Ф.И.О. Лукашева Наталья Петровна
Место работы: МБОУ –Ардонская СОШ г.Клинцы
Должность автора: учитель начальных классов.
УМК «Школа России», 1 класс
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Тема: В. Осеева «Плохо».
Цель |
Познакомиться с произведением В.Осеевой « Плохо» и проанализировать его.
|
Задачи:
|
- проанализировать произведение: определить тему и главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, - находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста; - характеризовать героев, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - учить читать выразительно и по ролям, передавая с помощью интонации замысел автора произведения; |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Планируемые результаты |
Личностные: - содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу; -содействовать осознанию этических понятий, оценки поведения и поступков, персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора - работать над овладением смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач Метапредметные: Познавательные : - читать вслух плавно целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения - понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста - анализировать текст : определять тему, характеризовать героя, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев - уметь ориентироваться в терминах и понятиях: тема, идея, заголовок, содержание произведения, жанр, автор, герой, рассказ, Работа с информацией: - соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации Коммуникативные: -участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме; -объяснять своими словами значение изученных понятий -описывать своё настроение после слушания (чтения) рассказа -работать коллективно и в паре, договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре, в группе Регулятивные: -определять и формулировать цель с помощью учителя -понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю; Совместная деятельность: - проявлять желание работать в
парах, небольших группах; Предметные: - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения - различать прозаическую и стихотворную речь; - понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения -характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; |
Использованные технологии и формы обучения |
Технология смыслового чтения , учебный диалог, игровая, индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах |
Методы |
Словесные, практические; объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения |
Образовательные ресурсы |
Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; листы самооценки в виде ладошки, карточки для работы в группах, рисунки, проектор, экран |
Сценарий урока.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя и учеников |
Планируемые результаты |
||||||||||
Личностные |
Метопредметные |
Предметные |
|||||||||||
1
|
Организационный момент Цель: создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности
|
— Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Ребята, я очень рада вас видеть сегодня .Я хочу , чтобы урок принёс нам радость от общения друг с другом. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волнующим миром литературы. Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Ребята, а чего вы ждёте от нашего урока?
|
- содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу |
РУУД - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; |
|
||||||||
2 |
Проблематизация, актуализация, мотивация |
1.Проверка домашнего задания -Ребята, давайте вспомним, какое вам было предложено домашнее задание? С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Какие задания к этим произведениям я вам предлагала выполнить дома? 1 Выразительное чтение стихотворения «Трезор» .2 Чтение наизусть Р. Сефа «Кто любит собак».Посмотрите, какие иллюстрации вы нарисовали к этим произведениям . Как можно их озаглавить? – Кто, по мнению автора, не сделает людям зла? Почему? Это очень важная тема. Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о детях, узнаем, как другие писатели раскрывают эту важную тему в своих произведениях. 2.Входит ПИШИЧИТАЙ. - Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? -
Узнать меня не трудно. - А сегодня я принёс для вас подарок – новую книгу -Вы любите читать? Я дарю ещё одну книгу в вашу классную библиотеку. Обязательно прочитайте её. Спасибо, Пишичитай, ребята постараются прочитать эту книгу. До свидания, ребята, я ухожу в другой класс. - Ребята, это книга-сборник ,написала её В.А.Осеева, в ней есть произведение, которое мы будем сегодня читать на уроке. - Вы хотите узнать, как называется оно? 3.Постановка учебной задачи -Назовите противоположное по смыслу слово к слову хорошо С каким произведением мы будем знакомиться на урокесл.1 Какую цель мы с вами поставим перед собой? Пользуясь опорными словами, поставьте задачи. Чему мы будем учиться? Познакомиться… Узнать… Проанализировать… -Ребята, знакомились ли мы с этим автором на уроках литературного чтения? Сл.2 Может кто-то из вас читал произведения этого автора? Какие вы молодцы! А может кто-то из вас читал об этом писателе? Сообщения детей -Молодцы, ребята, что читаете и запоминаете факты об авторе. Если у вас возник интерес к какой-нибудь из книг В.Осеевой, вы можете обратиться в библиотеку и узнать ещё много интересного о жизни и творчестве В.Осеевой Сл.3 Ребята, я хочу вам рассказать один факт из жизни маленькой Вали Осеевой. А вы внимательно послушайте и скажите, какие здесь важные слова запомнила маленькая Валя на всю свою жизнь. «Как и вы, Валя очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых. Один раз мама спросила ее: «Понравился тебе рассказ?» Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мама очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Какой же в мудрый важный совет маленькая Валя усвоила от мамы на всю жизнь? (Мало уметь читать, надо уметь думать.) -А как вы понимаете их? Молодцы! Я вам желаю всегда читать вдумчиво, не спеша Эти слова будут девизом нашей работы на уроке ( на доске записаны слова) Сл.4 -Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? Предположите, о чем написала В.Осеева своё произведение с таким названием? Для этого давайте рассмотрим иллюстрацию ( Сл.5) Кто изображён на иллюстрации? Что могло произойти с этими героями? О чём будет наше произведение? Спасибо за ваше мнение. |
Содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;
|
КУУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, -
учёт разных мнений и умение обосновывать своё, читать наизусть стихотворения, Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. Выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
РУУД проявлять
желание самостоятельно РУУД принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; понимать
и удерживать поставленную КУУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. РУУД Удерживать
учебную задачу при
|
- понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения |
||||||||
3 |
Первичное ознакомление |
- А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения . 1.Словарная работа. -Прочитайте слова, которые будут вам встречаться в тексте. Если встретятся непонятные, объясним их лексическое значение. Где можем выяснить значение слов? Я-рост-но, при-па-да-я ,взъе-ро-шен-ный .не-по-да-лё-ку по-спеш-но, гнев-но -Какие из этих слов вы можете объяснить? Где в жизни вы слышали эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим значение слов яростно, гневно Работа в парах. Работа с толковым словарем Как называются такие слова? ( Синонимы) 2.Слушание текста рассказа (аудиозапись) Беседа. -Интересно вам было слушать это произведение? -Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? Опишите своё настроение после слушания. Кто герои этого произведения? К какому жанру относится это произведение? Как вы можете доказать свое мнение? |
содействовать осознанию о
нравственно-этических нормах поведения и правилах |
РУУД Удерживать
учебную задачу при
проявлять
желание самостоятельно описывать
своё настроение после
совместная деятельность проявлять
культуру взаимодействия,
ПУУД понимать
фактическое содержание ориентироваться
в терминах и понятиях: КУУД: - умение договариваться, находить общее решение.
|
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения; различать прозаическую и стихотворную речь;
|
||||||||
4 |
Физкультминутка |
|
|
|
|
||||||||
5. |
Отработка и закрепление |
1. Самостоятельное чтение -Ребята, как вы считаете, вам все было понятно в этом произведении? Я предлагаю вам прочитать этот рассказ самостоятельно 2.Беседа .Объясните, почему лаяла собака? 2.-Кто за котёнком наблюдал? Как вы думаете, чего они ждали? 3.Кто отогнал собаку от беспомощного котенка? 3. Выборочное чтение Каким автор описывает котёнка? Найди в тексте. -Как вы думаете, почему котенок мяукал жалобно? -Что предпринял котенок, пытающийся хоть как-то защититься
от грозной собаки? -Прочитаем, как женщина выбежала. Подберите синоним к этим словам? Почему автор пишет, что женщина поспешно выбежала на крыльцо? - Как вы думаете, почему женщина рассердилась? - Прочитайте, что она сказала мальчикам? Что ответили мальчики?- Как вы считаете, почему же мальчики не помогли котенку? Представьте себя в этой ситуации. Как бы вы поступили, оказавшись на их месте? Были ли в вашей жизни похожие истории? |
содействовать осознанию этических понятий, оценки поведения и поступков, персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора |
ПУУД: -учить читать вслух плавно целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические произведения - находить необходимую информациию. КУУД: - умение договариваться, находить общее решение. |
- понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения
|
||||||||
6 |
Обобщение, систематизация, применение |
1.Выборочное чтение. -Найдите слова, которые подсказывают, каким голосом нужно читать слова женщины и мальчиков. («Сердито крикнула», «гневно», «удивились») - С какой интонацией звучат слова мальчиков? ( с удивлением) 2.Чтение по ролям 2 части 3.Работа в парах (чтение диалога без слов автора) 4.Инсценирование диалога у доски 5.Работа с заголовком. Творческие задания. -Как можно озаглавить этот рассказ по-другому? У этого рассказа есть и другое название – "Cобака яростно лаяла». - Какой заголовок вам больше понравился ? Почему? 6.Работа в группах Ребята, возьмите конверты. Прочитаем задание. Сравнить главных героев : поступки героев, характер героев, моё отношение к героям. -Обсудите все вместе, вспомните правила работы в группе.
Для определения характера героев вам поможет Карточка «Подбери нужные слова» 1.Герои : положительный герой, отрицательный герой, хороший человек 2.Поступки героев: пришла на помощь, ничего не сделали для котёнка, не пришли на помощь, спасла котёнка, отогнала собаку. 3.Характер героев: Мальчики ( равнодушные, смелые, нерешительные, добрые, невоспитанные, безразличные Женщина ( добрая, смелая, заботливая, безразличная, решительная) 4.Моё отношение к героям: нам не понравились мальчики, стыдно за них, не хотели бы иметь таких друзей, плохо поступили , понравилась, уважаем женщину, с неё можно брать пример Проверим вашу работу. Чтение ответов по критериям , сравнение Ребята, вы сказали, что мальчики были равнодушные. Что значит равнодушные? - Хотелось ли вам иметь таких друзей? - Почему? -Кто из героев тебе понравился? Продолжи предложение Я уважаю ..ю Испытываю жалость к … Стыдно за_______________ - Ребята, а если бы у вас была возможность – изменить окончание рассказа, как бы вы его закончили 7.Слушание песни « Про кота». Беседа. |
работать над овладением смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач
|
ПУУД читать
вслух целыми словами без КУУД: проявлять
культуру взаимодействия,
совместная деятельность проявлять
культуру взаимодействия, |
характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, |
||||||||
7 |
Итог урока
|
Смогли мы ответить на вопрос: «Почему рассказ называется «Плохо» ? Работа с пословицами. Давайте прочитаем пословицы. Обсудите с другом значение пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль (идею)этого рассказа Жизнь дана на добрые дела Старый друг лучше новых двух. Определим тему рассказа. О ком этот рассказ? (о детях) В каких словах заключена главная мысль рассказа? Кто их произнёс? Чему учит он нас, над чем заставляет задуматься? Какие качества воспитывает? -Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела). Какие мы ставили задачи перед собой в начале урока? Удалось ли нам их решить? -
Ребята, продолжите
высказывания: На уроке мне понравилось… Где можно применить полученные знания на уроке? Песня дружбы |
ЛУУД: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. |
ПУУД ориентироваться
в терминах и понятиях: тема,
|
характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения |
||||||||
9 |
Домашнее задание |
Ребята, я могу предложить вам прочитать этот рассказ своим родителям, младшим братьям или сестрам, можно нарисовать иллюстрацию к рассказу, если кто-то захочет прочитать другие рассказы В.Осеевой, можно прочитать в пособии «Чтение. Работа с текстом» или обратиться в библиотеку |
|
РУУД проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения
|
|
||||||||
8 |
Рефлексия |
Одуванчик -цветок является символом доброты. Прикрепите свои ладошки к цветку одуванчику. Цветную ладошку– я готов протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается .Белую – мне было безразлично |
ЛУУД: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. |
РУУД с
небольшой помощью учителя |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.