«Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.»
Предназначено для молодых родителей и начинающих воспитателей.
Автор - Аникина Галина Алексеевна.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.
Дошкольная педагогика неслучайно предусматривает формирование у детей культурно – гигиенических навыков (КГН ) с раннего возраста. Все мы знаем, что наши привычки - это показатель нашей культуры. Но как же трудно их воспитывать! Более 20 лет проработав с детьми, я не раз убеждалась в том, что большую роль в воспитании, в том числе и КГН, играют художественное слово и игра. Дети с удовольствием откликались на мои попытки воздействовать на них с помощью художественного слова. Они очень быстро запоминали нехитрые рифмовки и применяли их затем в самостоятельной деятельности. Вот почему представленное пособие состоит из набора малых поэтических форм. Стихи доступны для детского восприятия: понятны, просты, лаконичны. Они апробированы мною в процессе работы с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Дети раннего возраста очень чувствительны к ритму и рифме стиха. Они с удовольствием повторяют четверостишья за взрослыми, быстро запоминают и воспроизводят в игровой деятельности, в общении со сверстниками и даже домашними животными.
Дети старшего дошкольного возраста воспринимают такие стихи как игру с правилами. Для них содержание стихотворения – это договор, который нужно честно выполнять.
Раз, два - забыли все слова,
три - удобно легли,
четыре - глаза закрыли...
Гимнастика, сопровождаемая рифмой, позволяет ребенку лучше войти в образ и более качественно выполнять физические упражнения.
Сложно научить ребенка пользоваться индивидуальным полотенцем, горшком, расческой. В стихах, предложенных в рубрике "Чисто и красиво", дошкольнику постоянно напоминают об этом ("Полотенчико возьмем, носик насухо утрем..."). Стихи просты и понятны, позволяют расширить словарный запас малыша, вызвать интерес к поэзии, как одному из способов общения с миром. Стихами можно не только сопровождать реальные действия детей, но и применять их в дидактических играх. Уверена, что это практическое пособие не оставит вас равнодушными, поможет развитию у детей положительных привычек., возможно, вдохновит читателей на собственное творчество.
СЧИТАЛКИ - ЗАСЫПАЛКИ.
Баю, баю
Спать пора.
Засыпает детвора:
Глазки закрывает,
Добрый сон встречает.
Раз и два - забыли все слова.
Три - удобно легли,
Четыре - глаза закрыли,
Пять - пора спать.
Спать легли ребятки.
Все закрыли глазки.
Если будут крепко спать,
То увидят сказки.
В нашей группе - тихий час,
Спать ложимся мы сейчас.
Знают даже дошколята,
Что во сне растут ребята.
В нашу спальню в тихий час
В гости к нам приходит сон.
На кроватке мягкой
Засыпаем сладко.
Тихо, тихо, тишина.
Закрываем мы глаза,
Мы немного отдохнем,
А потом играть пойдем.
Столько было нынче дел,
Даже трудно сосчитать.
Чтобы сил на все хватало,
Надо детям отдыхать.
Раз, два, три – все - легли,
Четыре, пять - будем спать,
Шесть - немного отдохнем,
Семь - немного подрастем,
Восемь - сон увидим сладкий,
Девять - сделаем зарядку,
Десять - и гулять пойдем.
Мы сначала ляжем спать
На любимую кровать.
Дрема к нам придет потом
И подарит сладкий сон.
Дошколята молодцы:
Вовремя ложатся спать
Знают дети, что во сне
Можно сказки сочинять.
Игрушки устали,
Устали ребятки, .
Закрыли глаза
И уснули в кроватке.
Не успею прикоснуться
Я к подушке мягкой,
Как мне перышки на ушко
Сон нашепчут сладкий.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы в кровать ложимся спать.
Повернемся на бочок,
Закроем глазки и - молчок. .
Раз и два - легли в кровать,
Три, четыре - будем спать,
Пять и шесть - когда проснемся,
Семь и восемь - улыбнемся,
Девять - уберем кровать,
Десять - и пойдем гулять.
Кто быстрее всех зевнул?
Кто успел закрыть глаза?
Кто быстрее всех уснул?
Кто увидел сон? Раз, два...
Три, четыре, пять -
Улеглись все спать.
Окунаюсь в сладкий сон
Головой на синтипон.
На такой подушке
На такой подушке
Очень мягко ушку.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы сейчас ложимся спать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Засыпаем с куклой ( мишкой...)вместе.
Кошечка мурлычет:
"Тише, тише. Спите.
Отдохнёте, я приду,
Ото сна вас разбужу".
Тихо, тихо:
Сон идет,
В сумке сказочку несет.
В сказке есть волшебный сад,
Там гуляет стар и млад.
Там волшебник с чудесами,
С очень добрыми глазами.
Все, что нужно для ребят
Принесет он в детский сад.
Устроим в спальне состязанье -
Необычные соревнованья:
Кто быстрее всех уснет,
Чемпионом будет тот.
Тихо, тихо, на носочках
Совершаем в спальню путь:
Чтобы не разрушить сказку,
Чтобы Дрёму не спугнуть.
Наступает время сна.
Закрываются глаза.
В детской спальне шум стихает
И ребята засыпают.
Раз – расправили постели;
Два – легли, закрыв глаза.
Вот уже и Дрёма шепчет
Нам волшебные слова.
Спрятались ребятки (котятки и др.).
Легли в кроватки.
Глазки закрыли.
Про игры забыли.
Баю, баюшки, баю,
Я ребяток не найду.
Буду я ребят искать,
А ребятки будут спать.
Завтра снова стану мячиком.
Буду прыгать и скакать.
А сейчас свернусь калачиком
И в кроватке буду спать.
ЗАРЯДКА В КРОВАТКЕ.
Солнышко ласково светит в окошко.
Мы в тихий час отдохнули немножко.
Снова готовы в игрушки играть,
Книжки читать, на прогулке гулять!
«Проснулись»
Легли на спинку - потянулись,
На живот перевернулись, (вытянули руки вперед, ноги и руки
приподняли вверх)
"Покачались на качелях, ( перекаты на животе "вверх - вниз")
Повернулись, (перевернулись на спину)
Прямо сели,
Наклонились вперед. (наклон к ногам, ноги в коленях не
сгибать)
Кто до пальцев достает?!
«Котик»
Котик маленький проснулся,
Лег на спинку, потянулся.
На живот перевернулся,
На лапки встал, (встать на кровати на четвереньки)
Хвостиком повилял, (повороты туловища вправо-влево,
смотреть на "хвостик")
Вытянул лапки ,
Животик прижал, (потянуться, присев на голени)
Чуть - чуть полежал и встал.
«Муравьишка»
Муравьишка полз по травке,
Ловко двигал свои лапки. ( лежать на животе, произвольно
двигая руками и ногами)
Вдруг ветер подул и его перевернул.( перевернуться на спину)
Теперь на спинке он лежит
Снова лапками шевелит (по команде взрослого ребенок
поднимает и опускает руки и ноги )
Трудно муравью опять на лапки встать.
Я ему помогу: подойду и с земли подниму.
«Птички летят»
(Дети, лежа на животе, медленно двигают руками и ногами вверх - вниз,
имитируя полет птиц )
Птички летят -
Хвостик, крылья, голова вверх глядят.
Опустились, отдохнули,
Потом снова вверх взметнулись (повторять несколько раз).
Прилетели, на травку сели.
«На песке»
Мы лежим на песке,
Загораем на спине.
Повернулись на бочок
И свернулись "в кулачок" (лежать на боку ,свернувшись "калачиком").
Легли на серединку (перевернуться на спину)
Греем на солнышке спинку.
Ручки, ножки в стороны,
Чтоб загар был ровный.
И опять на бочок,
И свернулись в кулачок!
(переворачиваться несколько раз, то сгибая, то выпрямляя руки и ноги)
«Праздник»
Поиграем на гармошке (и.п. лежа на спине, руки перед грудью,
согнуты в локтях;
на "раз"- выпрямить руки вверх,
"два"- и.п.)
И попляшем мы немножко. (движения ногами ""велосипед")
На скамейке посидим , (и.п. сидя, ноги прямые; наклоны, ноги не
сгибать)
Друг на друга поглядим (и.п. сидя; повороты в стороны )"
«На солнышке»
Мы на солнышке (и.п. лёжа на животе, упор на руки, согнутые в
локтях.
Лежали. Сгибать и выпрямлять поочерёдно ноги.)
Просто ножками
Болтали
Рядом птички (и.п. лёжа на спине, ноги вместе, прямые.
Пролетали, Махи руками поочерёдно,
Просто крыльями вверх – вниз.)
Махали.
Волны к берегу (и.п. лёжа на боку.
Бежали, поднимать и опускать прямую ногу.)
Камешки передвигали.
Вперёд – назад, ( то же , лёжа на другом боку.)
То вверх, то – вниз.
Был на море
Лёгкий бриз.
На песочке (и.п. стоя на полу возле кровати.
В летний зной прыжки на носочках на двух ногах на месте.)
Вы попрыгайте
Со мной.
«Силачи»
Силачи, силачи (и.п. лёжа на спине, ноги вместе, прямые,
руки вдоль туловища; Поднимать и
Встали спозаранку. опускать одновременно две ноги.)
Силачи, силачи (и.п. то же, руки к плечам;
Поднимают штангу. выпрямлять и сгибать руки.)
И движением плеча (и.п. то же; повернуться на бок,
Разрывают цепи выпрямить руку вперёд)
А когда – то и они
Были просто дети. ( и.п. стоя возле кровати, ходьба на месте.)
«Раз, два…»
Раз, два (лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги
прямые
В клубок свернулись. Поджать ноги, обхватить руками,
выпрямить)
Три, четыре -
Развернулись.
Покачались на качелях (и.п. лёжа на животе, руки под грудью.
Раз, два, три, четыре.
На колени встали, сели, (и.п. стоя на коленях, руки на поясе;
Раз, два. Три, четыре. сесть на колени; принять исходное
положение)
Карусели покружились. (и.п. Стоя возле кровати;
Раз, два, три, четыре. Повороты вокруг себя в одну и другую
стороны.)
«Проснулись, потянулись»
Малыши проснулись, (и.п. лёжа на спине;
Сладко потянулись. Поднимать и опускать руки вверх за
голову,
Вдох –выдох, вдох –выдох. Принять и.п.)
Сладко потянулись.
Как котята выгнем спинку, (и.п. стоя на четвереньках;
Выгнем спинку и прогнём. Выгнуть спину, опустить голову,
Станут взрослыми котята, прогнуть спину, голову вверх и назад.)
Будут кошкой и котом.
Прыгают ребятки (и.п. стоя возле кроватки;
Мягко, как котятки. Прыжки на носочках на двух ногах).
Прыгают неслышно.
Берегитесь, мыши!
«Утром на реке.»
Лодка медленно (и.п. лёжа на животе, упор на руки,
согнутые в локтях;
Скользила по реке. Упражнение «Качели»)
Поплавок нырял, купался (и.п. лёжа на спине, ноги поджаты к
груди;
На седой волне. Перекаты на спине)
Рыбка хвостиком виляла (и.п. стоя на четвереньках;
В голубой дали. Повороты туловища в лево, в право)
Дети весело плескались (и.п. сидя, ноги вместе, упор на руки,
На мели. Согнутые в локтях; Упражнение
«Ножницы»)
«Лежебока»
Лежебока. (и.п. –лёжа на спине. Сгибать ноги
«ха – ха – ха!»
Отлежал себе бока. Вместе и выпрямлять вверх.
Руки, ноги. Проверяет: Затем, сгибать и возвращать
Разгибает и сгибает. В исходное положение)
Руками ноги достаёт, (и.п. –сидя на кровати, наклоны
Всем привет передаёт! Вниз, ноги в коленях не сгибать)
Просыпайся, просыпайся,
Просыпайся, детвора!
Отдохнули, подросли.
А теперь вставать пора.
Ах, как трудно наряжать
Мне свою подружку:
Вот попробуй отыскать
у подушки ушко.
И хитрая наволочка хохочет:
"Подушка в меня
залезать не хочет!"
На кроватке – полотно
Очень скользкое оно.
Согреет в морозы,
В жару освежит
И так аккуратно
Под спинкой лежит.
Вот она какая - простынка льняная!
Я свою кроватку
Приучу к порядку:
Простынку поглажу,
Подушку взобью
Сверху на пододеяльник
Покрывало положу:
Чтобы дольше мне служить,
Аккуратной нужно быть.
Если простынку разгладить
И одеяло поправить,
Сверху накрыть покрывалом
Небесной красы небывалой,
То нервы у мамы - спокойны,
И бабушка не волнуется.
А я на кроватку такую
Просто хожу и любуюсь!
Поработали на грядке
Наши ручки - молодцы.
А потом плескаться в кадке
С мылом весело пошли!
После прогулки летней порой
Вымоем ноги чистой водой.
С грязными ногами
Мы не ляжем спать:
Пачкать мы не будем
Чистую кровать.
Подвернули рукава,
Вымыли ладошки,
Чтобы чистыми руками
Брали хлеб и ложку.
Мы перед сном ноги помыли,
Чтобы они здоровыми были.
И к обуви нужен особый подход:
Внутри и снаружи хороший уход.
Чтобы щечки розовели,
Чтобы глазоньки блестели,
Мы умоемся водой
Родниковой, ключевой.
Льется струйкою водица,
Чтобы руки вымыть чисто.
Добрая водичка,
Вымой еще личико.
Посмотрите, как красиво
Наша Оля мылит мыло:
Аккуратно, не спеша...
Ах, как Оля хороша!
Ах, как вкусно пахнет мыло!
Буду чистым и красивым.
Чтоб одежду не облить,
Аккуратным нужно быть.
Вымоем ладошки с мылом,
Лишь бы мыло пенным было.
Руки мокрые потом
Полотенчиком утрем.
Ты, водичка, не спеши,
Лучше ручки намочи:
Каждый пальчик нужно вымыть,
Чтоб быть чистым и красивым.
Сережа - мальчик милый:
Он моет руки с мылом.
Посмотрите, у него
Полотенчико свое!
Как приятно пахнет мыло.
Не забуду руки вымыть.
Просушить их захочу -
Полотенце захвачу.
Тепленькой водицей
Приятно умываться.
Чистым полотенцем
Приятно утираться.
Посмотрите, посмотрите
Руки чистые у Мити.
Он водичкой их помыл,
Полотенцем просушил.
Скорей, скорей, водичка смой
С моих ладошек грязь.
Я полотенчиком своим
Утру, ладошки, вас.
Вася без напоминанья
Руки моет правильно:
Подвернул рукавчики -
Так делают все мальчики.
«Это - мое полотенце!
Только я вытираю им руки.
И висит оно в моем шкафчике,
Чтоб с чужим я его не спутал».
Прежде чем за стол садиться,
Надо чисто руки мыть,
Руки вымоем водицей.
Чтоб всегда здоровым быть.
Водяной фонтан журчит,
Нежно с нами говорит.
Струйки серебристые обливают нас,
Пузырьки сердитые отмывают грязь.
Ну-ка, пальчик,
Ну-ка, мальчик,
Покажись!
Ну-ка, острый ноготочек,
Подстригись!
У зверушек - коготки,
У ребяток - ноготки.
У зверушек когти быстрые,
У ребяток ногти чистые. Ноготочки подстрижем.
В порядок руки приведем.
Зубная паста вкусно пахнет.
Ей приятно чистить зубы.
Утром рано этой пастой
украшать я щетку буду.
Мы со щеточкой друзья.
Любит щеточка моя
Чистить зубы и язык,
Чтоб к порядку я привык.
Веселей, зубная щетка,
Мне массируй десны,
Чтобы зубки крепче стали,
Хорошо еду жевали!
Зубную пасту я хвалю,
Спасибо щётке говорю:
Мои зубки сияют здоровьем .
Белея молока коровья.
Мы косичку заплетем,
Бантиком завяжем.
В гости к куколке пойдем
И споем и спляшем
.
Пусть растут волосики –
Будет длинная коса.
Пусть растет Алёнушка -
Будет девушка - краса!
Вовремя косичку мой,
Расчесывай почаще,
Будет волос и густой,
И мягкий, и блестящий.
Возьмем чистый гребешок
И причешем челку.
Гребень вымоем водой,
Уберем на полку.
У девочки - милашки
Веселые кудряшки.
Чтоб они пышнее стали,
Их расческой расчесали.
Посмотри-ка в зеркало -
Ах, какая красота:
Бантик словно розочка
И пышная коса!
Не ленись,
Причешись,
Чаще в зеркало смотрись!
Вот какой проказник ветер -
Растрепал прическу.
Мы волосики причешем -
Дайте нам расческу!
Чтоб красиво стол накрыть,
Надо скатерть постелить.
По кругу - чашки с блюдцами,
Торт и конфеты - по середке.
Мы накрываем "сладкий" стол.
На нем нет места для селедки!
В супе плавает картошка.
Съесть ее поможет ложка.
Чтоб бульон не расплескать,
Ложку надобно держать,
Не качать и не трясти,
Ровно над столом нести.
Ай, - яй - яй!
Неряха ложка
Разлила на скатерть суп.
- Как ее нам наказать?
- Крепче за руку держать!
Я с компотом поиграю –
Ведь компот - не чашка чая:
Что лежит на донышке
Мне подскажет ложечка!
В левую руку мы вилку возьмем,
Мяса пластинку к тарелке прижмем,
Аккуратно отрежем кусочек потом
И с наслажденьем его прожуем.
- У кого сегодня самая
Красивая тарелка?
- Кто пюре с котлетой съест,
Тот узнает наш секрет!
Очень трудно мясо есть:
Такой большой кусок,
И толстое и жесткое,
Похоже на брусок!
Нож и вилка не боятся
И спешат за мясо взяться.
Вилка держит, режит нож...
На кусочек шоколада
Мяса стал кусок похож.
Есть на дне тарелки тайна
Хитрая необычайно.
Я, когда всю кашу съем,
Расскажу про тайну всем.
Ты с едою не шути,
Ешь спокойно, не спеша:
Ведь продукты много сил
Прибавляют малышам.
За столом вертелся Петя:
Думал он, что он - юла!
Что теперь с его рубашкой?
Она супом залита.
Не понятно детям -
Кто теперь их Петя.
Каша вкусная сегодня,
Ароматно пахнет.
Наши дети за столом
Очень аккуратны.
Ваня мальчик аккуратный,
Ваня кушает опрятно,
За столом не вертится,
На еду не сердится.
Если ты не хочешь кушать,
Не крутись и не играй.
Посиди спокойно рядом
И других не отвлекай.
Наши дети за столом
Ведут себя красиво:
Каждый раз после обеда
Говорят:"Спасибо!"
Нужно кушать аккуратно,
Быть красивым и опрятным.
Это вовсе не какао.
Это шоколадный чай.
Выпивай скорее чашку
И хвалить не забывай!
Вкусное мороженое
Ванильное и сладкое,
Чтобы горло не болело
Его горячим пьют ребятки.
Шоколад бывает разный.
Шоколаду каждый рад.
Предлагаем мы сейчас
Вам горячий шоколад.
После еды собираем посуду.
Вымыть ее нам вовсе не трудно.
Очень посуда любит купаться
И чистотою своей похваляться.
Я посуду мою чисто
Теплой ласковой водицей.
На сушилке просушу,
Ровно в шкафчике сложу.
Прежде чем пойти гулять,
"Посмотрю в окошко:
Если лужи на дворе,
Надену сапожки.
Если солнышко - вовсю,
"В туфельках гулять пойду.
Плачут сапожки:
"Тесно ногам, "
Они по дорожке шагают едва.
Мы в разные стороны
нынче глядим,
Вот почему мы не бежим!"""
Чтобы ноги мои не запутались,
По дорожкам шагали дружно,
Мне секрет раскрыли сапожки -
Надевать их правильно нужно .
На микробов любоваться
Интересно в микроскоп.
А в ботинки наши ноги
Не полезут без носков.
Микробы на коже нам не нужны:
Ноги чистыми быть должны.
Чтобы в солнечный денёк
Не болела голова,
Шляпа спрятала прическу,
Козырек прикрыл глаза.
Хорошо по травке
Бегать босиком,
Если эта травка _
Ухоженный газон.
Поиграю с солнцем в прятки -
Подставляю спинку, бок.
Солнце летнее опасно:
Обжигает солнцепек.
Я под солнцем загораю,
Спрячусь от него в тенек.
А оно со мною шутит,
Думает, я - пирожок!
Должен быть в шкафу порядок:
В нём одежду я храню.
Сверху – полочка для шапки,
Снизу – место для сапог.
У меня свой личный шкаф.
Для куртки и пальто – крючок,
На нижнюю полку обувь ставлю,
На верхнюю полку я шапку ложу.
Под навесом хорошо
И в жару прохладно.
Прятаться от солнца в тень
Летом очень важно:
Кожа ровно загорит
И голова не заболит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.