Управление образования администрации города Бузулука
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение города Бузулука «Основная общеобразовательная школа № 9»
Методическая разработка
Тема: Волшебный мир сказок: «У лукоморья дуб зелёный …А.С. Пушкин.»
Форма проведения: урок,
Адресат: (обучающиеся 2 класса)
Автор: Козлова Валентина Васильевна,
должность (направление деятельности): учитель начальных классов
город Бузулук
2024 год
Название УМК |
«Школа России» |
Учебная литература |
Литературное чтение |
Учитель |
Козлова Валентина Васильевна |
Класс |
2 класс |
Тема урока |
Волшебный мир сказок: «У лукоморья дуб зелёный …А.С. Пушкин.» |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Принципы |
Психологической комфортности, наглядности, доступности, активности. |
Методы обучения |
Объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый, наглядный, словесный (работа с книгой), практический (самостоятельная работа), беседа. |
Формы организации деятельности учащихся |
Фронтальная, коллективная, в «парах», самостоятельная работа |
Формы проверки достижения ожидаемого результата |
Фронтальный контроль; индивидуальный контроль; самоконтроль.
|
Цель урока |
Углубить знания обучающихся о сказках А. С. Пушкина и познакомить со вступлением к поэме: «Руслан и Людмила». |
Задачи |
Продолжить формирование школьной мотивации, формировать познавательную, информационную и коммуникативную компетентность, развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; воспитывать патриотические чувства к Родине, к РН сказкам, взаимопомощь, работать над культурой общения со сверстниками, продолжить формирование опыта работы в паре. |
Планируемые результаты |
|
Предметные УУД |
Уметь находить и использовать различные приёмы для решения проблемы, уметь использовать текст учебника и видеозапись для конечного результата |
Личностные УУД |
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие класса. Эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;-стремления к успешности в учебной деятельности; |
Регулятивные УУД |
Ученик развивает навыки: принимать и сохранять заданную учебную цель; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера - сделанных ошибок; адекватно понимать оценку взрослого, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение осуществлять взаимоконтроль совместной деятельности, умение контролировать процесс и результат своей деятельности
|
Познавательные УУД |
Школьник учится: осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. – самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями. Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. Осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения. |
Коммуникативные УУД
|
Школьник учится: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учится работать в группе, паре, формулировать собственное мнение и позицию. – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника и принимать его суждения и позицию. |
Оборудование: |
Учебник литературное чтение для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 1ч / Л.Ф. Климанова В. Г. Горецкий и др /. Москва: Просвещение,2022 г., телевизор, ноутбук, презентация, карточки с жанрами для работы в паре, иллюстрации сказок, аудиозапись поэмы, толковый словарь С.И. Ожегова, аудиозапись «Шум моря», раздаточный материал (скрепки), (приложение). |
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
УУД
|
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
II. Речевая разминка: работа над дикцией.
|
- Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай.
- Ребята, кто мне скажет чему мы учимся на уроках чтения? (читать, рассказывать, работать с текстом, говорить полным ответом на вопросы)
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа, но прежде чем мы начнём говорит , читать, необходимо язычки нам всем размять.
Слайд 1 Мы будем выговаривать, Мы будем разговаривать. Правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - Молодцы !
- А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. |
(приветствую учителя. проверяют готовность к уроку слушают стихотворение)
( учащиеся отвечают на вопросы учителя)
(слушают задание)
(-читают медленно, -читают с ускорением, -читаю выразительно)
(учащиеся рассматривают иллюстрации) |
Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).
|
||||||||||||||||||
III. Этап актуализации и знаний. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Физкультминутка
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения.Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.
VII. Первичное закрепление новых знаний и способов действий Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.
Физкультминутка
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
IХ. Итог урока
Х. Домашнее задание Дифференцированные задания (по выбору)
ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
1.Работа с иллюстрациями. Слайд 2-8 - Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите мне, к каким произведениям они даны? Какие это сказки? (это сказки литературные и волшебные) -Почему? ( Литературную сказку написал автор, а волшебные народ, потому что в каждой сказке происходят чудеса, волшебство). - Кто автор этих сказок? ( А.С. Пушкин). - Чтобы вспомнить в каких жанрах работал А. С. Пушкин, мы поработаем в «парах» 2. Работа в «парах». - Определите жанр отрывков из произведений, которые вам даны на карточках.
Приложение
1 «Ложился
на поля туман,
Унылая пора! Очей очарованье!
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
«Сказка о Царе Салтане » (сказка) Вывод: Молодцы, ребята! Вы правильно определили жанры предложенных произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. А ещё его называли солнцем русской поэзии.
Кошка встала, потянулась! Лапки вытерла, прогнулась! Коготками шевелит, Ничего у киски не болит! Ножки от сидения у кошки затекли, Ты подвигай ими, разомни! Ножку – влево, ножку – вправо, А теперь – вперёд, назад. Лапкой ушки почесала, Клубком на лавке подремала. Жмурит глазки и мурчит, Играть с собою не велит. - Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. - Мы будем изучать произведение А.С. Пушкина. - Что мы должны узнать на уроке? - Определим учебную задачу? Слайд 9-10 Мы вспомним произведения этого автора, познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать и работать с текстом. 1. Рассказ о поэте. - Ребята, что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта? Слайд 11-12 (портрет А.С. Пушкина) - Родился А. С. Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил чтение. Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки. Слайд 13 ( с портретами бабушки и няни А. С. Пушкина) - ( учитель добавляет ответы учащихся рассказом о жизни и творчестве поэта) А. С. Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. Пушкина Сергей Львович был поклонником французской литературы. Среди его знакомых было очень много писателей. Мать – надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей. Воспитанием Пушкина занималась его бабушка и няня, которая нянчила поэта с пелёнок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью ,она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда няня умерла, то А.С. Пушкин тяжело переживал её смерть. Арина Родионовна практически заменила ему маму. В семье Пушкиных кроме Саши было ещё двое детей –старшая сестра Оля и младший брат Лев. - Ну, а сейчас мы будем знакомиться с новым жанром в творчестве А. С. Пушкина - поэмой. - Продолжаем узнавать новое. 2.Работа со словарем И. С. Ожегова. Слайд 14 ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Поэма - это новый вид жанра произведений А.С. Пушкина . Работа над произведением. Первичное закрепление. 1.Прослушивание аудиозаписи: «У лукоморья дуб зелёный….» https://knigavuhe.org/book/2577-u-lukomorja-dub-zeljonyjj/
2. Беседа по прослушанному: - Понравился ли отрывок? - Что понравилось? - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? - «У лукоморья дуб зелёный …», является отрывком из большой поэмы: «Руслан и Людмила». Слайд 15 - Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет. Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах. 3. Словарно - лексическая работа. 1. Откройте учебники на стр. 86-87 Слайд 16 -17 - А теперь прочитаем произведение. Читать будем с карандашом в руках. Если вам встретится незнакомое слово, вы его подчеркните. - Какие слова вы подчеркнули? 2. Объяснение непонятных слов. Слайд 18 - 19 Используя слова: «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь», и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством. -А
что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? 3. «Работа в парах». У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека Подберите к устаревшим словам современный синоним. Соедините их стрелочками. - Ребята, предлагаю всем вместе вспомнить, что такое синоним. Молодцы! (ответы дополняет учитель) Приложение 2
Релаксация – «У моря», (под музыку) https://slavclub.ru/zvuki-dlya-detej/shum-morya
-Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря). - Расскажите, что вы услышали? (крик птиц, шум моря). - Скажите, где вы сейчас мысленно оказались? - И вдруг на берегу моря мы видим …. –Кто узнал это дерево, назовите? ( на доске появляется иллюстрация могучего дуба)
1.Изучающее чтение. Анализ произведения. Слайд 20-24 - Как вы думаете. Почему А.С. Пушкин выбрал из деревьев дуб? ( в сказках всегда говорят о могучем дубе) - Что за кот живёт под дубом? - Что он там делает? - В какое время дня кот ходит по золотой цепи? - А зачем он по ней ходит? - Почему на неведомых дорожках, невиданные следы?( сказочные). - Какие чудеса мы встретили? 2. Словесное рисование (фронтальная работа) Нарисуйте словами избушку на курьих ножках, Бабу-Ягу, лешего, витязя. - Ребята, а кто такие витязи? ( Воины, защищающие Русь.) - Какова главная мысль отрывка: «У лукоморья дуб зелёный….» ? ( там русский дух, там Русью пахнет) -Как вы, понимаете эти строки? - Какой вывод мы сделаем? Вывод: ( все чудеса пришедшие к нам из старины и есть Русь – сильная и могущественная. А. С. Пушкин в строках этого отрывка показал нам свою любовь к русской земле.) 3. Работа с иллюстрацией. Слайд 25 - 27 - Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке на с.86-87. 4.Работа над выразительностью чтения. Чтение цепочкой.( по 2 строчки) - Ребята, какую интонацию вы будете использовать, читая этот сказочный отрывок? (медленно, певуче) - В завершении урока, предлагаю вам Викторину по произведению. (+/-) 5.Викторина по произведению. (+\-) 1. Этот кот поёт, говорит,рассказывает? 2. Это леший над златом чахнет? 3. Это царевне верно служит серый волк? 4.Это Баба – Яга выходит из волн морских? Это ступа без окон и дверей?
- Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Достигли мы их? - Каким же образом А.С. Пушкин открыл нам сказочный мир поэзии? - Что выражает поэт через свои произведения? - К какому выводу мы пришли? Вывод: Через свои произведения А.С. Пушкин выразил огромную любовь к Родине, к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. - Оценки за урок 1. Научитесь читать выразительно отрывок из поэмы до слов ( «И с ними дядька их морской…»; нарисуйте понравившееся чудо. 2. Выучите наизусть половину отрывка из поэмы до слов( « И с ними дядька их морской…»; нарисуйте понравившееся чудо.
- Наш урок заканчивается… -Мысленно оцените свою работу на уроке. - На партах у вас лежат скрепки (жёлтый, синий). Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее - подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите выбранные скрепки.. СЛАЙД 29 Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение. Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое. - У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара . То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина. Читайте книги Пушкина.
|
(слушают задание, отвечают на вопросы)
(слушают задание и выполняют в «парах»)
( учащиеся определяют жанр из произведений)
( учащиеся читают отрывки из произведений)
( делают вывод с помощью учителя)
(учащиеся выполняют движения под музыку за учителем)
( с помощью учителя формулируют тему урока, ставят учебную задачу урока) (участвуют в подводящем к теме диалоге)
(рассказ ученицы, учитель добавляет сведения из биографии А.С. Пушкина)
( формируют свои мысли в устной форме)
(работа со словарём С.И. Ожегова)
(прослушивание аудиозаписи)
(учащиеся работают с текстом учебника)
( учащиеся зачитывают незнакомые слова)
(работа в парах)
( объясняют значения слов, как понимают сами)
( ответы учащихся -это слова которые пишутся и произносятся по – разному, а по смыслу одинаковые )
(учащиеся слушают под музыку звуки природы)
( на доске учащиеся видят могучий дуб)
(ответы учащихся на вопросы учителя)
(принимают и сохраняют учебную цель и задачу)
(отрабатывают выразительность чтения)
(слушают задание и отвечают на вопросы викторины)
(делают выводы и обобщения.)
(слушают объяснения учителя, записывают задание в дневник)
(осуществлять самоконтроль)
(учащиеся выбирают скрепки и скрепляют их) |
Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О).
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Личностные УУД: - учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся (П).
Поиск и выделение необходимой информации (О).Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л).
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона;; Подведение к выводу (Р).
Коммуникативные умения:-формулировать собственное высказывание, мнение.
уметь безошибочно, точно записывать задание)
Личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивацией
Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль;
|
Источники:
1. Учебник литературное чтение для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 1ч / Л.Ф Климанова,
В. Г. Горецкий и д р/. Москва: Просвещение, 2021 г.
2. Яндекс картинки (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина)
3. Аудиозапись поэмы : « У лукоморья дуб зелёный …» https://knigavuhe.org/book/2577-u-lukomorja-dub-zeljonyjj/
4. Аудиозапись : Шум моря». https://slavclub.ru/zvuki-dlya-detej/shum-morya
Приложение 1
Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
Приложение 2
Соедините стрелочками синонимы |
|
Дол |
берег |
Брег |
по очереди |
Витязь |
берёт в плен |
Чредой |
долина |
Тужит |
воин |
Чахнет |
грустит |
Пленят |
сохнет |
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.