Урок русского языка
2 класс
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: углубление представлений учащихся об интонации предложений; развитие умения правильно произносить предложения, употреблять нужный знак препинания.
Ход урока
I. Чистописание.
Списать красиво предложения (запись на доске).
На землю выпал пушистый снег.
Пушистый снег выпал на землю!
- Подчеркните и объясните в словах орфограммы.
- Выделите основу предложений.
II. Работа над темой.
- Эти предложения помогут определить тему нашего урока.
- Прочитайте эти предложения. Что заметили? (По-разному произнесли одно и то же предложение.)
- Изменилась ли при этом основа предложения?
- Что можно сказать о первом предложении?
- Какое оно по цели высказывания? А по интонации?
- Что можно сказать о втором предложении?
- Чем предложения отличаются? (Интонацией.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод. Повествовательные предложения могут быть восклицательными или невосклицательными.
- От чего это зависит? (От интонации, с которой произносится предложение.)
- Что выражают восклицательные предложения? (Они выражают сильные чувства.)
- Назовите тему нашего урока.
- Сегодня на уроке будем учиться различать предложения по интонации, правильно произносить их и ставить нужный знак в конце предложения.
III. Работа над темой.
1.Упражнение 202, с. 93 - устный разбор.
- Прочитайте предложения так, как указывают знаки препинания.
- Что заметили? (Одно и то же предложение прочитали по-разному.)
- Почему?
- Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные.)
- А по интонации? (Невосклицательное и восклицательное.)
- Что можете сказать об остальных предложениях?
- Какие они по цели высказывания и по интонации.
2. Чтение в учебнике сведений о языке нас. 93.
3. Упражнение 203, с. 93 - выполнение по вариантам (группам).
I вариант (группа) - выписывает повествовательные предложения;
II вариант (группа) - вопросительные и восклицательные предложения.
- Что заметили?
Это интересно
Греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой; испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце, но и в начале предложений в перевернутом виде. Армяне в конце повествовательного предложения ставят двоеточие.
Физкультминутка
|
IV. Рассмотрите рисунки. |
Паша Миша Оля
- Можно ли по выражению лица определить, с каким чувством говорит человек?
- Какое чувство выражает лицо Паши? Миши? Оли?
- Прочитайте текст. (Текст на каждой парте.) Миша, Паша и Оля пришли в лес за черникой.
- Как красиво в лесу. Как много ягод!
- Неужели черника еще не созрела? Но как же ее много!
- Посмотрите, кто-то вырвал кустики черники и бросил! Как можно так вредить природе! Ведь кустик черники может жить около ста лет!
- Угадайте, кто что сказал.
- С каким чувством говорил Паша? Миша? Оля?
- Чем была возмущена Оля?
- Что можно сказать о предложениях? Какие они по цели высказывания и по интонации?
V. Итог урока.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- По интонации?
- Поставьте знаки препинания в конце предложений. Объясните их постановку.
Запись на доске:
Брат вытащил крошечного мышонка
Да какой же он маленький
Разве такие бывают
Домашнее задание: упражнение 204, с. 94.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.