В.Осеева "Плохо"
Оценка 4.7

В.Осеева "Плохо"

Оценка 4.7
doc
13.11.2024
В.Осеева "Плохо"
1класс В.Осеева.Плохо..doc

Ф.И.О. Лукашева Наталья Петровна

Место работы: МБОУ –Ардонская СОШ г.Клинцы

Должность автора: учитель начальных классов.

УМК «Школа России», 1 класс

                                                                              Технологическая карта урока

                                                                                   Литературное чтение

Тема: В. Осеева «Плохо».

Цель

Познакомиться  с произведением В.Осеевой  « Плохо» и  проанализировать  его.

 

Задачи: 

 

-  проанализировать произведение: определить тему и главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру,

- находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;

- характеризовать героев, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- учить читать выразительно и по ролям, передавая с помощью интонации замысел автора произведения;

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты

Личностные:

- содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;

-содействовать осознанию этических понятий, оценки поведения и поступков, персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора

- работать над овладением смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач

Метапредметные:

Познавательные :

- читать вслух плавно целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и  небольшие по объёму прозаические произведения

- понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста

- анализировать текст : определять тему, характеризовать героя, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

- уметь ориентироваться в терминах и понятиях: тема, идея, заголовок, содержание произведения, жанр, автор, герой, рассказ,

Работа с информацией:
- понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,

- соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации

Коммуникативные:

  -участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста:  слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

  -объяснять своими словами значение изученных понятий

  -описывать своё настроение после слушания (чтения) рассказа

  -работать коллективно и в паре, договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре, в группе

Регулятивные:

-определять и формулировать цель с помощью учителя

-понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
-проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения

Совместная деятельность:

- проявлять желание работать в парах, небольших группах;
-проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы

Предметные:

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения

- различать прозаическую и стихотворную речь;

- понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения

-характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

Использованные технологии и формы обучения

Технология смыслового чтения , учебный диалог, игровая, индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах

Методы

Словесные, практические; объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения

Образовательные ресурсы

Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; листы самооценки в виде ладошки, карточки для работы в группах, рисунки, проектор, экран

Сценарий урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

                    Планируемые результаты

Личностные

Метопредметные

Предметные

1

 

 

 

 

 

 

Организационный момент

Цель: создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности

 

 

— Ребята, у нас сегодня на уроке гости.

Ребята, я очень рада вас видеть сегодня .Я хочу , чтобы урок принёс нам радость  от общения друг с другом. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волнующим миром литературы.  Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Ребята, а чего вы ждёте от нашего урока?

 

- содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу

РУУД

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

 

 

2

 

Проблематизация, актуализация, мотивация

1.Проверка домашнего задания

-Ребята, давайте вспомним, какое вам было предложено домашнее задание? С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Какие задания к этим  произведениям  я вам предлагала выполнить дома?

1 Выразительное чтение стихотворения «Трезор» .2 Чтение наизусть Р.  Сефа «Кто любит собак».Посмотрите, какие иллюстрации вы нарисовали к этим произведениям . Как можно их озаглавить? 

– Кто, по мнению автора, не сделает людям зла?  Почему? Это очень важная тема. Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о детях, узнаем, как другие писатели раскрывают эту важную тему в своих произведениях.

2.Входит ПИШИЧИТАЙ.

- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

- Узнать меня не трудно.
Я в книжках так и знай.
Живёт на книжной полке.
Твой друг Пишичитай.
Ты под руку со мною,
Войдешь в волшебный край.
Весь мир тебе откроет
Твой друг Пишичитай.

- А сегодня я принёс для вас подарок – новую книгу

-Вы любите читать? Я дарю ещё одну книгу в вашу классную библиотеку. Обязательно прочитайте её. 

Спасибо, Пишичитай, ребята постараются прочитать эту книгу.

До свидания, ребята, я ухожу в другой класс.           

 - Ребята, это книга-сборник ,написала её В.А.Осеева,  в ней есть произведение, которое  мы будем сегодня читать на уроке.

 - Вы хотите узнать, как называется оно?

3.Постановка учебной задачи

-Назовите противоположное по смыслу слово к слову хорошо

С каким произведением  мы будем знакомиться на урокесл.1

Какую цель мы с вами поставим перед собой? Пользуясь опорными словами, поставьте  задачи. Чему мы будем учиться?

 Познакомиться…

 Узнать…

 Проанализировать…

  -Ребята, знакомились ли мы с этим автором на уроках литературного чтения?                                                                                     Сл.2

Может кто-то из вас читал произведения этого автора? Какие вы молодцы!

А может кто-то  из вас читал об этом писателе?

Сообщения детей 

-Молодцы, ребята, что читаете и запоминаете факты об авторе.

Если у вас возник  интерес к какой-нибудь из  книг В.Осеевой, вы можете обратиться в библиотеку и узнать ещё много интересного о жизни и творчестве В.Осеевой                                                                        Сл.3

  Ребята, я хочу вам рассказать один факт из жизни  маленькой Вали Осеевой. А вы внимательно послушайте и скажите, какие здесь важные слова запомнила маленькая Валя на всю свою жизнь.

 «Как и вы, Валя очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых.

Один раз мама спросила ее: «Понравился тебе рассказ?» Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мама  очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

     Какой же в мудрый важный совет маленькая Валя усвоила от мамы на всю жизнь? (Мало уметь читать, надо уметь думать.) 

 -А как вы понимаете их?

Молодцы! Я вам желаю всегда читать вдумчиво, не спеша

Эти слова будут девизом нашей работы на уроке ( на доске записаны слова)                                                                                       Сл.4

 -Произведение какого жанра мы будем сейчас читать?

Предположите, о чем написала В.Осеева своё произведение с таким названием? Для этого давайте рассмотрим иллюстрацию                   ( Сл.5)

 Кто изображён на иллюстрации?  Что могло произойти с этими героями? О чём будет наше произведение? Спасибо за ваше мнение.

Содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу;

 

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт разных мнений и умение обосновывать своё, читать наизусть стихотворения,
соблюдать орфоэпические и
пунктуационные нормы

Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать речь других.

Выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

 

РУУД

проявлять желание самостоятельно
читать, совершенствовать свой навык
чтения

РУУД принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

понимать и удерживать поставленную
учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за
помощью к учителю

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

РУУД

Удерживать учебную задачу при
прослушивании текста

 

- понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения

3

Первичное ознакомление

- А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения .

1.Словарная работа. -Прочитайте  слова, которые будут вам встречаться в тексте. Если встретятся непонятные, объясним их лексическое значение. Где можем выяснить значение слов?

Я-рост-но, при-па-да-я ,взъе-ро-шен-ный .не-по-да-лё-ку 

по-спеш-но, гнев-но       

-Какие из этих слов вы можете объяснить? Где в жизни вы слышали эти слова?

Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим значение слов яростно, гневно

Работа в парах. Работа с толковым словарем

Как называются такие слова? ( Синонимы)

2.Слушание текста рассказа (аудиозапись)

Беседа. -Интересно вам было слушать это произведение? -Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? Опишите своё настроение после слушания. Кто герои этого произведения?

 К какому жанру относится это произведение? Как вы можете доказать свое мнение?

содействовать осознанию о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений

РУУД

Удерживать учебную задачу при
прослушивании текста

 

проявлять желание самостоятельно
читать, совершенствовать свой навык
чтения

описывать своё настроение после
слушания (чтения) рассказа

 

совместная деятельность

проявлять культуру взаимодействия,
терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть
работы

 

ПУУД

понимать фактическое содержание
прочитанного или прослушанного
произведения

ориентироваться в терминах и понятиях:
жанры, тема,
идея, заголовок, содержание произведения,
автор,
герой, рассказ,

КУУД:

- умение договариваться, находить общее решение.

 

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения;

различать прозаическую и стихотворную речь;

 

4

Физкультминутка

 

 

 

 

5.

Отработка и закрепление

1. Самостоятельное чтение

-Ребята, как вы считаете, вам все было понятно  в этом произведении? Я предлагаю вам прочитать этот рассказ самостоятельно

2.Беседа .Объясните, почему  лаяла собака?

2.-Кто за  котёнком наблюдал?   Как вы думаете, чего они ждали?                                    

3.Кто отогнал собаку от беспомощного котенка?

3. Выборочное чтение

 Каким автор описывает котёнка? Найди в тексте.

-Как вы думаете,  почему котенок мяукал жалобно?

-Что предпринял котенок, пытающийся хоть как-то защититься от грозной собаки?
Равны ли были силы собаки и котенка?

-Прочитаем,  как женщина выбежала. Подберите синоним к этим словам? Почему автор пишет, что  женщина поспешно выбежала на крыльцо?

- Как вы думаете, почему женщина рассердилась?

- Прочитайте, что она сказала мальчикам?

Что ответили мальчики?- Как вы считаете, почему же мальчики не помогли котенку?  Представьте себя в этой ситуации. Как бы вы поступили, оказавшись на их месте? Были  ли в вашей жизни похожие истории?

содействовать осознанию этических понятий, оценки поведения и поступков, персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора

ПУУД:

-учить читать вслух плавно целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и  небольшие по объёму прозаические произведения

- находить необходимую информациию.

КУУД:

- умение договариваться, находить общее решение.

- понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения

 

6

Обобщение, систематизация, применение

1.Выборочное чтение.

-Найдите слова, которые подсказывают, каким голосом нужно читать слова женщины и мальчиков. («Сердито крикнула», «гневно», «удивились»)

 - С какой интонацией звучат слова мальчиков? ( с удивлением)

2.Чтение по ролям 2 части

3.Работа в парах (чтение диалога без слов автора)

4.Инсценирование диалога у доски

5.Работа с заголовком.

 Творческие задания.

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому? У этого рассказа есть и другое название – "Cобака яростно лаяла».

- Какой заголовок вам больше понравился ? Почему?

6.Работа в группах

Ребята, возьмите конверты. Прочитаем задание. Сравнить главных героев : поступки героев, характер героев, моё отношение к героям.

-Обсудите все вместе, вспомните правила работы в группе. 

Герои

 Поступки героев

Характер героев

Моё отношение к героям

 

Мальчики

Женщина

 

 

 

Для определения характера героев вам поможет

 Карточка «Подбери нужные слова»

1.Герои  : положительный герой, отрицательный герой, хороший человек

2.Поступки героев: пришла на помощь, ничего не сделали для котёнка, не пришли на помощь, спасла котёнка, отогнала собаку.

3.Характер героев:

Мальчики ( равнодушные, смелые, нерешительные, добрые, невоспитанные, безразличные

Женщина ( добрая, смелая, заботливая, безразличная, решительная)

4.Моё отношение к героям: нам  не понравились мальчики, стыдно за них, не хотели бы иметь таких друзей, плохо поступили , понравилась, уважаем женщину, с неё можно брать пример

Проверим вашу работу. Чтение ответов по критериям , сравнение

Ребята, вы сказали, что мальчики были равнодушные. Что значит равнодушные?

- Хотелось ли вам иметь таких друзей? - Почему?

-Кто из героев тебе понравился? Продолжи предложение

Я уважаю ..ю

Испытываю жалость к …

Стыдно за_______________

- Ребята, а если бы у вас была возможность – изменить окончание рассказа, как бы вы его закончили 7.Слушание песни « Про кота». Беседа.

работать над овладением смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач

 

ПУУД

читать вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и
небольшие по объёму прозаические
и стихотворные произведения

КУУД:

проявлять культуру взаимодействия,
терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть работы, находить общее решение, объяснять своими словами значение
изученных понятий( заголовок)

   

совместная деятельность

проявлять культуру взаимодействия,
терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть
работы

характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя,

7

Итог урока

 

Смогли мы ответить на вопрос: «Почему рассказ называется «Плохо» ?

Работа с пословицами. Давайте прочитаем пословицы.

Обсудите с другом значение пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль (идею)этого рассказа

Жизнь дана на добрые дела

Старый друг лучше новых двух.

Определим тему рассказа. О ком этот рассказ? (о детях) В каких словах заключена главная мысль рассказа? Кто их произнёс?

Чему учит он нас, над чем заставляет задуматься? Какие качества воспитывает?

-Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела). 

Какие мы ставили задачи  перед собой в начале урока? Удалось ли нам их решить?

- Ребята, продолжите высказывания: 
 На уроке я узнал (а)…   На уроке я учился (лась)…

На уроке мне понравилось…

Где можно применить  полученные знания на уроке?

Песня дружбы

ЛУУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

ПУУД

ориентироваться в терминах и понятиях: тема,
идея, заголовок, содержание произведения,
автор, герой, рассказ,

 

характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения

9

Домашнее задание

Ребята, я могу предложить вам прочитать этот рассказ своим родителям, младшим братьям или сестрам, можно нарисовать иллюстрацию к рассказу, если кто-то захочет прочитать другие рассказы В.Осеевой,  можно  прочитать в  пособии  «Чтение. Работа с текстом» или  обратиться в библиотеку

 

РУУД

проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения

 

 

8

Рефлексия

Одуванчик -цветок является символом доброты. Прикрепите свои ладошки к цветку одуванчику. Цветную ладошку–  я  готов протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается .Белую  – мне было безразлично

ЛУУД:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

РУУД

с небольшой помощью учителя
оценивать свои успехи/ трудности в
освоении читательской деятельности

 

 


Ф.И.О. Лукашева Наталья Петровна

Ф.И.О. Лукашева Наталья Петровна

Регулятивные: -определять и формулировать цель с помощью учителя -понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю; -проявлять желание самостоятельно…

Регулятивные: -определять и формулировать цель с помощью учителя -понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю; -проявлять желание самостоятельно…

Организационный момент Цель: создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности —

Организационный момент Цель: создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности —

Спасибо, Пишичитай, ребята постараются прочитать эту книгу

Спасибо, Пишичитай, ребята постараются прочитать эту книгу

А как вы понимаете их? Молодцы!

А как вы понимаете их? Молодцы!

ПУУД понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения ориентироваться в терминах и понятиях: жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, автор, герой, рассказ,

ПУУД понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения ориентироваться в терминах и понятиях: жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, автор, герой, рассказ,

Отработка и закрепление 1 . Самостоятельное чтение -Ребята, как вы считаете, вам все было понятно в этом произведении?

Отработка и закрепление 1 . Самостоятельное чтение -Ребята, как вы считаете, вам все было понятно в этом произведении?

Обсудите все вместе, вспомните правила работы в группе

Обсудите все вместе, вспомните правила работы в группе

Итог урока Смогли мы ответить на вопрос: «Почему рассказ называется «Плохо» ?

Итог урока Смогли мы ответить на вопрос: «Почему рассказ называется «Плохо» ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2024