Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
Оценка 4.9

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

Оценка 4.9
doc
02.05.2020
Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
Воспитание духовно-нр качеств ШВН.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 г. Апатиты

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

 

 

 

 

Воспитатель: Шалатонова В.Н.

 

 

 

 

2020 г.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций.

 

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Каждый из нас понимает, что именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных норм поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а с тем, что хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и оценкой собственного поведения.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в создании условий, необходимых для того, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

В связи с этим главная роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала старших дошкольников во взаимодействии ДОУ, семьи и общественных организаций.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Для того, чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Для этого педагоги должны сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть! Задача нашего поколения - сохранить и приумножить эту самобытность. Мы понемногу растеряли свои национальные черты, отвергли в своё время православие и духовность. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Целесообразно более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание нравственности. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в таких видах детской деятельности как игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Направления работы по духовно-нравственному воспитанию детей:

«Познай себя»

- подводить детей к осмыслению себя;

- учить управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), сопоставлять личные черты характера;

- воспитывать в детях доброжелательность и сочувствие.

 

«Познай других»

- знакомить с понятиями: любовь, добро, дружба, друзья, уважение и др.;

- развивать коммуникативные умения и навыки (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать);

- развивать умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками;

- формировать умения настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других;

- развивать социальную активность.

 

«Познание окружающего мира»

- знакомить с понятиями: «малая родина», Отечество, родная земля, родной язык и т.п.;

- знакомить с государственной символикой, символикой своего города, достопримечательностями родного края;

- воспитывать гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

- формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.

Формы организации детей.

- беседы духовно-нравственного содержания; ситуативные разговоры

- экскурсии и целевые прогулки

- чтение художественной литературы

- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

- выставки детского творчества

- праздники и развлечения

- трудовая деятельность

- художественное творчество.

 

Главную роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

 Родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, православием и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности и в этом им помогает ДОУ.

Для решения задач духовно - нравственного воспитания в детском саду, особое внимание уделено социально-педагогическим проектам. Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества дошкольного образования.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело:

- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- выставки семейных поделок из различных материалов;

- конкурсы рисунков.

 

Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию нами включены праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий – сохранить и возродить культурные традиции предков, чтобы будущие поколения чтили и любили светские и православные памятные даты своего Отечества. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осень в гости к нам пришла»; зимой — «Новый год»«Рождество»«День защитников Отечества»«Масленица»; весной— «Праздник мам»«Сороки»«Пасха»«День Победы»; летом - «День берёзки».

Праздничные утренники проводятся в форме увлекательных игр, развлечений, в котором дети и родители принимают непосредственное участие. Заканчиваются такие мероприятия, как правило угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Атмосфера игры и праздника, веселья и угощений воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В совместной творческой деятельности дети знакомятся с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. 

 К сожалению, современные дети, не могут увидеть многих старинных вещей, которые раньше русские люди использовали в быту, многие из них стали раритетом, поэтому необходимо совместно с родителями проводить работу, направленную на ознакомление детей с различными предметами старины: кухонная утварь, посуда, одежда, предметы быта и многое другое.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. 

С родителями необходимо использовать разные формы работы:

- родительские собрания

- семейные гостиные, лектории

- участие родителей в совместной деятельности

- анкетирование, тестирование

- выставки совместного творчества

- консультативная наглядная информация.

 

Вся эта работа даст хороший результат в тесном сотрудничестве воспитателя и родителей, если будут интересными темы для родителей, хорошая подготовка проведения разнообразных мероприятий, и в первую очередь заинтересованность самого воспитателя.

 

Работа по духовно – нравственному воспитанию дошкольников не ограничивается рамками образовательного пространства ДОУ. Наши воспитанники являются участниками и победителями различных интернет – конкурсов и викторин, участвуют в городских, региональных, Всероссийских и международных конкурсах. Многие дети посещают секции, кружки в музыкальной, спортивной школах, занимаются в доме творчества, в дворце культуры, посещают библиотеку.

Мы, взрослые, должны развивать в детях интерес к прекрасному: общение с природой, увлечение музыкой, литературой, живописью, театром. Общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Мы - взрослые, наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Всё, что сформируется в детском саду, обязательно найдёт своё отражение в дальнейшей жизни, окажет влияние на последующее развитие и духовно-нравственные качества детей.

 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 г

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия

Для этого педагоги должны сохранить свою духовность , выбрать нужные ориентиры для воспитания детей , научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа,…

Для этого педагоги должны сохранить свою духовность , выбрать нужные ориентиры для воспитания детей , научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа,…

Формы организации детей. - беседы духовно-нравственного содержания; ситуативные разговоры - экскурсии и целевые прогулки - чтение художественной литературы - игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и…

Формы организации детей. - беседы духовно-нравственного содержания; ситуативные разговоры - экскурсии и целевые прогулки - чтение художественной литературы - игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и…

С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело: - спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья…

С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело: - спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья…

Вся эта работа даст хороший результат в тесном сотрудничестве воспитателя и родителей, если будут интересными темы для родителей, хорошая подготовка проведения разнообразных мероприятий, и в…

Вся эта работа даст хороший результат в тесном сотрудничестве воспитателя и родителей, если будут интересными темы для родителей, хорошая подготовка проведения разнообразных мероприятий, и в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020