«Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента»
Гончарова Оксана Викторовна
Преподаватель, концертмейстер
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Алексеевки
Алексеевского городского округа
Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь и интеграция экологического воспитания и воспитания средствами искусства.
Ключевые слова: экология, искусство, экологическое воспитание, музыкальная школа, школы искусств, музыка, фольклор,
«От прекрасных образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей – к красивой жизни,
от красивой жизни – к абсолютной красоте»
Платон.
В третьем тысячелетии население планеты столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.
По итогам 2023 года мир сотрясли отчеты в области экологии о повышении глобальной температуры на планете и связанные с этим климатические изменения. В середине декабря 2023 года в Дубае завершилась климатическая конференция ООН «COP28», объединившая представителей 198 стран. На этой конференции стороны впервые провели анализ прогресса по достижению климатических целей, поставленных в 2015 г.. Самым спорным вопросом был отказ от газа, нефти и угля и переход на возобновляемые источники энергии. Итоговое решение COP28 подчеркивает важность защиты и восстановления экосистем, а также активизации усилий по прекращению и обращению вспять обезлесения к 2030 г. и призывает стороны сохранять и восстанавливать океаны и прибрежные экосистемы
В России в 2023 году выделяется 5 глобальных проблем экологии.
1. Загрязнение воздуха. Загрязнение воздуха в крупных городах России приводит к повышенным уровням заболеваемости дыхательной системы и другим вредным последствиям.
2. Проблемы с водными ресурсами. Излишнее использование и загрязнение воды, в том числе от производственных и сельскохозяйственных отходов, приводит к снижению качества водных ресурсов и угрожает экосистемам.
3. Охрана биоразнообразия. Расширение городов, строительство дорог и промышленных объектов, необдуманная эксплуатация лесов и других природных ресурсов – все это приводит к уничтожению многих видов животных и растений.
4. Утилизация отходов. Недостаточное количество современных мусороперерабатывающих заводов, низкий уровень переработки и повышенный объем производства отходов – все это становится причиной загрязнения почвы и поверхностных вод.
5. Изменение климата. Глобальное потепление, смещение границ зон комфорта для растительного и животного мира, повышение уровня морей и океанов – все это приводит к серьезным экологическим проблемам, которые требуют срочных мер и серьезного внимания со стороны правительства и общества в целом.
Кроме того, существует ряд других проблем, таких как загрязнение почвы химическими веществами и радиоактивными отходами, незаконная вырубка лесов и недостаточная защита природных территорий.
В целом, решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего в себя не только законодательные меры и правительственную поддержку, но и образование, и информирование населения о необходимости сохранения природы и экологической устойчивости в целом.
В мегаполисах недостаток соприкосновения с природой нарастает с угрожающей скоростью. А виртуальный мир ни в коем случае не заменит двигательного опыта и чувства осязания. Но именно искусство способно реально помочь сохранить природный дар – любовь к окружающему миру.
Перед нами встает вопрос, как проблемы экологии можно решить с помощью искусства и в частности музыки?
Название науки «Экология» появилось сравнительно недавно, в 1866 г., эта наука возникла в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала, что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – экос – дом.
Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения, а искусство – чувствами, языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. При этом и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Таким образом, Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
Искусство способно говорить своим языком о проблемах экологии, привлекая внимание зрителей. Донося до учащегося идеи о ценности природы, устойчивости развития человечества при сохранении окружающей среды, единства общества, человека и природы, осмысления человеком своего отношения к природе, своим близким и к самому себе – мы формируем экологию его души. Поддерживаем и развиваем у детей природные чувства – любовь, сострадание, сопереживание, а значит, формируем высоконравственную личность.
На уроках музыкального инструмента мы формируем основы экологической грамотности, помогаем решить следующие задачи экологической направленности:
· обогащение представления детей о многообразии явлений в природе;
· воспитание осознанно бережного отношения к природным богатствам;
· развитие чувственного восприятия красоты окружающего мира и эмоциональной отзывчивости;
Воспитание экологической культуры возможно лишь при условии использования межпредметной интеграции, как в учебной, так и во внеклассной и внешкольной деятельности. Используются различные формы музыкально – экологического воспитания: тематические уроки, интегрированные занятия, конкурсы, концерты, посещения выставок, досуговые мероприятия.
При освоении музыкального инструмента и планировании музыкального материала используются лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а также, фольклор. Музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта написана в 18.в., П.И. Чайковский, М. И. Глинка, А. Римский-Корсаков жили и творили в 19 в., народное творчество существует тысячелетиями, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души. Яркие образы воспеты К. Сен-Сансом «Карнавал животных», Ж. Металлиди «Песня старой сосны», «Упрямый ослик», «Веселый дятел», Слонимский «Рок-ансамбль крокодилов и бегемотов».
В учреждениях дополнительного образования обучение начинается в школьном возрасте. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. Именно в это время ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Опыт показывает, что уже в начальной школе дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Если педагог сам бережно относится к природе, четко продумывает структуру урока, эмоционально отзывчив, то он сможет передать эти чувства своим воспитанникам.
На уроках экологическая тематика проходит через все виды музыкальной деятельности:
слушание,
пение,
музыкально – ритмические движения,
музыкальные игры.
По средствам музыки мы можем эмоционально настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью выученной песни можно научить детей дружить, действовать в едином порыве, любить животных, птиц, небо, лес и луг. Хорошо об этом сказал А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!»
Программные требования к изучаемому материалу в классе музыкального инструмента предполагают изучение как образцов классической музыки, так и обработки народных мелодий.
При изучении конкретного произведения с обучающимися проводится беседа о той эпохе, в которой жил и творил композитор и каким было отношение к человеку и природе.
Человек Ренессанса впервые осознал себя личностью, творцом своей судьбы, хозяином на планете, и венцом творения божьего:
Кто создал все, тот сотворил и части,
А после создал лучшую из них,
Чтобы явить творенье рук,
Достойное его великой власти. (Микеланджело о человеке.)
И с этого момента природой восхищаются, как стихийным, Божественным началом, совершенно неисчерпаемым, бесконечным «Рогом изобилия», осмысление жизни и смерти очень оптимистично – смерть неизбежна, но на смену ей всегда идет новая жизнь. Данная идея живет и развивается и в 16, 17, 18 вв. Искусство отражает эту концепцию в полной мере, с грандиозным пафосом и блеском.
В 19.в. в искусстве появляется новое течение Романтизм, для него характерно более трепетное отношение к природе, проникнутое лиризмом и поэтичностью. В живописи появляется новый жанр – пейзаж, где природа является не фоном, а главным предметом изображения. В профессиональной музыке наблюдается всплеск огромного интереса к народному творчеству, поиску национальных корней, национальной идеи. В это время впервые музыканты и филологи начинают собирать образцы народного фольклора – появляются первые сборники народных песен, сказок, игр. Народные напевы широко начинают использовать в своих произведениях русские композиторы классики, начиная с Глинки.
Народные мелодии носят мифологический, сказочный характер.
Существование людей очень зависело от погоды (урожай – сытая зима, неурожай – голод), от среды обитания. И они относились с большим уважением к силам и явлениям природы, к растениям, земле, животным. Они все это обожествляли и пытались задобрить, при помощи красочных обрядов, где были задействованы и песни и пляски, и игры, а так же заклинания и особые костюмы. И не случайно в текстах песен, сказок, былин мы встречаем красочные сравнения, гиперболы, метафоры – Волга-матушка, Мать сыра земля, Травушка-муравушка, невеста сравнивалась с утушкой («На море утушка купалася), жених – селезень. В песне часто картина природы является фоном для передачи чувства героя:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шуми.
То мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.
В организации внеурочной деятельности проводились тематические беседы.
Международный день осведомлённости о пингвинах, отмечаемый 20 января.
«Чем известен полюс Южный? Тем, что полюс Южный — вьюжный.
Землю там покрыли льдины, а на них живут пингвины!»
Необычная дата была установлена для того, чтобы рассказать обществу об этих нелетающих птицах и о проблемах, с которыми сталкивается популяция. Обучающиеся познакомились с художниками и музыкантами, вдохновленными необычной птицей, посмотрели презентацию о пингвинах. В заключении беседы, получили список книг, которые можно прочитать самостоятельно.
К 1 апреля была проведена беседа, приуроченная к Международному дню птиц.
Праздник, посвященный птицам, является наиболее известным в Российской Федерации и проходит он в рамках биологической программы в ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
Обучающиеся познакомились с музыкальными произведениями, посвященными пернатым, почитали стихи и прозу, посмотрели репродукции картин. Попробовали написать эссе о своих крылатых героях.
День рассказывания историй о летних путешествиях.
Природа – главный художник планеты, учитель и вдохновитель всех, чьи творения пережили своих созидателей, восхищают, порождают и привлекают внимание потомков. В каждом человеке природой заложены вечные ценности. Для того чтобы распознать их, сделать очевидными и востребованными, нужно открыть детям глаза на прекрасное, дать им те «настоящие вещи», которые говорят сами за себя. Безусловно, к таким «вещам» относятся в сочетании друг с другом Природа и Искусство.
1. Ашикова С. Природа сильнее пропаганды// Искусство в школе, 2011, №6. – С. 6.
2. Прудникова Т. Экология души – основа эстетического воспитания// Искусство в школе, 2012, №1. – С. 27-28.
argumenti.ru
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.