«Воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни, учебе и активной гражданской позицией в условиях ФГОС на уроках»
Оценка 4.6

«Воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни, учебе и активной гражданской позицией в условиях ФГОС на уроках»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
21.11.2020
«Воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни, учебе и активной гражданской позицией в условиях ФГОС на уроках»
доклад.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №25» г. Казани

Гильфанова Венера Джаудатовна, учитель начальных классов

Выступление по методической теме: «Воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни, учебе и активной гражданской позицией в условиях ФГОС на уроках»

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

С воспитания любви к родной школе, к отчему краю, с формирования гражданского самосознания, с формирования осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре, ответственности за судьбу Родины начинается воспитание духовно-нравственной личности, патриота с активной гражданской позицией.

Современная жизнь с ее социально экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития интеллектуальной, духовно и морально зрелой личности, готовой противостоять асоциальным явлениям, успешно адаптироваться к любым жизненным ситуациям и самореализовываться в обществе.

Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Первоклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убей», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

В учебниках «Азбука» дается много пословиц и поговорок. Они играют большую роль в воспитании духовно-нравственной культуры детей.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.

В формировании ценностей в начальной школе огромную роль также играет учебная дисциплина «Окружающий мир».

Содержание курса «Окружающий мир» охватывает широкий круг вопросов, при  этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и  осознания правил, обязанностей и  норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.  Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром   которого является сам ребенок.  Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик, открывает для себя многогранные связи  человека и природы, закономерные связи живой и неживой природы, связи всего живого на Земле.  Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи,  семейных традиций и культурного наследия народа как  составляющих духовное богатство человека.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

·         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

·         духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, предмет вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры.

Рассмотрим использование учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир» в осуществлении духовно-нравственного воспитания на уроке. Целью данного курса является формирование гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию многонациональной страны и всего человечества. Эта цель абсолютна созвучна с ФГОС .

Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. Прежде всего, это происходит через изучение тем, разделов, выполнение заданий и проектов, которые развивают нравственный выбор и ответственность в отношении к природе, а именно:

·         иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, её необычность, несхожесть с миром рукотворным;

·         задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе, учатся соблюдать правила поведения в природе, замечать и ценить красоту природы.

Освоение курса «Окружающий мир» происходит и через проектную деятельность, в которой у учащихся систематизируются нравственные знания, происходит становление нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. Это такие проекты как: «Мой город», «Моя семья», «Столовая для пернатых», «Природа в опасности» «Богатства, отданные людям» и другие.

Воспитанию уважительного отношения к человеку через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий помогают такие проекты как «Путешествие по городам России», « Мы разные, но мы вместе».

Систематическая и целенаправленная работа по формированию у школьников духовно-нравственных качеств имеет огромное значение для положительных изменений в самом ребёнке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам, а освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в данное направление работы.

При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой для 1—4 классов достигаются следующие результаты в соответствии с требованиями ФГОС:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование активной гражданской позиции младшего школьника– это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе овладения новыми видами деятельности, социальными нормами и ценностями.

В условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами личности становится инициативность, нацеленность на результат, умение сплоченно работать, способность находить нестандартные решения задач и проблем, готовность к саморазвитию, самовоспитанию. Овладение со-циальными ценностями – умение проявлять нравственное, патриотическое, толерантное отношение в коллективе, в незнакомом обществе. Средством до-стижения результатов в начальных классах служат учебный материал и задания учебника.

Хочу поделиться опытом педагогической деятельности по формированию социально значимых качеств личности младшего школьника в учебном и вне- урочном режиме работы.

Например, на уроке математики (УМК «Школа России») в 3 классе предлагается решить задачу об учениках, которые «в сентябре собрали 198 кг макулатуры, в октябре – столько же, а в ноябре – на 90 кг меньше. Сколько кг макулатуры собрали ученики класса за 3 месяца?»

Рассматривается ряд вопросов на осмысление происходящего с опорой на жизненный опыт детей.

- Как называется акция сбора макулатуры в нашей школе? («Береги лес»)

- Каким образом дети помогают сберечь лес? (Из вторсырья изготавливают тетради, учебники; картон)

- Почему дети каждый месяц сдавали по 198 кг, а в ноябре сдали меньше? В чем причина? Можно ли одобрить такое отношение к природе? Почему?

- Как вы относитесь к акции по сбережению леса? Насколько активно вы принимаете в ней участие?

- Какими способами можно найти бумагу, если её нет дома? (Попросить у соседей, попросить маму привезти с работы, зайти в магазин и попросить ненужные коробки из-под продуктов питания)

После решения задачи ставится обобщающий вопрос:

- Если у нас возможность узнать о количестве собранной макулатуры классом за 3 месяца? Каким образом?

В классном уголке после каждого сбора макулатуры дежурные класса фикси-руют количество принесенных килограммов

- У кого есть желание узнать об участии нашего класса в сборе макулатуры? С какой целью мы будем делать?

(Узнать количество спасенных деревьев; сравнить наш вклад с вкладом детей в приведенном примере; можно составить задачу с новыми данными и её ре-шить)

Таким образом, происходит формирование нравственной, экологической, патриотической культуры ребенка и создание условий для системно-деятель-ностного подхода в овладении знаниями. На родительском собрании родители отвечают на ряд вопросов:

- Как Вы относитесь к тому, что ваш ребенок собирает макулатуру? Оказываете ли Вы ему помощь в сборе и доставке бумаги до школы?

- Сколько нужно макулатуры, чтобы сберечь 1 березку, 1 ёлочку? Куда расхо-дуются вырученные школой деньги?

- На уроке русского языка работаем над текстом «В библиотеке». Предлагается прочитать текст:

« В библиотеке».

«У нас дома много книг. В одном шкафу стоят папины книги о природных заповедниках. В другом шкафу – мамины книги про театр и артистов. Еще у нас много игрушек и дисков с музыкой. А я люблю сказки. У меня их целая пол-ка

Задания к тексту. Вспомните признаки текста. Какие ошибки допущены? Запишите исправленный текст.

- Как называется рассказ? Что такое библиотека? Мы прочитали о библиотеке? Какое слово можно добавить к названию, чтобы оно получилось более точное? (Домашняя библиотека. Семейная библиотека)

- Какие книги читают ваши родители? Как вы относитесь к чтению книг? Много ли книг в вашем доме? Почему? Нужно ли ухаживать за книгами? Как?

- Есть ли в нашей школе библиотека? Кто из вас является постоянным читателем? Как зовут нашего библиотекаря? Какие вы выбираете книги для чтения? Хочется ли вам поделиться своими впечатлениями о прочитанных книгах? Как это сделать? Какое мероприятие вы предлагаете провести во внеурочное время? Кого мы пригласим на наш праздник? Чем родители нам могут помочь? (Украсить класс, провести конкурсы).

После этого проводится школьным библиотекарем Библиотечный урок. Елена Владимировна не только интересно рассказывает о детских книгах, но и показывает слайды о писателях и героях их произведений (С.Я Маршак, К.И.Чуковский, С.Михалков и др.) Дети рассказывают, какие книги им

нравится читать.

С учениками делаем вывод: «День прошел не зря, если сделано, хотя бы одно доброе, полезное дело». Какое доброе дело можете сделать вы в школьной библиотеке? (Помочь подклеить книги, подарить книгу, тем самым пополнить библиотечный фонд)

- А что вам нужно для этого? Предлагаю договориться о времени прихода для оказания помощи. Желающие дети могут подойти в назначенное время. Такие способы взаимодействия формируют у учащихся навыки совместной деятель-ности, ответственное отношение к окружающему миру, позволяют проявить заботу и внимание к другим людям, к обыденным вещам. Для организации встречи детей с ценностным миром нравственности, толерантности, этикета, развития ценностных представлений широко использую различные технологии, различные ситуации.

Практическое осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения, воспитания, создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей положены в основу успешного формировании активной гражданской позиции учащихся.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №25» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №25» г

Воспитывают детей школа, семья и общественность

Воспитывают детей школа, семья и общественность

Не убей», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие

Не убей», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры

Какими способами можно найти бумагу, если её нет дома? (Попросить у соседей, попросить маму привезти с работы, зайти в магазин и попросить ненужные коробки из-под…

Какими способами можно найти бумагу, если её нет дома? (Попросить у соседей, попросить маму привезти с работы, зайти в магазин и попросить ненужные коробки из-под…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2020