Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента
Оценка 4.9

Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
искусство +1
07.05.2024
Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента
в статье рассматривается взаимосвязь и интеграция экологического воспитания и воспитания средствами искусства
Воспитание экологической культуры..docx

«Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента»

 

Гончарова Оксана Викторовна

Преподаватель, концертмейстер

Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Алексеевки

Алексеевского городского округа

 

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь и интеграция экологического воспитания и воспитания средствами искусства.

Ключевые слова: экология, искусство, экологическое воспитание, музыкальная школа, школы искусств, музыка, фольклор,

 

«От прекрасных образов мы перейдем к красивым мыслям,

от красивых мыслей – к красивой жизни,

от красивой жизни – к абсолютной красоте»

Платон.

 

В третьем тысячелетии население планеты столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

По итогам 2023 года мир сотрясли отчеты в области экологии о повышении глобальной температуры на планете и связанные с этим климатические изменения. В середине декабря 2023 года в Дубае завершилась климатическая конференция ООН «COP28», объединившая представителей 198 стран. На этой конференции стороны впервые провели анализ прогресса по достижению климатических целей, поставленных в 2015 г.. Самым спорным вопросом был отказ от газа, нефти и угля и переход на возобновляемые источники энергии. Итоговое решение COP28 подчеркивает важность защиты и восстановления экосистем, а также активизации усилий по прекращению и обращению вспять обезлесения к 2030 г. и призывает стороны сохранять и восстанавливать океаны и прибрежные экосистемы

В России в 2023 году выделяется 5 глобальных проблем экологии.

1. Загрязнение воздуха. Загрязнение воздуха в крупных городах России приводит к повышенным уровням заболеваемости дыхательной системы и другим вредным последствиям.

2. Проблемы с водными ресурсами. Излишнее использование и загрязнение воды, в том числе от производственных и сельскохозяйственных отходов, приводит к снижению качества водных ресурсов и угрожает экосистемам.

3. Охрана биоразнообразия. Расширение городов, строительство дорог и промышленных объектов, необдуманная эксплуатация лесов и других природных ресурсов – все это приводит к уничтожению многих видов животных и растений.

4. Утилизация отходов. Недостаточное количество современных мусороперерабатывающих заводов, низкий уровень переработки и повышенный объем производства отходов – все это становится причиной загрязнения почвы и поверхностных вод.

5. Изменение климата. Глобальное потепление, смещение границ зон комфорта для растительного и животного мира, повышение уровня морей и океанов – все это приводит к серьезным экологическим проблемам, которые требуют срочных мер и серьезного внимания со стороны правительства и общества в целом.

Кроме того, существует ряд других проблем, таких как загрязнение почвы химическими веществами и радиоактивными отходами, незаконная вырубка лесов и недостаточная защита природных территорий.

В целом, решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего в себя не только законодательные меры и правительственную поддержку, но и образование, и информирование населения о необходимости сохранения природы и экологической устойчивости в целом.

В мегаполисах недостаток соприкосновения с природой нарастает с угрожающей скоростью. А виртуальный мир ни в коем случае не заменит двигательного опыта и чувства осязания. Но именно искусство способно реально помочь сохранить природный дар – любовь к окружающему миру.

Перед нами встает вопрос, как проблемы экологии можно решить с помощью искусства и в частности музыки?

Название науки «Экология» появилось сравнительно недавно, в 1866 г., эта наука возникла в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала, что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – экос – дом.

Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?

Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения, а искусство – чувствами, языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. При этом и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Таким образом, Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.

Искусство способно говорить своим языком о проблемах экологии, привлекая внимание зрителей. Донося до учащегося идеи о ценности природы, устойчивости развития человечества при сохранении окружающей среды, единства общества, человека и природы, осмысления человеком своего отношения к природе, своим близким и к самому себе – мы формируем экологию его души. Поддерживаем и развиваем у детей природные чувства – любовь, сострадание, сопереживание, а значит, формируем высоконравственную личность.

На уроках музыкального инструмента мы формируем основы экологической грамотности, помогаем решить следующие задачи экологической направленности:

·                     обогащение представления детей о многообразии явлений в природе;

·                     воспитание осознанно бережного отношения к природным богатствам;

·                     развитие чувственного восприятия красоты окружающего мира и эмоциональной отзывчивости;

Воспитание экологической культуры возможно лишь при условии использования межпредметной интеграции, как в учебной, так и во внеклассной и внешкольной деятельности. Используются различные формы музыкально – экологического воспитания: тематические уроки, интегрированные занятия, конкурсы, концерты, посещения выставок, досуговые мероприятия.

При освоении музыкального инструмента и планировании музыкального материала используются лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а также, фольклор. Музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта написана в 18.в., П.И. Чайковский, М. И. Глинка, А. Римский-Корсаков жили и творили в 19 в., народное творчество существует тысячелетиями, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души. Яркие образы воспеты К. Сен-Сансом «Карнавал животных», Ж. Металлиди «Песня старой сосны», «Упрямый ослик», «Веселый дятел», Слонимский «Рок-ансамбль крокодилов и бегемотов».

В учреждениях дополнительного образования обучение начинается в школьном возрасте. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. Именно в это время ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Опыт показывает, что уже в начальной школе дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Если педагог сам бережно относится к природе, четко продумывает структуру урока, эмоционально отзывчив, то он сможет передать эти чувства своим воспитанникам.

На уроках экологическая тематика проходит через все виды музыкальной деятельности:

слушание,

пение,

музыкально – ритмические движения,

музыкальные игры.

По средствам музыки мы можем эмоционально настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью выученной песни можно научить детей дружить, действовать в едином порыве, любить животных, птиц, небо, лес и луг. Хорошо об этом сказал А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!»

Программные требования к изучаемому материалу в классе музыкального инструмента предполагают изучение как образцов классической музыки, так и обработки народных мелодий.

При изучении конкретного произведения с обучающимися проводится беседа о той эпохе, в которой жил и творил композитор и каким было отношение к человеку и природе.

Человек Ренессанса впервые осознал себя личностью, творцом своей судьбы, хозяином на планете, и венцом творения божьего:

Кто создал все, тот сотворил и части,

А после создал лучшую из них,

Чтобы явить творенье рук,

Достойное его великой власти. (Микеланджело о человеке.)

И с этого момента природой восхищаются, как стихийным, Божественным началом, совершенно неисчерпаемым, бесконечным «Рогом изобилия», осмысление жизни и смерти очень оптимистично – смерть неизбежна, но на смену ей всегда идет новая жизнь. Данная идея живет и развивается и в 16, 17, 18 вв. Искусство отражает эту концепцию в полной мере, с грандиозным пафосом и блеском.

В 19.в. в искусстве появляется новое течение Романтизм, для него характерно более трепетное отношение к природе, проникнутое лиризмом и поэтичностью. В живописи появляется новый жанр – пейзаж, где природа является не фоном, а главным предметом изображения. В профессиональной музыке наблюдается всплеск огромного интереса к народному творчеству, поиску национальных корней, национальной идеи. В это время впервые музыканты и филологи начинают собирать образцы народного фольклора – появляются первые сборники народных песен, сказок, игр. Народные напевы широко начинают использовать в своих произведениях русские композиторы классики, начиная с Глинки.

Народные мелодии носят мифологический, сказочный характер.

Существование людей очень зависело от погоды (урожай – сытая зима, неурожай – голод), от среды обитания. И они относились с большим уважением к силам и явлениям природы, к растениям, земле, животным. Они все это обожествляли и пытались задобрить, при помощи красочных обрядов, где были задействованы и песни и пляски, и игры, а так же заклинания и особые костюмы. И не случайно в текстах песен, сказок, былин мы встречаем красочные сравнения, гиперболы, метафоры – Волга-матушка, Мать сыра земля, Травушка-муравушка, невеста сравнивалась с утушкой («На море утушка купалася), жених – селезень. В песне часто картина природы является фоном для передачи чувства героя:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шуми.

То мое сердечко стонет

Как осенний лист дрожит.

В организации внеурочной деятельности проводились тематические беседы.

Международный день осведомлённости о пингвинах, отмечаемый 20 января.

«Чем известен полюс Южный? Тем, что полюс Южный — вьюжный.

Землю там покрыли льдины, а на них живут пингвины!»

Необычная дата была установлена для того, чтобы рассказать обществу об этих нелетающих птицах и о проблемах, с которыми сталкивается популяция. Обучающиеся познакомились с художниками и музыкантами, вдохновленными необычной птицей, посмотрели презентацию о пингвинах. В заключении беседы, получили список книг, которые можно прочитать самостоятельно.

 

К 1 апреля была проведена беседа, приуроченная к Международному дню птиц.

Праздник, посвященный птицам, является наиболее известным в Российской Федерации и проходит он в рамках биологической программы в ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Обучающиеся познакомились с музыкальными произведениями, посвященными пернатым, почитали стихи и прозу, посмотрели репродукции картин. Попробовали написать эссе о своих крылатых героях.

 

День рассказывания историй о летних путешествиях.

 

Природа – главный художник планеты, учитель и вдохновитель всех, чьи творения пережили своих созидателей, восхищают, порождают и привлекают внимание потомков. В каждом человеке природой заложены вечные ценности. Для того чтобы распознать их, сделать очевидными и востребованными, нужно открыть детям глаза на прекрасное, дать им те «настоящие вещи», которые говорят сами за себя. Безусловно, к таким «вещам» относятся в сочетании друг с другом Природа и Искусство.

 

1.     Ашикова С. Природа сильнее пропаганды// Искусство в школе, 2011, №6. – С. 6.

2.     Прудникова Т. Экология души – основа эстетического воспитания// Искусство в школе, 2012, №1. – С. 27-28.

argumenti.ru

3.      Скачано с www.znanio.ru

Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента»

Воспитание экологической культуры через интегрированную деятельность на уроках специального инструмента»

Самым спорным вопросом был отказ от газа, нефти и угля и переход на возобновляемые источники энергии

Самым спорным вопросом был отказ от газа, нефти и угля и переход на возобновляемые источники энергии

В мегаполисах недостаток соприкосновения с природой нарастает с угрожающей скоростью

В мегаполисах недостаток соприкосновения с природой нарастает с угрожающей скоростью

На уроках музыкального инструмента мы формируем основы экологической грамотности, помогаем решить следующие задачи экологической направленности: · обогащение представления детей о многообразии явлений в природе; ·…

На уроках музыкального инструмента мы формируем основы экологической грамотности, помогаем решить следующие задачи экологической направленности: · обогащение представления детей о многообразии явлений в природе; ·…

Опыт показывает, что уже в начальной школе дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме

Опыт показывает, что уже в начальной школе дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме

Чтобы явить творенье рук, Достойное его великой власти

Чтобы явить творенье рук, Достойное его великой власти

Не дубравушка шуми. То мое сердечко стонет

Не дубравушка шуми. То мое сердечко стонет

Для того чтобы распознать их, сделать очевидными и востребованными, нужно открыть детям глаза на прекрасное, дать им те «настоящие вещи», которые говорят сами за себя

Для того чтобы распознать их, сделать очевидными и востребованными, нужно открыть детям глаза на прекрасное, дать им те «настоящие вещи», которые говорят сами за себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024