Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • docx
  • 11.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала воспитание бережного отн к природе.docx

 

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

В современном обществе проблема развития  ценностного отношения к природе приобретает особую актуальность.

Важнейшей причиной разрушительного воздействия человека на природную среду является низкий уровень экологической культуры человеческого общества, отсутствие потребности в природоохранной деятельности, использование человеком природных ресурсов без учёта присущих ей закономерностей. Такое отношение к окружающей природной среде формируется в результате утраты духовных, нравственных, этических ценностных ориентиров.

Сегодня встаёт проблема поиска путей, средств, способов возврата к нравственным ценностям, являющимся вековым культурным наследием человечества. Возникла необходимость воспитания нового поколения людей, способных к непрерывному, осознанному самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему природному миру.

Как свидетельствуют ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А. М. Галеева, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, В. С. Шилова и др., экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, ценностного отношения к природеПрирода на этом возрастном уровне является одним из эффективных средств комплексного развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать систему представлений о природной средевоспитывать основы ценностного отношения к ней, сформировать привычку ответственного отношения к природе.

Ценностное отношение к природе может быть заложено только при педагогически грамотно организованной деятельности. Приобретение знаний, умений, навыков в экологическом воспитании не является самоцелью, а должно способствовать формированию основ экологической культуры. Для того чтобы экологическое сознание развивалось, необходимо затрагивать чувства ребёнка, вызывать интерес, сопереживание.

Процесс воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности будет протекать более эффективно, при следующих условиях:

– профессиональной компетентности педагога ДОУ, его готовности к эколого-педагогической деятельности;

– создания и правильного использования развивающей экологической среды;

– осуществления педагогом личного примера заботливого и ценностного отношения к природе во всех видах деятельности;

– воспитания у дошкольников гуманногоприродоохранного и ценностного отношения к природе эффективными методами и средствами педагогического воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

– сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому. То есть формирование жизненной позиции – своего места в системе ценностных отношений к миру

Воспитание экологической культуры, а значит, и ценностного отношения к природе, осуществляется в дошкольном образовательном учреждении через весь педагогический процесс – на занятиях и в режимных моментах в течение дня, как в непосредственной организованной взрослым совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности детей.

Первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвещение: нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, чтобы сформировать систему знаний о мире природы и непроходящую потребность их постоянного пополнения.

Большое значение имеет процесс включения детей в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности. К познавательной деятельности, связанной с миром природы, мы относим наблюдение, игру, опытно-экспериментальную, трудовую (уход за растениями и животными, природоохранную, музыкальную, художественно-изобразительную деятельность. Предпочтение следует отдавать тем видам деятельности, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким видам относят: наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игру.

Организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях позволяет экскурсия – как форма образовательно-воспитательной работы.

В экологическом воспитании старших дошкольников эффективным методом формирования осознанно-правильного отношения к природе является создание проблемных ситуаций, проведение различного рода опытов, экспериментов.

Учёные выделяют поисково-исследовательскую деятельность как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребёнка.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, позволяют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. Ребёнок усваивает прочно и надолго всё то, что делает сам. 

Бережно-действенное отношение к объектам живой природы воспитывается в процессе труда. Труд в природе расширяет кругозор детей, способствует развитию наблюдательности, любознательности, вызывает интерес к объектам природы. Дети учатся устанавливать связи между условиями, образом жизни объектов живой природы и способами ухода за ними, на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. В результате усвоения этих связей и зависимостей у детей формируется сознательное и ответственное отношение к труду и окружающей природной среде.

Игровая деятельность в становлении экологического сознания занимает особое место. Во-первых, это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, во-вторых – именно в игре у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе.

Художенно-речевая деятельность способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств детей. С раннего детства ребёнок знакомится с поэтическими образами природы в сказках, потешках, стихотворениях. Специальные беседы, чтение художественной литературы способствуют воспитанию у детей добрых чувств, бережного отношения к природным объектам, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, обогащают знаниями, дают явные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа.

Красоту окружающей природы помогает постигать детям музыкальное искусство. Через восприятие музыкальных образов (капли дождя, журчание ручейка, движения животных, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания (чувства радости, грусти, нежности, доброты) педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы, тем самым побуждает ребёнка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей.

Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе играет художественно - изобразительная деятельность.

Кроме непосредственного наблюдения за природойпедагог может организовать просмотр фотографий, репродукций с картин художников с изображением разнообразных видов природы. Специально подобранный педагогом материал учит детей видеть красоту и своеобразие природных явлений

Старшие дошкольники способны принимать активное участие в природоохранной деятельности. Необходимо донести до детей информацию об исчезнувших и исчезающих видах животных и растений в результате человеческой деятельности, о природоохранных территориях. Объяснить, что их природоохранная деятельность заключается в том, что они могут ухаживать за растениями, насыпать корм в кормушки для птиц, участвовать со взрослыми в благоустройстве территории, в природоохранных акциях приуроченных к праздникам: Всемирный День воды (22.03., Всемирный День здоровья (07.04, День Земли (22.04., соблюдать правила поведения в природе во время прогулки, отдыха.

Формирование ценностного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста может  проходить  в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует расширению представлений о растительном и животном мире; развитию умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы; уточнению представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире; выработке навыков грамотного и безопасного поведения в природе; развитию произвольного поведения, произвольного внимание и памяти; формированию у детей эмоционального отношения к природе, целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношение к окружающей среде, умения жить в относительной гармонии с ней, привитию чувства ответственности и желание активного участия в природоохранной работе.

Таким образом, экологизация среды и экологизация различных видов детской деятельности – это два важных условия для формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе. Они обеспечивают постоянное общение детей с природой, способствуют формированию экологически целесообразного поведения на природе.