Воспитание чувства патриотизма у детей школьного возраста
Оценка 4.8

Воспитание чувства патриотизма у детей школьного возраста

Оценка 4.8
doc
классное руководство
5 кл—9 кл
24.02.2023
Воспитание чувства патриотизма у детей школьного возраста
Статья посвящена формированию у учащихся школьного возраста чувства патриотизма. Обращено внимание на актуальность данного направления в воспитательной работе. Изложены принципы и функции патриотического воспитания школьников. Затронуты "Разговоры о важном" и их роль в данном направлении.
Воспитание чувства патриотизма у детей школьного возраста.doc

Султангулова Лениана Павловна

МАОУ-СОШ № 93 г. Екатеринбурга

Воспитание чувства патриотизма у детей школьного возраста 

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

Н.М.Карамзин

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин обратился с таким обращением: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС), общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 

       От того, насколько хорошо будет сформировано чувство патриотизма у молодого поколения, будет зависеть и прочность Российской Федерации, ведь на его основе укрепляется любовь к Родине, возникает чувство ответственности за ее могущество, развивается достоинство личности.

В. В. Путин в своем послании отметил, что тема патриотизма становится одной из доминирующих в государстве, а потому необходимо заниматься популяризацией здорового образа жизни среди детского и юношеского поколения, необходимости привлечения к спорту. Необходимо воспитывать молодое поколение здоровыми, смелыми, мужественными, в духе патриотизма, не переставая напоминать как важно и нужно любить свою семью, родной город, республику, страну. Спорт, физические нагрузки формируют у ребят такие качества как стойкость, мужество, дисциплинированность, способность переносить самые суровые испытания, воспитание в духе гордости за родную страну, необходимые для достижения победы. Также В. В. Путин заявил о необходимости развития массового спорта, спорта высоких достижений, так как это тесно связано и с патриотическим воспитанием, и с подготовкой к службе в Вооруженных Силах.

 

Цель патриотического воспитания в российском обществе - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности.

       Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян.

       Важную роль в формировании патриотического сознания играет категория нравственности. 

 Патриотическое сознание приобретает ценность только тогда, когда оно получает реализацию на практике в виде конкретных действий и поступков, представляющих в совокупности патриотическую деятельность. Поведение человека только тогда может считаться патриотическим, когда оно имеет положительное значение для Отечества и не вредит другим этносам и государствам. Для Родины важна деятельность по сохранению ее потенциала во всех областях, но в первую очередь - в духовной.      

 Принципы патриотического воспитания

      Можно выделить несколько основных принципов, на которых базируется патриотическое воспитание - общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса:

Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.

Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.

Принцип учета индивидуальных, возрастных и национальных различий в патриотическом воспитании школьников.

Принцип исторической и социальной памяти.

Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.

Приведенные принципы, предъявляют требования к тому, как нужно организовывать патриотическое воспитание, определив сущностные характеристики, структуру и функции патриотического воспитания школьников.

  Сущностные характеристики системы патриотического воспитания

 Рассмотрим сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников:

Многофакторность системы - определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено, целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе (целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств, организацию процесса патриотического воспитания школьников, контроль, коррекцию над ходом процесса, принятие управленческих решений, и прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания);

Перспективность - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.

Комплексность - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость - характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Целостность - означает завершенность, тотальность.

Активность - характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».

 Функции патриотического воспитания

        Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

        Среди функций патриотического воспитания выделяются:

1) ориентирующая функция.

Помогает педагогам выработать систему ценностей и ценностных ориентаций, в соответствии с основной целью воспитания.

2) мотивационно-мобилизационная функция.

Педагог всегда должен понимать, какой мотив может лежать в основе патриотического воспитания. К главным мотивам можно отнести интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и идеалы ученика. К важным факторам мотивации относят достижения. Это потребность в достижении высоких результатов.

3) информационная функция.

Несомненно, педагог - главный источник информации для обучаемых.

4) организационная функция.

Связана, в основном, с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

5) преобразующая функция.

6) координирующая функция.

Преподаватель выступает в роли координатора при формировании патриотического воспитания.

7) прогностическая функция.

Выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях, что необходимо для определения дальнейшей стратегии своей деятельности.

8) контролирующая функция.

9) коррекционная функция.

Две последние функции необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс.

Результатом гражданско-патриотического воспитания, построенного на данных принципах, должно стать:

- осознание молодёжью принадлежности к российскому государству и народу;

- уважение к истории и русскому языку, региональным языкам своего народа, страны;

- чувство гордости и уважения к своим родителям, предкам, народу, месту, где ребёнок родился;

- знание культуры своего народа и стремление соблюдать его традиции.

       Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы.

       Критерии эффективности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его эффективность, т.е. те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.

       Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.

       Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.

Основой программы по формированию чувства патриотизма у детей моего класса, где я являюсь классным руководителем, является высказывание академика Д.С.Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Задачи программы:

1.     Ученики должны знать наизусть слова государственного гимна Российской Федерации;

2.     У учащихся должен сформироваться навык правильного прослушивания государственного гимна России;

3.     Ученики должны знать государственную символику (флаг, герб) России;

4.     Учащиеся должны знать такие понятия, как «патриот», «Родина», «Отечество», «держава», «президент», «герб», «флаг», «гимн», «ветеран», «вечный огонь»;

5.     Ученики должны знать такие важные даты, как 22 июня 1941 года, 9 Мая 1945 года, 12 апреля 1961 года и др.;

Сейчас формированию чувства патриотизма у детей способствуют уроки «Разговоры о важном». Кроме этого учащиеся привлекаются к участию в акциях «От сердца к сердцу», «Бессмертный полк», «Письмо солдату», «Помоги солдату» (Сбор теплых и других необходимых вещей). Организуются встречи с участниками боевых действий и ветеранами различных войн, просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности.

Подрастающее поколение должно понимать, что здорово быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну.

Список использованных источников

 

1) Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.- 2006.  №6.

2) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

3) Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.

4) Куманев Г. А. Час мужества. М., Изд-во Оникс, 2008, 192 с.; 1941-1945. М., Изд-во политической литературы, 1982.

5) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания.. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 508, [1] с.: ил. – (Высшее образование)

6) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. –С. 141-145.

7) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5. – С. 109-225.

http://ru.wikipedia.org

http://www.patriot-nsk.narod.ru

http://ros-idea.ru/site/163

http://un-museum.ru


Скачано с www.znanio.ru

Султангулова Лениана Павловна

Султангулова Лениана Павловна

Цель патриотического воспитания в российском обществе - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности

Цель патриотического воспитания в российском обществе - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности

С и с т е ма т и ч н о с т ь и длител ь н о с т ь - п р…

С и с т е ма т и ч н о с т ь и длител ь н о с т ь - п р…

Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана

Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана

Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами

Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами

Сейчас формированию чувства патриотизма у детей способствуют уроки «Разговоры о важном»

Сейчас формированию чувства патриотизма у детей способствуют уроки «Разговоры о важном»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023