентябре   проводим   семинар   «Первые   трудности   или   как   проходит   адаптация   учащихся   1­х классов».   Учитель   1­го   класса   и   школьный   психолог   делятся   с   воспитателями   и   другими учителями начальной школы, как проходит адаптация первоклассников. Новые образовательные технологии. В XX веке традиционные педагогические технологии были построены на объяснительноиллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание уделял трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающий рассказ наглядности. При этом преподнесении учащимся информации,   определенной   рамками   программы,   практически   всегда   происходит   в   форме монолога учителя.  В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого  вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников   в   общее   обсуждение.   Корень   этих   проблем   лежит   не   в   настрое   детей,   не   в   их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, но учащиеся чаще всего 3 в эту деятельность включаются неохотно. Учитель пытается внушить детям, что эта информация им нужна. Объяснительно­иллюстративные технологии  В   настоящее   время   нельзя   говорить   об   учебном   процессе   как   просто   о   передаче информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры   современного   урока,   для   достижения   новых   образовательных   результатов необходимо,   чтобы   учитель   четко   представлял,   какие   образовательные   технологии   следует использовать в учебном процессе. В концепции ФГОС общего образования выделен культурно­ исторический   системнодеятельностный   подход   к   образованию   учащихся,   то   наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии   обучения   зависит   от   многих   факторов:   от   возраста   учащихся,   ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать   продуктивным,   творческим,   исследовательским,   проектным,   информационным технологиям,   не   отрицая   использования   и   других.   Например,   технологии   критического мышления,   технологии   встречных   усилий,   технологии   дифференцированного   обучения.   К наиболее   актуальным   педагогическим   технологиям,   которыми   учитель   должен   овладеть   в процессе   подготовки   к   введению   ФГОС,   следует   отнести   технологию   проблемного   диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что,   если   соотнести   этапы   современного   урока   и   перечень   названных   педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру   урока   и   уметь   его   проектировать,   он   должен   в   достаточной   мере   владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно   организовать   свою   деятельность   и   деятельность   ученика   на   пути   к   достижению поставленных целей невозможно. Технология проблемного диалога. Проблемно­диалогическая технология   дает  развернутый   ответ   на  вопрос,   как  учить,  чтобы   ученики  ставили   и  решали проблемы.   В   словосочетании   «проблемный   диалог»   первое   слово   означает,   что   на   уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения этап формулирования нового знания. Побуждающий диалог состоит   из   отдельных   стимулирующих   реплик,   которые   помогают   ученику   работать   по­ настоящему творчески.  Данное   сотрудничество   позволяет   нам   решать   проблемы   преемственности   в   системе "детский   сад   школа".   Учителя   школы   имеют   возможность  ближе   познакомиться   с  формами работы,   которые   используются   в   детском   саду,   узнать   основные   требования   программы,   по которой   работает   ДОУ,   увидеть   своих   будущих   первоклассников   в   привычной   для   них обстановке. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.  4

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС

Вопросы преемственности уровней дошкольного и начального образования в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019