Вопросы занятости. Безработица.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об обеспечении желаемой занятости и свободного выбора формы и вида деятельности, т.е. общество должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от законов до реальной жизни - дистанция большая. Наряду с личным волеизлиянием людей ( кстати, часто бывает несоответствие запросов работников их личным трудовым качествам ), имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу.
Иконка файла материала Вопросы занятости.doc
Вопросы занятости. Безработица. Под   занятостью   населения   понимается   мера   вовлечения   людей   в   трудовую деятельность и степень удовлетворения их   потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет  об  обеспечении  желаемой занятости   и   свободного   выбора   формы и вида деятельности, т.е.   общество должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться,  а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно,   от законов до реальной жизни ­ дистанция большая.  Наряду с личным волеизлиянием людей ( кстати,   часто   бывает  несоответствие    запросов   работников   их  личным трудовым качествам ), имеют место объективные обстоятельства и условия, не  зависящие от их воли и   желаний.     возможности, сложившаяся  структура производства,  спроса на определенную рабочую силу.  Поэтому можно говорить не о полной занятости  в  смысле  "всеобщей", "поголовной",  а  о  полной занятости  как   доступной:    каждый   изъявляющий   желание  иметь   оплачиваемую  работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей.   Существуют   общественные   потребности,     реальные   Проблема   занятости     населения     очень     актуальна   для   всего   мира.     Директор департамента занятости МОТ  (  Международная организация труда ) Вернер Зенгенбергер считает,  что сейчас проблема занятости стала наднациональной,  схожей по  значимости с проблемами наркотиков и организованной преступности.   В России  в настоящее время создана государственная служба занятости,   призванная   помогать   людям   найти свое место на рынке труда.  Недавно в Москве проходила конференция по вопросам политики занятости,  на которой были разработаны рекомендации по борьбе с безработицей в нашей стране.   безработных     людей   намного   Существует два явления: безработица людей и "безработица" рабочих мест,   т.е. наряду с людьми, не имеющими работы имеются незанятые рабочие места. А безработным по положению МОТ считается тот,  кто может и хочет  работать,  самостоятельно активно занимался поиском работы,  но не смог трудоустроиться, прежде всего, из­за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.   В России в настоящее время   количество     превышает   количество   не соответствующих их запросам рабочих мест,   т.е. предложение рабочей силы превышает спрос на  нее.  Общая  численность безработных в РФ составляет 5,9 млн.человек,  в том числе зарегистрированных  безработных  ­ 2,3  млн.человек ^.  У меня нет статистических данных о том, какой процент от этого числа составляют безработные именно с высшим образованием,     но   известно,   что   в   России   сегодня   преобладает   "беловоротничковая" безработица.   Большую   часть   безработных   (   70%     )   составляют   женщины,     а   также служащие, в том числе и с высшим образованием. Понятно, что  рынок  труда  нуждается в квалифицированном регулировании со стороны государства. Среди основных направлений  государственного регулирования рабочей силы можно   выделить   следующие:   1)   программы   по   стимулированию   роста   занятости   и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке ипереподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы. .                                                     Заключение. Накопленные   материальные   и   духовные   ценности   ­   результаты   развития   науки, культуры, производственный аппарат ­ сами по себе  пассивны  и могут быть использованы для   производства   и   удовлетворения   потребностей   людей   только   в   той   мере,   в   какой изучены,  освоены  людьми.  Роль  образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать     активный     фонд   знаний     и     повышать   его   эффективность.     С   узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании  человека как участника   производства   и   как   потребителя   разнообразной   и   сложной   его   продукции. Подготовка кадров  является таким же важным фактором научно­технического прогресса, как и техническая оснащенность предприятий,  научная организация труда,  экономические стимулы.   Причем,   для экономики любой страны огромное значение   имеет  подготовка специалистов   с высшим   образованием.   Но роль образования не ограничивается только обеспечением   рабочей   силы   профессиональными     знаниями   и   навыками.     Формируя потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного расширения   рынка,   а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование производства. В   ходе     развития   производства   и   научно­технического   прогресса   произошли расширение   и   определенная   перегруппировка потребностей,   удовлетворение которых представляет   собой   содержание   воспроизводства   рабочей   силы.   Потребности   в образовании,   сформировавшиеся   на   экономическом   фундаменте   изменений   в общественном производстве, породили сложную цепь социальных,  культурных  изменений в    условиях   жизни и  в  облике   всех  трудящихся.     Потребности  в  образовании  стали   в процессе воспроизводства  рабочей  силы  в один ряд с потребностями в пище,  одежде и т.д.   К.Маркс отмечал, что возросший уровень образования   трудящихся    является не только выражением роста богатства,  но и существенной предпосылкой этого  богатства, что     с   точки   зрения   непосредственного   производства   образование   индивидуума   может рассматриваться как  производство  основного капитала: "...степень искусности населения является   в   каждый   данный   момент   предпосылкой     совокупного     производства,   ­ следовательно,   главным   накоплением   богатства,   важнейшим   сохраненным   результатом предшествующего   труда."   Известно,  что  конкуренция   ­   это  источник     прогресса.     Это касается как производства вообще, так и рабочей силы в част­ ности.   В   преимущественном   положении   оказываются   люди   с   хорошим     образованием, которые   являются гарантом эффективности любого производства,   фирмы, банка и т.д. Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня.  Только  за  период  с  1970  по1992г.  в США удельный вес лиц, получивших среднее образование,  возрос в структуре рабочей силы с 52%  до 76%, а полу­ чивших  законченное  и  незаконченное высшее образование ­ с21% до 38%. Правда, сейчас в нашей стране появилось  новое   явление   ­безработица среди специалистов с высшимобразованием. Увеличение удельного веса этой категории трудящихся (  дипломированных специалистов   )   среди   лиц   наемного   труда   непосредственно   обусловлено   научно­ технической революцией, т.к. современная экономика не может развиваться без повышения уровня   квалификации   кадров   и   увеличения   в   рабочей   силе   доли     высокообразованных специалистов.   Однако,   в   России   все   чаще   выпускники   вузов   оказываются   лишними   на рынке труда,   не могут найти работу по   специальности и вынуждены заниматься таким делом, которое не требует никакого высшего образования (  например, всем  известна  как велика   доля   дипломированных   специалистов   среди   так   называемых   "челноков"     ). Создавшееся  положение, по­моему,  очень тревожно,  т.к.  свидетельствует о том, что темп роста   экономики   России   значительно   снизился   по     сравнению     с     предыдущими десятилетиями   (   это   и   привело   к   искусственному     ограничению     сферы     применения высокообразованных специалистов ). Между тем,  нельзя  забывать,  что результаты образования носят долговременный характер,     они   не   ограничиваются     удовлетворением     текущих   потребностей   людей   и накладывают   глубокий   отпечаток   на     экономический,     социальный,     культурный     и нравственный   облик   страны   в   течение   будущих   десятилетий.   Таким   образом, капиталовложения   в   сферу   образования     культуру, здравоохранение ) непременно окупятся в государственном масштабе. Непосредственно высшее образование дает долговременный результат, заключающийся в высоком качестве рабочей   силы   (   а   качество   образования   выражается     в   более   интеллектуальном   и эстетическом   исполнении   индивидуальной   рабочей   силой   трудовых   операций,     что способствует повышению потребительских свойств продукции ) и создании основы для ее постоянного  совершенствования  в  течение всей активной жизни человека. .   также   как   и   в   науку,     (