«Природа – чудо из чудес.
Сохранить это чудо для потомков – наш святой долг.
Человек как наиболее сознательное явление мироздания,
обязан помогать животным, птицам, растениям…
Помогать, не ожидая немедленной награды».
Д.Лихачёв.
Цель и задачи
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности школьников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства и формирование экологической культуры школьников через систему урочной деятельности.
Задачи:
1. Формирование активной позиции учащихся по вопросам охраны природы родного края, собственного здоровья и здоровья окружающих.
2. Формирование любви к родной природе, животному миру через понимание и осмысливания творчества великих русских художников.
3. Формирование активной мотивации учащихся к участию в разного уровня творческих конкурсах, выставках рисунков, плакатов о природе.
4. Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;
5. Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.
На сегодняшний день существует много пробелов в воспитательной работе школьников. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения.
Переоценка идеологических и социальных ценностей, отсутствие новых общественных ориентиров в воспитании привело к массе негативных явлений среди молодёжи и подростков.
Система работы по экологическому воспитанию, с опорой на эстетические ценности и любовь к родной природе позволяет:
1. Приобщить детей к проблемам экологии родного края и активному их решению.
2. Сформировать искреннее чувство гражданской ответственности за свою малую родину.
Формы работы:
1.Уроки любования природой
(Изучение творчества художников пейзажистов, и просто любование реальной природой, порой не замечаемой из- за скорости жизни. В помощь идут созданные мной ролики (материал из интернета). С последующим рисованием …
«Море красоты», «Облака» др.
Уроки любви к природе
Это уроки любви к творениям природы.
В программе по изобразительному искусству заложены темы о природе, пейзаже, о животном мире, об анималистическом жанре.
Работая над данными темами, я продумываю беседу таким образом, чтобы не происходило слепое копирование природы, животных. Преподношу тему так, чтобы дети рассказывали о своих любимых местах, о красивых местах нашей родины и других стран, сопереживали, фантазировали, пропускали через себя истории про домашних животных, диких животных. Подвожу к главной мысли о том, что только от человека зависит сохраним мы уникальную нашу планету или нет, и что нужно делать, чтобы природа продолжала нас удивлять и радовать.
Работы учащихся гимназии №8
Говоря об удивительно красивых уголках русской природы, я знакомлю учащихся с творчеством великих русских художников пейзажистов-Шишкина , Саврасова, Левитана, которое является достоянием всего русского народа.
В формировании любви учеников к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать.
Работы учащихся гимназии №8
Восприятие живой природы, ее благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике.
Наблюдение за природой может многому научить ребенка, помогает ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.
Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения пейзажей являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изобразительной деятельности при изучении пейзажного жанра.
Работы учащихся гимназии №8
2. Уроки- путешествия.
Путешествия могут быть и по нашему городу, по нашей стране, с ее необъятными просторами и красотами, а также в экзотические страны.
Работы учащихся гимназии №8
5. Проекты экологической направленности
5. Проекты экологической направленности (Национальный парк, Путешествие на красное море и Япония и др.) На всех этих проектах затрагивается красота и ценность природы планеты Земля и необходимость беречь и ценить её уникальность).
6. Уроки –конкурсы, уроки – соревнования
Так недавно, в рамках анималистического жанра, 4 классы рисовали Образ кошки (кота), и как итог - Выставка кошек, которая не оставила равнодушными никого из детей, что является еще одним шагом к природе, заботе о творениях природы.
7. Урок-пленер (рисование на воздухе)
Данный вид урока, является одним из уроков здоровье сберегающей направленности, где дети воочию учатся наблюдать природу и относиться к ней более бережно и трепетно.
Общение с природой в школьном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Оформление кабинета ИЗО
Кабинет изобразительного искусства как кабинет-мастерская, как выставочный зал, где можно продемонстрировать работы учащихся экологической направленности, где дети любуются своими работами и работами других ребят, что мотивирует их любить и беречь природу, охранять ее и творить.
.
Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Работы учащихся гимназии №8
Сайт учителя, как инструмент воспитания экологической культуры.
Не маловажным фактом в формировании экологической культуры считаю является сайт учителя.
В своем сайте я стараюсь направить ребят на изучение природы на чувственное ее восприятие, тем самым мотивирую творить и беречь ее.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни.
Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им.
10. Учитель –художник.
Каждый учитель немножко художник в своём роде. Ну а учитель изобразительного искусства тем более им должен быть. Поэтому и работы учителя –художника так же формируют у школьников любовь к природе, внимательное и бережное к ней отношение.
Персональная выставка 2015 год
Персональная выставка 2007 год
выводы
1. Уроки изобразительного искусства, играют исключительно важную роль в формировании экологической культуры школьников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм.
2. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
3. Педагогически организованный процесс формирования эстетического отношения к природе под воздействием изобразительного искусства препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.