«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы"

  • docx
  • 11.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

(из опыта работы)

«Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы»

 

 

 

Воспитатель:

Курилова М.Н.

 

 

 

    2020/21уч. г.

Ярцево

 

Руководящим принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции.

Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершится к семи годам.

Возраст 5-6 лет является сензитивным, то есть чувствительным периодом. Этот период во многом определяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятный для педагогических воздействий.

Преобразования в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества с неизбежностью пробуждает интерес к культурному наследию. И сегодня тема «Воспитание национальной культуры, через восприятие художественной литературы» является очень интересной, значимой.

«Я знаю Россию по песням,

По тем, что народ сберегал,

Из слов – самоцветов кудесник,

Что день, то и строчки слагал;

Я знаю Россию по сказкам,

Где рядом леса и луга

И где по тропочке вязкой

Яга – Костяная нога;

Я знаю Россию по сказкам

Которые в детстве слыхал,

В которых ни разу, ни разу

Великий народ не солгал.

Я знаю Россию по воле

Мне нет этой воли милей,

Как нет мне ни света, ни доли

Нигде без России моей!

Устное народное творчество и литература входят сегодня в мир детства.

Во всём многообразии устного народного творчества – в сказках, былинах, песнях, загадках, пословицах, поговорках – отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт, раскрывает философию народа, его твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Произведения народного творчества – это источник радостных переживаний детей и важнейшее средство их всестороннего развития. Так пословицы дают благие пожелания, правильные советы: Грамоте учится – всегда пригодится; Кстати, бранись, кстати мирись.

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека – поискам и определению таких понятий, как добро, зло, правда, кривда, жалость,, сострадание. Нет такой стороны человеческих отношений и качеств, которую не осветили пословицы.

Родина краше солнца, дороже золота.

Русский человек добро помнит.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Жили люди до нас, будут жить и после нас.

Кто за счастье борется, к тому оно клонится.

Натерпишься горя, научишься жить.

Жизнь дана на добрые дела.

Куда ветер дует, туда и тучки бегут.

Люди рады лету, а пчела цвету.

У медведя девять песен и все про мёд.

Без друга в жизни туго.

Дерево сильно корнями, а человек трудами.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят загадки. Загадка как художественное произведение народного творчества представляет собой иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке.

Объектом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений. Яркость красоты окружающего мира:

«Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки»    (Рябина)

Красный колобок по небу катается, людям улыбается»  (Солнышко)

На занятиях по грамоте используем скороговорки и чистоговорки. Скороговорка, чистоговорка считается для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.

Гордостью национальной культуры являются былины. И сегодня внимание дошкольника мы обращаем к этим бесценным свидетельствам мироощущения и мировоззрения человека Древней Руси, его идеалов.

Считается необходимым, подробнее остановится на этом разделе, так как является новым в дошкольном воспитании и образовании.

Былины – русская национальная гордость «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа.

Былины – этические песни о событиях Древней Руси, возникшие в народной среде и отразившие народные идеалы. Народ называл былины «старинами», «старинками».

Народ был главной силой укреплявшей и сохранявшей государство.

Основное содержание русского эпоса отображало оборону родной земли от иноземных захватчиков.

Пафос русских былин в прославлении патриотических подвигов богатырей, защищающих Родину.

В условиях борьбы с врагами складывались основные черты русского национального характера. Эпос весь проникнут мыслью о единстве Русской земли, о необходимости её защиты, о централизованной власти.

И все богатыри направлялись в Киев-град обречь его столицу Родины, от иноземного вторжения.

В русском эпосе два цикла былины:

1.                 Героические, киевские, о богатырях и их подвигах;

2.                 И социально-бытовые, новгородские.

К героическим  относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.

Социально-бытовыми являются былины о Микуле Селяниновиче, Садко, Василии Буславе.

Народ любил больших и сильных людей. Самый популярный народный богатырь в цикле героических былин – Илия Муромец. И помогает нам увидеть всех богатырей. Богатырская застава, изображённая на картине «Богатыри» Виктора Васнецова.

Незыблемо, как будто вросли в свои сёдла, сидят богатыри на своих конях, оберегая покой величественной и прекрасной русской земли. А за ними бескрайние поля, леса, холмы. По небу неспешно плывут облака, и не страшны им никакие злобные силы, тёмные тучи. Жмутся они к краям картины, как бы расступаясь перед уверенной и грозной силой богатырей.

Предлагаем детям, посмотреть: какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, сидящий на самом мощном коне. Нелегко когда-то было ему выбрать коня. А сейчас, кажется, что земля сама треснула под тяжестью коня и всадника. Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания самого благородное, княжеское? Наверное, у Добрыни Никитича. Обращаем внимание детей на то, что он первым увидел врага, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою.

А подсказал ему о приближении врага его верный конь Белеюшка: учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку. Кажется, сейчас он полетит как стрела, навстречу опасности, только грива и хвост на ветру будут виться.

Ну а кто из богатырей самый младший? Кто не столько силой, сколько напуском умны? Кто возьмёт врага смекалкой и хитростью? Конечно кудрявый, лукавый Алёша Попович! Он мастер и воевать и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды» спрятались.

Читаем отрывки из былины, вспоминаем, с кем сражались наши могучие богатыри. Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные. (Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Идолище поганое, Тугарин Змеевич).

Предлагаем детям выбрать себе одного для охраны и рассказать, чем именно он вам нравится.

- Кого богатыри должны был защищать? (слабых, беззащитных, женщин, детей, стариков).

- А зачем художник изобразил ёлочки?

Ёлочки – слабые, маленькие, беззащитные, богатыри – сильные, могучие.

Земля,  которую защищают богатыри, прекрасна и обильна. Она может напоить из своих рек и родников, кормить хлебом своих полей, укрыть в своих прохладных лесах. Не может она лишь одного – защитить себя. Чтобы выросли эти ёлочки и стали могучими и сильными, их надо защищать, как и всю нашу родную землю.

А где взять богатырскую силу? Источник богатырской силы был и остаётся в родной земле.

А теперь положим руку на сердце и от всего сердца поклонимся по русскому обычаю в пояс, как кланялись и былинные богатыри и сказочные русские герои. Поклонимся художнику, картины которого нам позволили перенестись в далёкое прошлое Руси и даже в некоторое царство, в тридесятое государство.

Слово «былина» происходит от слова «быль», а сказка – от слов «сказывать, рассказывать».

Наверное, в былине больше от были, а в сказке от волшебного вымысла, сказа.. Сказки появились много столетий назад, и передавали их в народе устно, из «уст в уста». Сказки были разнообразны: это и рассказы о животных(авторские) Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька», С. Маршака «Песни волка», Сказки Д.Хармса «Лиса и заяц», Э. Блейтон «Знаменитый утёнок Тим», Сказки Д.Мамина-Сибиряка: «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Серая Шейка», «Зелёная война».

Дети дошкольного возраста очень любят сказки русские народные о животных. Они воспринимаются как иносказательные рассказы о людях.

Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк – постоянные герои сказок. Лиса – одно из основных действующих лиц в сказках: «Звери в яме», «Колобок», «Зимовье зверей». Образ лисы очень стабилен – она рисуется, прежде всего, как льстивая, хитрая обманщица. И называет её сказка соответственно «лисичка-сестричка», «кума-лиса», «Лиса Патрикеевна», «лиса-краса», «лисица-масляная губица», «лиса-ласковые словеса».  Она обманывает волка, петуха, медведя, выманивает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и т.д.

Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень, «серый дурак», он всё время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказок о животных.

Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя – «лесного гнёта», трусливого зайки-побегайки и др. Сказочники связывают с названиями животных эпитеты, раскрывающие отдельные черты в их облике или повадках: «заюшка-побегаюшка», «волчище-серый хвостище», «медведь тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш».

В русских сказках о животных перед нами возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега, избы, сани.

Волшебные сказки тоже очень древние. Когда мы произносим слова «волшебные сказки» перед мысленным взором детей и взрослых возникает особый и таинственный мир, где действуют необычные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь.

Этот мир, где Иван Царевич мчится в тёмном лесу на сером волке, где страдает обманутая Алёнушка, где Василиса Прекрасная приносит от бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кощея Бессмертного. Их действие происходит в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои летают на коврах-самолётах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой, строят за одну ночь прекрасные дворцы и города. В волшебных сказках можно найти упоминания о царях, царевнах, царевичах, о мамушках и нянюшках, о борьбе за царский престол, о награждении пол царством, о борьбе за власть и руку царевны.

Но царь – это такой же фантастический персонаж, как Кощей Бессмертный, Морозко, Морской царь. И неслучайно положительный герой с равным успехом может быть назван Иваном-царевичем, Иваном-крестьянским сыном.

В волшебной сказке мы находим представления народа о добре, о правде, о справедливости, о красоте.

Основной герой волшебной сказки в сущности один. Независимо от того, зовут ли его Иван-царевич или Иван - крестьянский сын, Покати-горошек или Андрей-стрелец, Незнайка или Емеля-дурак, его облик, поведение, судьба одни и те же. Это обобщённый образ положительного героя.

Интересны в волшебной сказке положительные женские образы. Тут и мудрые девы, владеющие колдовской силой, красавицы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они помогают герою бежать от Морского царя, найти смерть Кощея, рассеять чары старого колдуна. Таковы Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна; они обладают даже большей силой, умом и находчивостью, чем сам герой сказки.

Художественному совершенству этих образов не уступает нежный образ сестрицы Алёнушки, павшей жертвой злой колдуньи, поэтический образ Снегурочки, выпестованной бездетными стариками, наконец, трогательный образ верной возлюбленной Финиста – ясного сокола, которая три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала, чтобы найти своего жениха.

С основными героями волшебной сказки стоят и их чудесные помощники: Свет Разум, Опивало и Объедало, Старушка-задворенка, Сивка – Бурка, вещая каурка, Серый волк и многие другие.

Особенно будоражит детское воображение народная фантазия, создавая страшных чудовищ, безжалостных злодеев, злых насильников, борьба с которыми – пафос действий положительных героев. И Кощей Бессмертный, и баба Яга, и Лихо одноглазое, и многоголовый Змей, и им подобные персонажи коварны, лживы, жестоки, алчны. В них воплощены представления народа о насилии и зле.

Для волшебных сказок характерна присказка и концовка: «Жили, были», «Стали жить поживать – добра наживать», или «И сейчас живут – хлеб жуют».

Интересны и традиционные формулы – «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «день коротается, к ночи подвигается», «едет далёко -далеко», «высоким-высоко». Этими формулами связываются отдельные эпизоды сказки.

Традиционные формулы используются и при описании внешности героев: «Ни в сказке сказать, ни пером описать, красота неописуемая». Традиционные формулы связаны и с образом Бабы Яги – Костяной ноги, и с описанием избушки на курьих ножках, и с изображением чудесного коня: «Сивка – бурка, вещая каурка, бежит земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет».

Следует обратить внимание детей и на стилистические приёмы волшебной сказки, например эпитеты: «конь добрый молодецкий», «луга зелёные», «травы шёлковые», «цветы лазоревые», «бабушка – задворенка», «море синее», «леса дремучие».

Такие стилистические особенности волшебной сказки придают ей украшенность, нарядность.

Являясь драгоценным наследием, проявлением национальной культуры, волшебная сказка продолжает жить и сегодня. К этому жанру обращались писатели-классики. Волшебная сказка вдохновляла наших композиторов Глинку, Римского-Корсакого, Прокофьева. Она живёт в искусстве многих русских художников – Васнецова, Билибина, Врубеля, Рериха.

Во всём многообразии устного народного творчества – в сказках, былинах, загадках, пословицах и поговорках – отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт.

Из неиссякаемого источника устного народного творчества черпали вдохновение талантливые прозаики и поэты  России: А.ЧС. Пушкин, Н.В. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Опора на культурные традиции – это возрождение духовного начала в современном обществе.

Жизнь ребёнка в детском саду станет полнее и содержательнее, если богатство устного народного творчества войдёт в сознание ребёнка, в мир его ощущений, будет способствовать развитию личности ребёнка.

 

Список литературы:

1. П.Г. Богатырёв. «Устное народное творчество» изд. «Высшая школа» М. 1966.

2. О.Л.  Князева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Маханёва М.Д Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

3. Г.Б. Корыстов «Всемирная история педагогики» Российский открытый университет М.1994.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.