Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об обеспечении желаемой занятости и свободного выбора формы и вида деятельности, т.е. общество должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от законов до реальной жизни - дистанция большая. Наряду с личным волеизлиянием людей ( кстати, часто бывает несоответствие запросов работников их личным трудовым качествам ), имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу.
Вопросы занятости. Безработица.
Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую
деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими
местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об обеспечении желаемой
занятости и свободного выбора формы и вида деятельности, т.е. общество должно
гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место
и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от
законов до реальной жизни дистанция большая. Наряду с личным волеизлиянием людей
( кстати, часто бывает несоответствие запросов работников их личным трудовым
качествам ), имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли
и желаний.
возможности,
сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Поэтому
можно говорить не о полной занятости в смысле "всеобщей", "поголовной", а о полной
занятости как доступной: каждый изъявляющий желание иметь оплачиваемую работу,
имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей.
Существуют общественные потребности,
реальные
Проблема занятости населения очень актуальна для всего мира. Директор
департамента занятости МОТ ( Международная организация труда ) Вернер Зенгенбергер
считает, что сейчас проблема занятости стала наднациональной, схожей по значимости с
проблемами наркотиков и организованной преступности. В России в настоящее время
создана государственная служба занятости, призванная помогать людям найти свое
место на рынке труда. Недавно в Москве проходила конференция по вопросам политики
занятости, на которой были разработаны рекомендации по борьбе с безработицей в нашей
стране.
безработных
людей намного
Существует два явления: безработица людей и "безработица" рабочих мест, т.е.
наряду с людьми, не имеющими работы имеются незанятые рабочие места. А безработным
по положению МОТ считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно активно
занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, изза отсутствия
рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. В России в настоящее
время количество
превышает количество не
соответствующих их запросам рабочих мест, т.е. предложение рабочей силы превышает
спрос на нее. Общая численность безработных в РФ составляет 5,9 млн.человек, в том
числе зарегистрированных безработных 2,3 млн.человек ^. У меня нет статистических
данных о том, какой процент от этого числа составляют безработные именно с высшим
образованием, но известно, что в России сегодня преобладает "беловоротничковая"
безработица. Большую часть безработных ( 70% ) составляют женщины, а также
служащие, в том числе и с высшим образованием.
Понятно, что рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании со стороны
государства. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы
можно выделить следующие: 1) программы по стимулированию роста занятости и
увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке ипереподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по
социальному страхованию безработицы.
. Заключение.
Накопленные материальные и духовные ценности результаты развития науки,
культуры, производственный аппарат сами по себе пассивны и могут быть использованы
для производства и удовлетворения потребностей людей только в той мере, в какой
изучены, освоены людьми. Роль образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и
совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность. С узко
экономической точки зрения функция образования состоит в формировании человека как
участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции.
Подготовка кадров является таким же важным фактором научнотехнического прогресса,
как и техническая оснащенность предприятий, научная организация труда, экономические
стимулы. Причем, для экономики любой страны огромное значение имеет подготовка
специалистов с высшим образованием. Но роль образования не ограничивается только
обеспечением рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя
потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного
расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование
производства.
В ходе развития производства и научнотехнического прогресса произошли
расширение и определенная перегруппировка потребностей, удовлетворение которых
представляет собой содержание воспроизводства рабочей силы. Потребности в
образовании,
сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в
общественном производстве, породили сложную цепь социальных, культурных изменений
в условиях жизни и в облике всех трудящихся. Потребности в образовании стали в
процессе воспроизводства рабочей силы в один ряд с потребностями в пище, одежде и
т.д. К.Маркс отмечал, что возросший уровень образования трудящихся является не
только выражением роста богатства, но и существенной предпосылкой этого богатства,
что с точки зрения непосредственного производства образование индивидуума может
рассматриваться как производство основного капитала: "...степень искусности населения
является в каждый данный момент предпосылкой совокупного производства,
следовательно, главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом
предшествующего труда." Известно, что конкуренция это источник прогресса. Это
касается как производства вообще, так и рабочей силы в част
ности. В преимущественном положении оказываются люди с хорошим образованием,
которые являются гарантом эффективности любого производства, фирмы, банка и т.д.
Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее
образовательного уровня. Только за период с 1970 по1992г. в США удельный вес лиц,
получивших среднее образование, возрос в структуре рабочей силы с 52% до 76%, а полу
чивших законченное и незаконченное высшее образование с21% до 38%. Правда, сейчас
в нашей стране появилось новое явление безработица среди специалистов с высшимобразованием. Увеличение удельного веса этой категории трудящихся ( дипломированных
специалистов ) среди лиц наемного труда непосредственно обусловлено научно
технической революцией, т.к. современная экономика не может развиваться без повышения
уровня квалификации кадров и увеличения в рабочей силе доли высокообразованных
специалистов. Однако, в России все чаще выпускники вузов оказываются лишними на
рынке труда, не могут найти работу по специальности и вынуждены заниматься таким
делом, которое не требует никакого высшего образования ( например, всем известна как
велика доля дипломированных специалистов среди так называемых "челноков" ).
Создавшееся положение, помоему, очень тревожно, т.к. свидетельствует о том, что темп
роста экономики России значительно снизился по сравнению с предыдущими
десятилетиями ( это и привело к искусственному ограничению сферы применения
высокообразованных специалистов ).
Между тем, нельзя забывать, что результаты образования носят долговременный
характер, они не ограничиваются удовлетворением текущих потребностей людей и
накладывают глубокий отпечаток на экономический, социальный, культурный и
нравственный облик страны в течение будущих десятилетий. Таким образом,
капиталовложения в сферу образования
культуру,
здравоохранение ) непременно окупятся в государственном масштабе. Непосредственно
высшее образование дает долговременный результат, заключающийся в высоком качестве
рабочей силы ( а качество образования выражается в более интеллектуальном и
эстетическом исполнении индивидуальной рабочей силой трудовых операций, что
способствует повышению потребительских свойств продукции ) и создании основы для ее
постоянного совершенствования в течение всей активной жизни человека.
.
также как и в науку,
(