Воспитание патриотизма через изучение курса «Крымоведение».

Воспитание патриотизма через изучение курса «Крымоведение».

Медиа
Документация
docx
География
2 кл—9 кл
27.11.2019
Статья об необходимости введения курса "Крымоведение" с школы Крыма
Воспитание патриотизма через изучение курса Крымоведение.docx

Воспитание патриотизма через изучение курса «Крымоведение».

 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, работать на его развитие и благо, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». [3, с. 368]. Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно-нравственная основа их жизнедеятельности. Именно образование призвано собрать воедино все общественно значимые установки, отечественные традиции, сохранить уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране, о родном крае. Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса,  в  век компьютеризации, ребенок подчас не замечает окружающий его мир.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является курс «Крымоведения», который способствует изучению своего края, его прошлого и настоящего. Он нам, педагогам, необходим для непосредственного участия в построении мировоззрении школьника, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине, которое должна прививать школа.  Учащихся нельзя заставить любить свое государство, свою малую родину. Эту любовь нужно прививать. Воспитание патриотизма через изучение курса «Крымоведение» – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий.

Данный курс в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий нашего края. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению малой родины, как части большого пространства России.

Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль  краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях сельской школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.

Следует отметить, что обучающиеся Симферопольского района на протяжении многих лет принимали активное участие во Всероссийских конкурсах и олимпиадах по краеведению. Результатами творческой работы стали призовое место во Всероссийской краеведческой олимпиаде, а также в республиканском этапе научно-исследовательских работ «Отечество», «Крым – наш общий дом», «Крым – ХХI век».

В современных условиях воспитание культуры подрастающего поколения, во всех ее аспектах и направлениях, невозможно без учета менталитета каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей. Развитие человека, познание мира, становление мировоззрения, формирование установок, ценностей, идеалов начинается с семьи, окружения, той местности, где он родился и вырос. Из этой аксиомы следует, что полноценное воспитание патриота, гордящегося своей страной и стремящегося к ее процветанию, невозможно без серьезной и глубокой краеведческой работы. Она является основой и необходимым этапом в формировании патриотических чувств гражданина.

Термин «краеведение» в педагогическую литературу был введен В. Я. Улановым в работе «Опыт методики истории в начальной школе» в 1914 году. До этого употреблялись термины «родиноведение» (Н. Спасский) и «отечествоведение», с которым К. Д. Ушинский связывал изучение родного языка, географии и истории. [2, с. 896]

В ходе изучения курса «Крымоведение» учащиеся:

                   приобщаются к богатейшей культуре и традициям великого крымского многонационального народа;

                   осваивают различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

                   получают новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученики не только оценивают их значимость для общества, людей, но и делают их ценностными лично для себя;

                   у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края;

                   чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

                   приобретают возможность практической реализации знаний и навыков;

                   получают реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

                   получают коммуникативные навыки, которые позволяют быть им быть активными гражданами общества.

Чувство патриотизма является внутренней потребностью гармонично развитой личности. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов. Уроки краеведения – это толчок к тому, чтобы каждый учащийся задумался, где его место в этом мире, какова его роль для реализации потребностей родного края, для совершенствования и процветания Республики Крым. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. Ведь школьные годы – это ступень для формирования гармонично развитой личности, а на протяжении жизни человек совершенствует, развивает, шлифует  то, что получил в школе. «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины» (В. А. Сухомлинский).

Источники и литература

1.             Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологичесские и прикладные основы: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов и др.; под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К. Быкова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. – 328 с.

2.             Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М.: ЭКСМО, 2012. – 896 с.

3.             Лушников А. М. История педагогики: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. 2-е изд. / А. М. Лушников. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. 368 с.

4.             Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.

5.             Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под общ. ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

6.             Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

 

                                Антоненко Е.Н.,

методист МБОУ ДО «ЦДЮТ»

Симферопольского района

Республики Крым

               

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)