«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы"
Оценка 4.9

«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы"

Оценка 4.9
docx
11.06.2021
«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы"
«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

(из опыта работы)

«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы»

 

 

 

Воспитатель:

Курилова М.Н.

 

 

 

    2020/21уч. г.

Ярцево

 

Руководящим принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции.

Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершится к семи годам.

Возраст 5-6 лет является сензитивным, то есть чувствительным периодом. Этот период во многом определяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятный для педагогических воздействий.

Преобразования в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества с неизбежностью пробуждает интерес к культурному наследию. И сегодня тема «Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы» является очень интересной, значимой.

«Я знаю Россию по песням,

По тем, что народ сберегал,

Из слов – самоцветов кудесник,

Что день, то и строчки слагал;

Я знаю Россию по сказкам,

Где рядом леса и луга

И где по тропочке вязкой

Яга – Костяная нога;

Я знаю Россию по сказкам

Которые в детстве слыхал,

В которых ни разу, ни разу

Великий народ не солгал.

Я знаю Россию по воле

Мне нет этой воли милей,

Как нет мне ни света, ни доли

Нигде без России моей!

Устное народное творчество и литература входят сегодня в мир детства.

Во всём многообразии устного народного творчества – в сказках, былинах, песнях, загадках, пословицах, поговорках – отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт, раскрывает философию народа, его твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Произведения народного творчества – это источник радостных переживаний детей и важнейшее средство их всестороннего развития. Так пословицы дают благие пожелания, правильные советы: Грамоте учится – всегда пригодится; Кстати, бранись, кстати мирись.

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека – поискам и определению таких понятий, как добро, зло, правда, кривда, жалость,, сострадание. Нет такой стороны человеческих отношений и качеств, которую не осветили пословицы.

Родина краше солнца, дороже золота.

Русский человек добро помнит.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Жили люди до нас, будут жить и после нас.

Кто за счастье борется, к тому оно клонится.

Натерпишься горя, научишься жить.

Жизнь дана на добрые дела.

Куда ветер дует, туда и тучки бегут.

Люди рады лету, а пчела цвету.

У медведя девять песен и все про мёд.

Без друга в жизни туго.

Дерево сильно корнями, а человек трудами.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят загадки. Загадка как художественное произведение народного творчества представляет собой иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке.

Объектом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений. Яркость красоты окружающего мира:

«Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки»    (Рябина)

Красный колобок по небу катается, людям улыбается»  (Солнышко)

На занятиях по грамоте используем скороговорки и чистоговорки. Скороговорка, чистоговорка считается для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.

Гордостью национальной культуры являются былины. И сегодня внимание дошкольника мы обращаем к этим бесценным свидетельствам мироощущения и мировоззрения человека Древней Руси, его идеалов.

Считается необходимым, подробнее остановится на этом разделе, так как является новым в дошкольном воспитании и образовании.

Былины – русская национальная гордость «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа.

Былины – этические песни о событиях Древней Руси, возникшие в народной среде и отразившие народные идеалы. Народ называл былины «старинами», «старинками».

Народ был главной силой укреплявшей и сохранявшей государство.

Основное содержание русского эпоса отображало оборону родной земли от иноземных захватчиков.

Пафос русских былин в прославлении патриотических подвигов богатырей, защищающих Родину.

В условиях борьбы с врагами складывались основные черты русского национального характера. Эпос весь проникнут мыслью о единстве Русской земли, о необходимости её защиты, о централизованной власти.

И все богатыри направлялись в Киев-град обречь его столицу Родины, от иноземного вторжения.

В русском эпосе два цикла былины:

1.                 Героические, киевские, о богатырях и их подвигах;

2.                 И социально-бытовые, новгородские.

К героическим  относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.

Социально-бытовыми являются былины о Микуле Селяниновиче, Садко, Василии Буславе.

Народ любил больших и сильных людей. Самый популярный народный богатырь в цикле героических былин – Илия Муромец. И помогает нам увидеть всех богатырей. Богатырская застава, изображённая на картине «Богатыри» Виктора Васнецова.

Незыблемо, как будто вросли в свои сёдла, сидят богатыри на своих конях, оберегая покой величественной и прекрасной русской земли. А за ними бескрайние поля, леса, холмы. По небу неспешно плывут облака, и не страшны им никакие злобные силы, тёмные тучи. Жмутся они к краям картины, как бы расступаясь перед уверенной и грозной силой богатырей.

Предлагаем детям, посмотреть: какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, сидящий на самом мощном коне. Нелегко когда-то было ему выбрать коня. А сейчас, кажется, что земля сама треснула под тяжестью коня и всадника. Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания самого благородное, княжеское? Наверное, у Добрыни Никитича. Обращаем внимание детей на то, что он первым увидел врага, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою.

А подсказал ему о приближении врага его верный конь Белеюшка: учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку. Кажется, сейчас он полетит как стрела, навстречу опасности, только грива и хвост на ветру будут виться.

Ну а кто из богатырей самый младший? Кто не столько силой, сколько напуском умны? Кто возьмёт врага смекалкой и хитростью? Конечно кудрявый, лукавый Алёша Попович! Он мастер и воевать и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды» спрятались.

Читаем отрывки из былины, вспоминаем, с кем сражались наши могучие богатыри. Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные. (Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Идолище поганое, Тугарин Змеевич).

Предлагаем детям выбрать себе одного для охраны и рассказать, чем именно он вам нравится.

- Кого богатыри должны был защищать? (слабых, беззащитных, женщин, детей, стариков).

- А зачем художник изобразил ёлочки?

Ёлочки – слабые, маленькие, беззащитные, богатыри – сильные, могучие.

Земля,  которую защищают богатыри, прекрасна и обильна. Она может напоить из своих рек и родников, кормить хлебом своих полей, укрыть в своих прохладных лесах. Не может она лишь одного – защитить себя. Чтобы выросли эти ёлочки и стали могучими и сильными, их надо защищать, как и всю нашу родную землю.

А где взять богатырскую силу? Источник богатырской силы был и остаётся в родной земле.

А теперь положим руку на сердце и от всего сердца поклонимся по русскому обычаю в пояс, как кланялись и былинные богатыри и сказочные русские герои. Поклонимся художнику, картины которого нам позволили перенестись в далёкое прошлое Руси и даже в некоторое царство, в тридесятое государство.

Слово «былина» происходит от слова «быль», а сказка – от слов «сказывать, рассказывать».

Наверное, в былине больше от были, а в сказке от волшебного вымысла, сказа.. Сказки появились много столетий назад, и передавали их в народе устно, из «уст в уста». Сказки были разнообразны: это и рассказы о животных(авторские) Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька», С. Маршака «Песни волка», Сказки Д.Хармса «Лиса и заяц», Э. Блейтон «Знаменитый утёнок Тим», Сказки Д.Мамина-Сибиряка: «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Серая Шейка», «Зелёная война».

Дети дошкольного возраста очень любят сказки русские народные о животных. Они воспринимаются как иносказательные рассказы о людях.

Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк – постоянные герои сказок. Лиса – одно из основных действующих лиц в сказках: «Звери в яме», «Колобок», «Зимовье зверей». Образ лисы очень стабилен – она рисуется, прежде всего, как льстивая, хитрая обманщица. И называет её сказка соответственно «лисичка-сестричка», «кума-лиса», «Лиса Патрикеевна», «лиса-краса», «лисица-масляная губица», «лиса-ласковые словеса».  Она обманывает волка, петуха, медведя, выманивает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и т.д.

Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень, «серый дурак», он всё время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказок о животных.

Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя – «лесного гнёта», трусливого зайки-побегайки и др. Сказочники связывают с названиями животных эпитеты, раскрывающие отдельные черты в их облике или повадках: «заюшка-побегаюшка», «волчище-серый хвостище», «медведь тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш».

В русских сказках о животных перед нами возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега, избы, сани.

Волшебные сказки тоже очень древние. Когда мы произносим слова «волшебные сказки» перед мысленным взором детей и взрослых возникает особый и таинственный мир, где действуют необычные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь.

Этот мир, где Иван Царевич мчится в тёмном лесу на сером волке, где страдает обманутая Алёнушка, где Василиса Прекрасная приносит от бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кощея Бессмертного. Их действие происходит в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои летают на коврах-самолётах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой, строят за одну ночь прекрасные дворцы и города. В волшебных сказках можно найти упоминания о царях, царевнах, царевичах, о мамушках и нянюшках, о борьбе за царский престол, о награждении пол царством, о борьбе за власть и руку царевны.

Но царь – это такой же фантастический персонаж, как Кощей Бессмертный, Морозко, Морской царь. И неслучайно положительный герой с равным успехом может быть назван Иваном-царевичем, Иваном-крестьянским сыном.

В волшебной сказке мы находим представления народа о добре, о правде, о справедливости, о красоте.

Основной герой волшебной сказки в сущности один. Независимо от того, зовут ли его Иван-царевич или Иван - крестьянский сын, Покати-горошек или Андрей-стрелец, Незнайка или Емеля-дурак, его облик, поведение, судьба одни и те же. Это обобщённый образ положительного героя.

Интересны в волшебной сказке положительные женские образы. Тут и мудрые девы, владеющие колдовской силой, красавицы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они помогают герою бежать от Морского царя, найти смерть Кощея, рассеять чары старого колдуна. Таковы Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна; они обладают даже большей силой, умом и находчивостью, чем сам герой сказки.

Художественному совершенству этих образов не уступает нежный образ сестрицы Алёнушки, павшей жертвой злой колдуньи, поэтический образ Снегурочки, выпестованной бездетными стариками, наконец, трогательный образ верной возлюбленной Финиста – ясного сокола, которая три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала, чтобы найти своего жениха.

С основными героями волшебной сказки стоят и их чудесные помощники: Свет Разум, Опивало и Объедало, Старушка-задворенка, Сивка – Бурка, вещая каурка, Серый волк и многие другие.

Особенно будоражит детское воображение народная фантазия, создавая страшных чудовищ, безжалостных злодеев, злых насильников, борьба с которыми – пафос действий положительных героев. И Кощей Бессмертный, и баба Яга, и Лихо одноглазое, и многоголовый Змей, и им подобные персонажи коварны, лживы, жестоки, алчны. В них воплощены представления народа о насилии и зле.

Для волшебных сказок характерна присказка и концовка: «Жили, были», «Стали жить поживать – добра наживать», или «И сейчас живут – хлеб жуют».

Интересны и традиционные формулы – «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «день коротается, к ночи подвигается», «едет далёко -далеко», «высоким-высоко». Этими формулами связываются отдельные эпизоды сказки.

Традиционные формулы используются и при описании внешности героев: «Ни в сказке сказать, ни пером описать, красота неописуемая». Традиционные формулы связаны и с образом Бабы Яги – Костяной ноги, и с описанием избушки на курьих ножках, и с изображением чудесного коня: «Сивка – бурка, вещая каурка, бежит земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет».

Следует обратить внимание детей и на стилистические приёмы волшебной сказки, например эпитеты: «конь добрый молодецкий», «луга зелёные», «травы шёлковые», «цветы лазоревые», «бабушка – задворенка», «море синее», «леса дремучие».

Такие стилистические особенности волшебной сказки придают ей украшенность, нарядность.

Являясь драгоценным наследием, проявлением национальной культуры, волшебная сказка продолжает жить и сегодня. К этому жанру обращались писатели-классики. Волшебная сказка вдохновляла наших композиторов Глинку, Римского-Корсакого, Прокофьева. Она живёт в искусстве многих русских художников – Васнецова, Билибина, Врубеля, Рериха.

Во всём многообразии устного народного творчества – в сказках, былинах, загадках, пословицах и поговорках – отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт.

Из неиссякаемого источника устного народного творчества черпали вдохновение талантливые прозаики и поэты  России: А.ЧС. Пушкин, Н.В. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Опора на культурные традиции – это возрождение духовного начала в современном обществе.

Жизнь ребёнка в детском саду станет полнее и содержательнее, если богатство устного народного творчества войдёт в сознание ребёнка, в мир его ощущений, будет способствовать развитию личности ребёнка.

 

Список литературы:

1. П.Г. Богатырёв. «Устное народное творчество» изд. «Высшая школа» М. 1966.

2. О.Л.  Князева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Маханёва М.Д Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

3. Г.Б. Корыстов «Всемирная история педагогики» Российский открытый университет М.1994.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г

Руководящим принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции

Руководящим принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции

В которых ни разу, ни разу Великий народ не солгал

В которых ни разу, ни разу Великий народ не солгал

Кто за счастье борется, к тому оно клонится

Кто за счастье борется, к тому оно клонится

Считается необходимым, подробнее остановится на этом разделе, так как является новым в дошкольном воспитании и образовании

Считается необходимым, подробнее остановится на этом разделе, так как является новым в дошкольном воспитании и образовании

Социально-бытовыми являются былины о

Социально-бытовыми являются былины о

Читаем отрывки из былины, вспоминаем, с кем сражались наши могучие богатыри

Читаем отрывки из былины, вспоминаем, с кем сражались наши могучие богатыри

Наверное, в былине больше от были, а в сказке от волшебного вымысла, сказа

Наверное, в былине больше от были, а в сказке от волшебного вымысла, сказа

В русских сказках о животных перед нами возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега, избы, сани

В русских сказках о животных перед нами возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега, избы, сани

Интересны в волшебной сказке положительные женские образы

Интересны в волшебной сказке положительные женские образы

Традиционные формулы используются и при описании внешности героев: «Ни в сказке сказать, ни пером описать, красота неописуемая»

Традиционные формулы используются и при описании внешности героев: «Ни в сказке сказать, ни пером описать, красота неописуемая»

Жизнь ребёнка в детском саду станет полнее и содержательнее, если богатство устного народного творчества войдёт в сознание ребёнка, в мир его ощущений, будет способствовать развитию…

Жизнь ребёнка в детском саду станет полнее и содержательнее, если богатство устного народного творчества войдёт в сознание ребёнка, в мир его ощущений, будет способствовать развитию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021