Воспитание толерантной личности в школе проблемы и особенности

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Воспитание толерантной личности в школе проблемы и особенности.docx

Воспитание толерантной личности в школе: проблемы и особенности

Тема толерантности является актуальной и дискуссионной в современном обществе. Словосочетание «толерантная личность» можно услышать в средствах массовой информации, которые презентуют последние внедрения инновационных методов работы и технологий обучения в зарубежных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Термин «толерантность» можно услышать в политической сфере. Он упоминается при возникновении или обострении внутригосударственного или межгосударственного конфликта. Таким образом, толерантность рассматривается в различных направлениях: гендерная толерантность, расовая и национальная толерантность, религиозная толерантность, политическая толерантность, образовательная толерантность и т. д [1, С. 15].

В настоящее время Россия также стремится к проведению толерантной политики в различных сферах общества – образовании, миграции, здравоохранении, социальном обслуживании населения, культуры и пр. Школы стараются проводить мероприятия различной направленности по воспитанию толерантной личности – классный час, семинары, тренинги, викторины, деловые и ролевые игры, индивидуальные профилактические беседы  [2, С. 29-30].

Данные виды занятий помогают справиться с проблемами, которые могут возникнуть у учащихся в процессе обучения. Ученикам необходимо понять, что толерантное отношение должно быть к лицам другой национальности, вероисповедания, мнения, убеждения, а также  к лицам с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями во внешности и развитии.

Толерантность – терпимость к кому или к чему-либо, готовность и способность предоставить  другому возможность свободы мысли и дей­ствия. Толерантность предполагает стремление достичь взаимного понимания и согла­сования самых разных установок, ори­ентации и мотивов, не прибегая к наси­лию и принуждению, к подавлению человеческого достоинства, а используя гуманные, со­циально-позитивные способы и средст­ва взаимодействия между людьми: диа­лог, переговоры, согласие, партнерство, взаимопомощь, сотрудничество [3, С. 532].

В школьной среде учащиеся могут столкнуться с различными проблемами, связанными с толерантностью и интолерантностью. В особенности проявление интолерантности происходит в отношении учащихся, имеющих особенности развития, внешности, другое мнение, вероисповедание, национальность, отклонения по причине болезней, врожденные/приобретенные дефекты и прочее. Среди проблем подобного характера можно выделить:

·                   игнорирование, нежелание общаться с такими учащимися;

·                   проявление различного рода неуважительного отношения (насмешки, оскорбления, упреки, обзывания);

·                   отказ в оказании помощи по причине принадлежности к другой национальности, религии,  категории учащихся (дети-инвалиды, дети с отличительной внешностью, дети мигрантов);

·                   нежелание всего класса или отдельных учащихся вовлекать данную категорию учащихся в различные совместные мероприятия класса;

·                   низкая частота проведения занятий, направленных на профилактику интолерантного поведения, а также отсутствие проводимой работы с учащимися.

Таким образом, для решения данных проблем классный руководитель совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом должен создать условия, способствующие общению, взаимообмену знаниями, мнениями, а также сотрудничеству и взаимовыручке. Для этого необходимо вести различного рода работу, связанную с ознакомлением и воспитанием черт толерантной личности:

·        тренинги;

·        семинары;

·        классный час;

·        деловая и ролевая игра;

·        викторина;

·        профилактические беседы;

·        творческие вечера;

·        иные формы работы.

Рассмотрим одно из проведенных мероприятий в МАОУ «Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева» (Нижний Новгород). Занятие было посвящено воспитанию толерантной личности в образовательном учреждении. В 5-х, 7-х и 8-х классах проходило занятие семинарского типа на тему: «Дружная Россия».  В ходе занятия были обсуждены такие вопросы, как «Что такое толерантность?», «В чем проявляется толерантность?», а также учащиеся приняли участие в тренинге, включающем 2 упражнения: «Толерантность» и «Чем мы похожи?».

Упражнение «Толерантность» заключается в том, что ведущий спрашивает представления учащихся о толерантности. Каждый участник начинает говорить определение со слов: «Толерантность – это…». Все высказанные определения и мысли учащихся записываются на доску. Цель данного упражнения – предоставление возможности учащимся самостоятельно  сформулировать понятие толерантности.

Таким образом, учащимися совместно с социальным педагогом были выявлены следующие определения толерантности:

1.                 Сотрудничество, партнерство.

2.                 Готовность мириться с чужим мнением.

3.                 Уважение человека и его прав.

4.                 Принятие человека, отличного от других, таким, какой он есть.

5.                 Способность поставить себя на место другого.

6.                 Уважение права быть иным.

7.                 Признание многообразия.

8.                 Признание равенства других.

9.                 Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, национальности, особенностям внешности и здоровья.

10.            Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Цель упражнения «Чем мы похожи» –  помочь участникам понять, что всех людей в мире объединяет что-то общее (интересы, внешность, черты характера и т.п.).

Упражнение представляет собой следующее. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Ученица выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Данное упражнение позволяет учащимся найти общее со своими одноклассниками, несмотря на принадлежность к разным национальностям, наличию разнообразных интересов, привычек, хобби, а также узнать друг о друге что-то новое, сформировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, рефлексии (самоанализа), благодаря формам занятий с элементами игры, дискуссии и мозгового штурма.

Занятия подобного рода проводятся в МАОУ «Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева» с профилактической, информационной, воспитывающей и развивающей целями. Такие занятия позволяют учащимся адаптироваться к межнациональному, межкультурному взаимодействию не только в образовательном учреждении, но и в обществе в целом.

Подводя итог, стоит отметить, что вопросам воспитанию толерантной личности в школе уделяется внимание на классных часах, уроках обществознания, истории, дополнительных занятиях с социальным педагогом и педагогом психологом. Главной задачей учебно-воспитательной работы в школе является всестороннее развитие учащихся, в том числе сюда включается духовно-нравственный компонент, затрагивающий вопросы толерантности. Кроме того, школы стараются создать и внедрить новые технологии и методы работы с учащимися по теме воспитания толерантной личности, что позволяет им соответствовать текущим реалиям современного общества.