Мошкова М. В.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Е. А. БЫСТРОВОЙ)
Аннотация: в статье рассматривается учебный комплекс под редакцией Е.А. Быстровой с точки зрения материала для воспитания патриотизма на уроках русского языка.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, русский язык, комплекс под редакцией Е.А. Быстровой.
В последние годы акцентируется особое внимание на проблеме формирования гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. Патриотизм – одна из основных нравственных ценностей, которая определяет судьбы государства. Отвечая на вопрос журналиста на одной из ежегодных больших пресс-конференций, президент РФ В.В. Путин сказал: «Я считаю, что в самом хорошем, не квасном смысле этого слова, патриотизм не может не быть основой укрепления нашего государства…» [1].
Не вызывает сомнения то, что именно школе принадлежит ведущая роль в патриотическом воспитании подростков. Помочь учителю, воспитателю в этом немаловажном деле призваны учебные пособия, с которыми он и его ученики работают на уроках.
Прежде всего, это тексты, посвящённые важнейшим событиям, связанным с историей нашей Родины, в частности Великой Отечественной войне. Например, в учебнике русского языка для 5 класса размещены отрывки из стихотворений Р. Рождественского и Ю. Друниной. Кроме заданий, связанных с лингвистическим анализом, ребятам предложены следующие вопросы: «Какая тема объединяет эти стихотворения? Есть ли в вашем городе места, связанные с памятью о Великой Отечественной войне? Напишите об этом» [2]. Несомненно, выполняя подобного рода Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новации задания, учащиеся знакомятся с историей родного края, памятными местами, прославленными земляками.
После текста упражнения, посвящённого истории российских орденов и медалей (5 класс), учащимся предлагается ответить на такие вопросы «Есть ли у вас дома ордена и медали? Кто ими награжден? Знаете ли вы историю этих наград?» [2] Это задание помогает школьнику больше узнать о своих родных, заставляет поразмыслить о том, как связана история его семьи с историей страны.
Большая группа текстов в учебниках для разных классов посвящена большим и малым российским городам, событиями из их истории. Это тексты о Ярославле, Суздале, Костроме, Медыни и т.д. Ребята не просто знакомятся с материалами учебника, но и собирают материалы о своём городе, селе и т.д. Тексты учебника сопровождаются такими, например, заданиями: «Чем примечательно то место, где вы живете? Расскажите о своем городе, селе, о людях, которые его прославили» [2]. Интересно отметить, что в учебнике для 5 класса помещён материал о гербе нашего города – Иваново. Кроме того, заочно путешествуя по городам нашей Родины, школьники знакомятся и народными промыслами (Хохлома, Гжель). Школьники имеют возможность узнать об истории этих промыслов, а также познакомиться с иллюстративным материалом.
Достаточно много упражнений содержат тексты о столице нашей Родины – городе Москве. Из года в год ребята знакомятся с историей Москвы, ее достопримечательностями, произведениями или их фрагментами об этом городе. Следует отметить, что эти материалы не только информативны, но и сопровождены богатым иллюстративным материалом. Это тем более важно, что не все школьники имеют возможность посетить Москву и таким образом, пусть и заочно, знакомятся со столицей нашей Родины.
Богатство любого государства составляют люди, внесшие большой вклад в его развитие, становление. Изучая русский язык по учебникам под редакцией Е. А. Быстровой, школьники могут многое узнать об ученых, исторических деятелях, художниках, писателях, поэтах. Особого внимания заслуживают статьи в учебниках для 5, 6, 7, 8 классов о М. В. Ломоносове, В. И. Дале, Л. Н. Толстом. Эти материалы имеют огромную воспитательную и познавательную ценность. Так, в тексте В. Пескова (8 класс) о Л. Н. Толстом особый акцент делается на скромность и простоту великого писателя. В рассказе о В. И. Дале большое внимание уделяется уникальности созданного им словаря. Школьникам также предложено поработать со словарем В. И. Даля, найти в нем слова, которые им не были знакомы, узнать их значение, этимологию, подобрать синонимы из современного языка.
К сожалению, многие современные школьники мало читают, порой только учебник является книгой, которую они вообще держат в руках. Именно поэтому так велика воспитательная роль содержащихся в нем дидактических материалов.
Литература:
1. Интервью В. В. Путина. Известия. 20 декабря.2018 // https://iz.ru/825922/2018-12-20/putin-nazval-patriotizm-osnovoi-ukrepleniia-gosudarstva
2. Русский язык: учебник для 5-9 классов общеобразовательных организаций. /Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Т. М. Воителева, Н. Н. Фаттахова; под ред. Е. А. Быстровой. – М., ООО «Русское слово - учебник», 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.