Воспитание патриотизма в хоре мальчиков на примере работы над произведением «Баллада о солдате» (муз. В. Соловьѐва-Седого, сл. М. Матусовского)

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 13.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию и формированию культуры подрастающего поколения. Программа «Хор мальчиков», по которой занимается хоровой коллектив «Петербургский КамерТОН», нацелена на формирование культурных ценностей современного молодого человека. Посредством музыкально- исполнительской деятельности в хоре мальчиков формируется личность будущего мужчины, социально активного, способного ориентироваться в быстроменяющемся мире, умеющего принимать решения, проявлять гражданскую ответственность и волю в творческой конкуренции, владеющего навыками коммуникативной культуры, продуктивного взаимодействия, делового общения. Одной из важных воспитательных задач программы является воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции, чувства любви к Родине. Во многом эта задача решается через подбор соответствующего хорового репертуара.
Иконка файла материала Воспитание патриотизма в хоре мальчиков на примере работы над произведением Баллада о солдате.pdf

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования 

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА  ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

Воспитание патриотизма в хоре мальчиков на примере работы над произведением 

«Баллада о солдате»

(муз. В. Соловьѐва-Седого, сл. М. Матусовского)

    

 

 

 

Авторы:

педагог дополнительного образования,

руководитель хора мальчиков «Петербургский КамерТОН»

ПЕНЗИНА Виктория Александровна,

концертмейстер хора мальчиков «Петербургский КамерТОН»

КОЛОБОВА Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

В настоящее время уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию и формированию культуры подрастающего поколения. Программа «Хор мальчиков», по которой занимается хоровой коллектив «Петербургский КамерТОН», нацелена на формирование культурных ценностей современного молодого человека. Посредством музыкальноисполнительской деятельности в хоре мальчиков формируется личность будущего мужчины, социально активного, способного ориентироваться в быстроменяющемся мире, умеющего принимать решения, проявлять гражданскую ответственность и волю в творческой конкуренции, владеющего навыками коммуникативной культуры, продуктивного взаимодействия, делового общения. 

Одной из важных воспитательных задач программы является воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции, чувства любви к Родине. Во многом эта задача решается через подбор соответствующего хорового репертуара. В репертуаре нашего хора мальчиков обязательно есть  

-                     произведения военно-патриотического, героического содержания, способствующие формированию мужского духа, гражданственности; 

-                     произведения, посвящѐнные Санкт-Петербургу, песни петербургских композиторов, направленные на формирование чувства любви к родному городу; 

-                     русские народные песни, произведения русских композиторов-классиков, произведения о родной природе, воспитывающие любовь к родному краю, стране, к национальным традициям и национальной культуре.

Участники хора «Петербургский КамерТОН» – это мальчики от 7 до 12 лет. В этом возрасте только начинает формироваться чувство любви к родному городу, родной стране, осознанная гражданская позиция. И далеко не каждое произведение пока ещѐ в силу возраста ребята способны осмыслить, до конца понять, проникнуть, передать всю глубину и многогранность чувств и содержания. Именно поэтому, выбирая репертуар для нашего хора мальчиков и работая над ним, мы стремимся к тому, чтобы исполнение каждого произведения оставляло определѐнный след в душах хористов. 

 

В преддверии праздника Великой Победы мы обратились к «Балладе о солдате» из к/ф «В трудный час» (муз. В. Соловьѐва-Седого, сл. М. Матусовского). На примере данного произведения мы хотим рассказать о нашей совместной работе (хормейстера /дирижѐра/, концертмейстера и детей) по осмыслению и передаче художественного образа. 

Тяжѐлая тема войны. Дети младшего и среднего школьного возраста не могут самостоятельно понять, с каким отношением надо исполнять. Чтобы произошло так называемое «попадание в музыкальный образ», понимание детьми содержания и смысла исполняемого произведения, важно погрузить их в историческую эпоху, события военных лет. А для этого возможны разные варианты, и своеобразным толчком к пониманию для каждого хориста может стать что-то своѐ. 

В течение учебного года мы с ребятами несколько раз обращались к теме Великой Отечественной войны: в преддверии значимого для всех петербуржцев Дня снятия блокады Ленинграда, Дня защитников Отечества, Дня памяти узников концлагерей и, конечно же, Великого Дня Победы. Потому до каждого нового патриотического произведения наши мальчики вырастали постепенно и осознанно: 

-  мы проводили тематические беседы, знакомились с историческими событиями;

-  посещали тематические экскурсии («Подвигу твоему Ленинград» с посещением Пискарѐвского мемориального кладбища и возложением цветов к монументу «Родиныматери»); 

-  читали вместе на занятиях и самостоятельно дома тематическую литературу (рассказы, стихи о войне, фрагменты дневников очевидцев военных лет);  

-  ребята готовили рассказы о своих родственниках, связанных с событиями Великой Отечественной войны; 

-  совместно и самостоятельно мы просматривали и обсуждали тематические кинофильмы (особенное внимание было уделено фильмам о блокаде Ленинграда: «Ленинградская симфония», «Зелѐные цепочки», «Зимнее утро»), 

-  участвовали в тематических музыкально-литературных композициях «Детская книга войны», концертах, посвящѐнных памяти узников концлагерей, Дню Победы; - выступали для ветеранов, имея возможность услышать из первых уст историю военных дней...

 

«Баллада о солдате» написана в куплетной форме, которую часто использует композитор В. Соловьѐв-Седой в создании песен. Произведение состоит из вступления и четырѐх куплетов, между которыми звучит проигрыш, повторяющий вступление, заключение – на другом музыкальном материале. Стихи М. Матусовского повествуют об ужасном времени войны, еѐ продолжительности, о страданиях и трудностях, выпавших на долю русского народа, а в завершении – о созидании во имя жизни на земле. 

Задача дирижѐра и концертмейстера – объяснить, рассказать, заострить внимание мальчиков на том, что именно композитор В. Соловьѐв-Седой, опираясь на стихи М. Матусовского, вложил в свою музыку. И здесь концертмейстер является соратником, единомышленником и помощником дирижѐра в создании музыкального образа, выступая в роли ансамблиста-аккомпаниатора и составляя единый ансамбль с хором. Так как песня написана в куплетной форме, то и динамические указания в нотах всех четырѐх куплетов остаются одинаковые. Мы, трактуя произведение и стремясь выстроить его идейнохудожественную концепцию, во многом опирались на содержание текста и вытекающие из него музыкальные интонации, динамические нюансы, штрихи и характер исполнения. 

Песня, написанная в тональности фа минор, сразу создаѐт напряжѐнную военную атмосферу. Вступление исполняется концертмейстером на p (тихо), подчѐркивая движение к пониженной тонике небольшим акцентом на секундовой щемящей интонации, передающей тревогу. Первый куплет – «Полем, вдоль берега крутого… шѐл солдат…» –  выдерживаем p (тихо) с небольшими cresc. и dim. (то слегка усиливая, то ослабевая громкость), передавая тяжесть военных дорог. Второй куплет получается самым лиричным: стихи рассказывают о песне солдата, о его слезах, о русских берѐзах, карих очах любимой, об отчем доме, – и в проигрыше перед этим куплетом концертмейстер исполняет те же секундовые аккорды нежным, мягким звуком. Проигрыш же перед третьим куплетом звучит уже на f (громко), переходящее в ff (очень громко), предваряя содержание третьего куплета: «Всюду врагов своих заклятых бил солдат…» – с очень острой и чеканной поступью в аккомпанементе. Мальчики в третьем куплете чувствуют себя настоящими солдатами, защитниками Отечества: интонации твѐрдые, решительные. В проигрыше перед четвѐртым куплетом концертмейстер исполняет целую пьесу, которая ведѐт нас от военных событий (ff) по постепенному dim. к тихому воспоминанию о далѐких военных днях. Четвёртый куплет начинаем p (тихо), как в первом куплете на аналогичных словах, и создаѐм тем самым своеобразную арку музыкальной формы песни. В финале четвѐртого куплета со слов «Шѐл солдат – слуга Отчизны…» начинается активное cresc. (усиление громкости) с подчѐркиванием каждого значимого слова. И завершаем произведение апофеозом, радостью победы, которые строятся на аккордовом исполнении от mf  (не очень громко) до ff (очень громко).

Нашим мальчикам очень нравится «Баллада о солдате». Исполняя это произведение, они ощущают себя мужественными защитниками Родины. Работая над передачей содержания песни и всеми нюансами исполнения, мы воспитываем патриотическое сознание наших мальчишек. Таким образом, работа педагога (хормейстера, дирижѐра) и концертмейстера является, безусловно, воспитательно-просветительской: необходимо разбирать содержание музыкальных произведений, объяснять, рассказывать, заставлять думать, заставлять задаваться вопросами. Всѐ это – задачи воспитания души, воспитания общей культуры, художественного вкуса, привития любви к настоящему искусству. 

Работа над «Балладой о солдате» для нашего хора мальчиков стала значимым явлением, она не только дала хороший исполнительский рост коллективу, но и позволила формировать личностное отношение к теме войны, патриотизма у наших хористов. Не случайно исполнение «Баллады о солдате» нашим хором в Государственной академической капелле Санкт-

Петербурга в концерте «Поют мальчишки!» произвело очень сильное впечатление на слушателей, на родителей наших учащихся: зал слушал, затаив дыхание. 

 

Подводя итог всему вышесказанному, следует заметить, что патриотическое воспитание – это систематический процесс, включающий в себя множество компонентов, таких как: личностный фактор, непрерывность и последовательность, грамотный подбор репертуара, творческая атмосфера. Постоянная работа в этом направлении в хоре мальчиков позволяет не только сформировать у учащихся представления об истории и культуре родины, об известных личностях, внѐсших вклад в становление и развитие страны, но и воспитать чувство гордости за достижения соотечественников, уважительное отношение к национальным традициям и ценностям, а также стимулировать активное участие в социально значимых мероприятиях, развивать желание приносить пользу обществу. 

 

 

 

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 

              Пензина В.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хор мальчиков». – СПб., 2018

              Соловьѐв-Седой        В.,       Матусовский             М.       Баллада          о          солдате.          Ноты.             –  http://www.notarhiv.ru/ruskomp/soloviev-sedoi/noti/1%20(9).pdf.

              Специфика работы концертмейстера хора. – Сайт межшкольного эстетического центра

г.      Краснодара    –          Ассоциированная     школа             ЮНЕСКО.     –         https://meckrasnodar.ru/component/content/article/9-metodichki/115-2012-06-28-12-14-32?Itemid=101. 

              Черткова Р.Х. Работа концертмейстера как вид педагогической деятельности. – Сайт «Социальная сеть работников образования». – https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2015/02/01/rabota-kontsertmeystera-kak-vid-pedagogicheskoy.