Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
(из опыта работы)
«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы»
Воспитатель:
Курилова М.Н.
2020/21уч. г.
Ярцево
Руководящим принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции.
Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершится к семи годам.
Возраст 5-6 лет является сензитивным, то есть чувствительным периодом. Этот период во многом определяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятный для педагогических воздействий.
Преобразования в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества с неизбежностью пробуждает интерес к культурному наследию. И сегодня тема «Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы» является очень интересной, значимой.
«Я знаю Россию по песням,
По тем, что народ сберегал,
Из слов – самоцветов кудесник,
Что день, то и строчки слагал;
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга
И где по тропочке вязкой
Яга – Костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам
Которые в детстве слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал.
Я знаю Россию по воле
Мне нет этой воли милей,
Как нет мне ни света, ни доли
Нигде без России моей!
Устное народное творчество и литература входят сегодня в мир детства.
Во всём многообразии устного народного творчества – в сказках, былинах, песнях, загадках, пословицах, поговорках – отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт, раскрывает философию народа, его твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.
Произведения народного творчества – это источник радостных переживаний детей и важнейшее средство их всестороннего развития. Так пословицы дают благие пожелания, правильные советы: Грамоте учится – всегда пригодится; Кстати, бранись, кстати мирись.
Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека – поискам и определению таких понятий, как добро, зло, правда, кривда, жалость,, сострадание. Нет такой стороны человеческих отношений и качеств, которую не осветили пословицы.
Родина краше солнца, дороже золота.
Русский человек добро помнит.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Жили люди до нас, будут жить и после нас.
Кто за счастье борется, к тому оно клонится.
Натерпишься горя, научишься жить.
Жизнь дана на добрые дела.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Люди рады лету, а пчела цвету.
У медведя девять песен и все про мёд.
Без друга в жизни туго.
Дерево сильно корнями, а человек трудами.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят загадки. Загадка как художественное произведение народного творчества представляет собой иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке.
Объектом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений. Яркость красоты окружающего мира:
«Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки» (Рябина)
Красный колобок по небу катается, людям улыбается» (Солнышко)
На занятиях по грамоте используем скороговорки и чистоговорки. Скороговорка, чистоговорка считается для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.
Гордостью национальной культуры являются былины. И сегодня внимание дошкольника мы обращаем к этим бесценным свидетельствам мироощущения и мировоззрения человека Древней Руси, его идеалов.
Считается необходимым, подробнее остановится на этом разделе, так как является новым в дошкольном воспитании и образовании.
Былины – русская национальная гордость «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа.
Былины – этические песни о событиях Древней Руси, возникшие в народной среде и отразившие народные идеалы. Народ называл былины «старинами», «старинками».
Народ был главной силой укреплявшей и сохранявшей государство.
Основное содержание русского эпоса отображало оборону родной земли от иноземных захватчиков.
Пафос русских былин в прославлении патриотических подвигов богатырей, защищающих Родину.
В условиях борьбы с врагами складывались основные черты русского национального характера. Эпос весь проникнут мыслью о единстве Русской земли, о необходимости её защиты, о централизованной власти.
И все богатыри направлялись в Киев-град обречь его столицу Родины, от иноземного вторжения.
В русском эпосе два цикла былины:
1. Героические, киевские, о богатырях и их подвигах;
2. И социально-бытовые, новгородские.
К героическим относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.
Социально-бытовыми являются былины о Микуле Селяниновиче, Садко, Василии Буславе.
Народ любил больших и сильных людей. Самый популярный народный богатырь в цикле героических былин – Илия Муромец. И помогает нам увидеть всех богатырей. Богатырская застава, изображённая на картине «Богатыри» Виктора Васнецова.
Незыблемо, как будто вросли в свои сёдла, сидят богатыри на своих конях, оберегая покой величественной и прекрасной русской земли. А за ними бескрайние поля, леса, холмы. По небу неспешно плывут облака, и не страшны им никакие злобные силы, тёмные тучи. Жмутся они к краям картины, как бы расступаясь перед уверенной и грозной силой богатырей.
Предлагаем детям, посмотреть: какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, сидящий на самом мощном коне. Нелегко когда-то было ему выбрать коня. А сейчас, кажется, что земля сама треснула под тяжестью коня и всадника. Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания самого благородное, княжеское? Наверное, у Добрыни Никитича. Обращаем внимание детей на то, что он первым увидел врага, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою.
А подсказал ему о приближении врага его верный конь Белеюшка: учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку. Кажется, сейчас он полетит как стрела, навстречу опасности, только грива и хвост на ветру будут виться.
Ну а кто из богатырей самый младший? Кто не столько силой, сколько напуском умны? Кто возьмёт врага смекалкой и хитростью? Конечно кудрявый, лукавый Алёша Попович! Он мастер и воевать и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды» спрятались.
Читаем отрывки из былины, вспоминаем, с кем сражались наши могучие богатыри. Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные. (Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Идолище поганое, Тугарин Змеевич).
Предлагаем детям выбрать себе одного для охраны и рассказать, чем именно он вам нравится.
- Кого богатыри должны был защищать? (слабых, беззащитных, женщин, детей, стариков).
- А зачем художник изобразил ёлочки?
Ёлочки – слабые, маленькие, беззащитные, богатыри – сильные, могучие.
Земля, которую защищают богатыри, прекрасна и обильна. Она может напоить из своих рек и родников, кормить хлебом своих полей, укрыть в своих прохладных лесах. Не может она лишь одного – защитить себя. Чтобы выросли эти ёлочки и стали могучими и сильными, их надо защищать, как и всю нашу родную землю.
А где взять богатырскую силу? Источник богатырской силы был и остаётся в родной земле.
А теперь положим руку на сердце и от всего сердца поклонимся по русскому обычаю в пояс, как кланялись и былинные богатыри и сказочные русские герои. Поклонимся художнику, картины которого нам позволили перенестись в далёкое прошлое Руси и даже в некоторое царство, в тридесятое государство.
Слово «былина» происходит от слова «быль», а сказка – от слов «сказывать, рассказывать».
Наверное, в былине больше от были, а в сказке от волшебного вымысла, сказа.. Сказки появились много столетий назад, и передавали их в народе устно, из «уст в уста». Сказки были разнообразны: это и рассказы о животных(авторские) Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька», С. Маршака «Песни волка», Сказки Д.Хармса «Лиса и заяц», Э. Блейтон «Знаменитый утёнок Тим», Сказки Д.Мамина-Сибиряка: «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Серая Шейка», «Зелёная война».
Дети дошкольного возраста очень любят сказки русские народные о животных. Они воспринимаются как иносказательные рассказы о людях.
Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк – постоянные герои сказок. Лиса – одно из основных действующих лиц в сказках: «Звери в яме», «Колобок», «Зимовье зверей». Образ лисы очень стабилен – она рисуется, прежде всего, как льстивая, хитрая обманщица. И называет её сказка соответственно «лисичка-сестричка», «кума-лиса», «Лиса Патрикеевна», «лиса-краса», «лисица-масляная губица», «лиса-ласковые словеса». Она обманывает волка, петуха, медведя, выманивает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и т.д.
Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень, «серый дурак», он всё время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказок о животных.
Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя – «лесного гнёта», трусливого зайки-побегайки и др. Сказочники связывают с названиями животных эпитеты, раскрывающие отдельные черты в их облике или повадках: «заюшка-побегаюшка», «волчище-серый хвостище», «медведь тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш».
В русских сказках о животных перед нами возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега, избы, сани.
Волшебные сказки тоже очень древние. Когда мы произносим слова «волшебные сказки» перед мысленным взором детей и взрослых возникает особый и таинственный мир, где действуют необычные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь.
Этот мир, где Иван Царевич мчится в тёмном лесу на сером волке, где страдает обманутая Алёнушка, где Василиса Прекрасная приносит от бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кощея Бессмертного. Их действие происходит в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои летают на коврах-самолётах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой, строят за одну ночь прекрасные дворцы и города. В волшебных сказках можно найти упоминания о царях, царевнах, царевичах, о мамушках и нянюшках, о борьбе за царский престол, о награждении пол царством, о борьбе за власть и руку царевны.
Но царь – это такой же фантастический персонаж, как Кощей Бессмертный, Морозко, Морской царь. И неслучайно положительный герой с равным успехом может быть назван Иваном-царевичем, Иваном-крестьянским сыном.
В волшебной сказке мы находим представления народа о добре, о правде, о справедливости, о красоте.
Основной герой волшебной сказки в сущности один. Независимо от того, зовут ли его Иван-царевич или Иван - крестьянский сын, Покати-горошек или Андрей-стрелец, Незнайка или Емеля-дурак, его облик, поведение, судьба одни и те же. Это обобщённый образ положительного героя.
Интересны в волшебной сказке положительные женские образы. Тут и мудрые девы, владеющие колдовской силой, красавицы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они помогают герою бежать от Морского царя, найти смерть Кощея, рассеять чары старого колдуна. Таковы Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна; они обладают даже большей силой, умом и находчивостью, чем сам герой сказки.
Художественному совершенству этих образов не уступает нежный образ сестрицы Алёнушки, павшей жертвой злой колдуньи, поэтический образ Снегурочки, выпестованной бездетными стариками, наконец, трогательный образ верной возлюбленной Финиста – ясного сокола, которая три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала, чтобы найти своего жениха.
С основными героями волшебной сказки стоят и их чудесные помощники: Свет Разум, Опивало и Объедало, Старушка-задворенка, Сивка – Бурка, вещая каурка, Серый волк и многие другие.
Особенно будоражит детское воображение народная фантазия, создавая страшных чудовищ, безжалостных злодеев, злых насильников, борьба с которыми – пафос действий положительных героев. И Кощей Бессмертный, и баба Яга, и Лихо одноглазое, и многоголовый Змей, и им подобные персонажи коварны, лживы, жестоки, алчны. В них воплощены представления народа о насилии и зле.
Для волшебных сказок характерна присказка и концовка: «Жили, были», «Стали жить поживать – добра наживать», или «И сейчас живут – хлеб жуют».
Интересны и традиционные формулы – «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «день коротается, к ночи подвигается», «едет далёко -далеко», «высоким-высоко». Этими формулами связываются отдельные эпизоды сказки.
Традиционные формулы используются и при описании внешности героев: «Ни в сказке сказать, ни пером описать, красота неописуемая». Традиционные формулы связаны и с образом Бабы Яги – Костяной ноги, и с описанием избушки на курьих ножках, и с изображением чудесного коня: «Сивка – бурка, вещая каурка, бежит земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет».
Следует обратить внимание детей и на стилистические приёмы волшебной сказки, например эпитеты: «конь добрый молодецкий», «луга зелёные», «травы шёлковые», «цветы лазоревые», «бабушка – задворенка», «море синее», «леса дремучие».
Такие стилистические особенности волшебной сказки придают ей украшенность, нарядность.
Являясь драгоценным наследием, проявлением национальной культуры, волшебная сказка продолжает жить и сегодня. К этому жанру обращались писатели-классики. Волшебная сказка вдохновляла наших композиторов Глинку, Римского-Корсакого, Прокофьева. Она живёт в искусстве многих русских художников – Васнецова, Билибина, Врубеля, Рериха.
Во всём многообразии устного народного творчества – в сказках, былинах, загадках, пословицах и поговорках – отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт.
Из неиссякаемого источника устного народного творчества черпали вдохновение талантливые прозаики и поэты России: А.ЧС. Пушкин, Н.В. Некрасов, Л.Н. Толстой.
Опора на культурные традиции – это возрождение духовного начала в современном обществе.
Жизнь ребёнка в детском саду станет полнее и содержательнее, если богатство устного народного творчества войдёт в сознание ребёнка, в мир его ощущений, будет способствовать развитию личности ребёнка.
Список литературы:
1. П.Г. Богатырёв. «Устное народное творчество» изд. «Высшая школа» М. 1966.
2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Маханёва М.Д Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004
3. Г.Б. Корыстов «Всемирная история педагогики» Российский открытый университет М.1994.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.