ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
Модуль «Детские общественные объединения» – это вариативный модуль программы воспитания. Включать его в программу имеет смысл лишь в том случае, если в вашей школе уже действует одно или несколько детских общественных объединений или вы планируете создание таковых. Об этой работе мы и поговорим в данном разделе. Согласно примерной программе воспитания и действующему законодательству, детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Об особенностях детского общественного объединения
Давайте попробуем подробно разобраться, что это такое и чем детское общественное объединение отличается от объединения дополнительного образования или объединения, созданного в рамках внеурочной деятельности. Детское общественное объединение – это объединение добровольное. Ребята пришли сами, добровольно, по собственному желанию и инициативе. Детское общественное объединение – это объединение самоуправляемое. Это значит, что никто не руководит им сверху, ребята сами решают, что, как и когда им делать. Но «сами» – это не значит, что совсем без взрослых, но все же и не по их указке. Решают вместе, советуясь и обсуждая варианты. Детское общественное объединение – это объединение некоммерческое. Это значит, что существует оно без денег. Никто не ставит целью зарабатывать здесь деньги, обогащаться за счет того, что здесь делается. Особенностью большинства детских общественных объединений является их разновозрастность, т.е. наличие в объединении ребят разного возраста, объединенных в рамках общей, совместной, социально значимой деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности ребят, можно подобрать сообразные их возрасту роли в рамках деятельности (организаторские – для ребятстаршеклассников, исполнительские – для ребят-новичков). Практика показывает, что в данной ситуации при умелом педагогическом руководстве возникает особенный тип отношений внутри коллектива между ребятами разного возраста – отношения заботы, товарищества и поддержки, формируется особый тип воспитания в разновозрастном коллективе – т.н. воспитание детей детьми. Это очень важная и ценная в детских общественных объединениях ситуация, которую педагог может и должен формировать и поддерживать. Еще одной важной особенностью детского общественного объединения является то, что его нельзя создать, как, например, кабинет психологической разгрузки или школьный музей. Обязательной составляющей детского общественного объединения являются отношения ребят друг к другу и к делу, которым они вместе занимаются, а отношения создать нельзя. Можно создать лишь условия для их возникновения. Педагогическая позиция руководителя детского общественного объединения принципиально отличается от позиции классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, и именно это чаще всего становится источником трудностей, возникающих при работе таких людей с детским общественным объединением. Необходимость занимать совещательную, компромиссную позицию зачастую оказывается трудной задачей для сотрудников школы, а применение директивных, авторитарных методов при работе с детским общественным объединением неминуемо ведет к его распаду. Важнейшей составляющей работы детского общественного объединения является совместная социально значимая деятельность ребят и взрослых. Это одна из важнейших особенностей детского общественного объединения, поэтому остановимся на ней подробнее.
О направлениях деятельности объединения
Давайте разберемся, какой направленности может быть эта деятельность, и как сделать так, чтобы она стала социально значимой. Конечно, в первую очередь, стоит определиться, чем именно вы будете и хотите заниматься с ребятами. И вот здесь есть очень простой ответ на этот, казалось бы, сложный вопрос – «чем заниматься с детьми?» Заниматься с детьми надо тем, что интересно самому педагогу, чем он сам «горит», чем он «заражён» и может «заразить» и увлечь детей. А направлений деятельности может быть очень много. Например: Журналистика. Здесь: выпуск газеты, журнала, литературного альманаха, собственных теле- и радиопередач… Расти можно и дальше - вплоть до открытия собственных радиостанций и телеканалов. Театр. Здесь: сценки, агитбригады, скетчи, литературно-музыкальные номера, СТЭМы, КВН, отрывки из пьес, поездки на фестивали и, конечно же, спектакли. Добровольческое или волонтерское направление. Здесь: работа с теми, кому нужна помощь. Социальные проекты (только реальные, с результатом, а не на бумаге, как часто бывает!). Помощь детским садам, ветеранам войны, центрам социального обслуживания – в любом виде (от открыток к празднику до концертов к памятным датам). Помните, чтобы преодолеть собственные проблемы – надо помочь кому-то другому. Военно-патриотическое и военно-спортивное направление. Здесь: военно- спортивные эстафеты, игры, вахты памяти, выезды на места боев, викторины по истории, смотры строя, конкурсы знаменных групп, встречи с ветеранами, поисковая работа и т.д. Туризм. Здесь: походы выходного дня, вылазки, большие походы (пешие, велосипедные, горные, водные на байдарках, каяках, катамаранах, надувных лодках и прочих плотах), турслеты, поездки в другие города России и ближнего зарубежья. Такого рода поездки сильно развивают самоуправленческие начала в деятельности детского общественного объединения, особенно тогда, когда группа едет «дикарем», без привязки к опекающей турфирме, и все свои экскурсии совершает самостоятельно, путешествуя на общественном транспорте и питаясь в попадающихся по дороге общественных столовых. Возникает вполне естественный вопрос – но ведь всем этим можно заниматься, не «городя огород» в виде детского общественного объединения, а просто открыв кружок туризма, театра или журналистики. В чем уникальность детского общественного объединения как педагогического феномена, как особенного формирования, отличающегося от объединения дополнительного образования? Ключевым моментом, отличающим детское общественное объединение от всех других, является ярко выраженная просоциальная направленность деятельности, ориентация этой деятельности на «принесение пользы людям», заботу о людях – далеких и близких. Такая направленность возможна в любом виде деятельности, описанном нами выше. Рассмотрим это подробнее. В рамках журналистского направления деятельности это может быть, например, выпуск газеты для школы, ведение сайта школы, создание школьных радио- и телепередач, ориентированных на освещение школьной жизни. Важно, чтобы ребята понимали, что они работают ради интересов своих школьных товарищей, нужд и потребностей школы. В рамках театрального направления – это может быть постановка сценок и спектаклей на актуальные для ребят соответствующего возраста темы (для младших школьников – это могут быть вопросы дружбы и верности своему слову, честности, заботы; для старших – вопросы чести и совести, ответственности, любви), проведение литературных и музыкальных вечеров силами объединения для других ребят школы, работа «по запросу» учителей литературы, истории, обществознания, МХК и т.п. В рамках военно-патриотического направления – это может быть проведение силами объединения военно-спортивных игр, эстафет, акций к памятным датам, дням памяти и т.п. для всех учащихся школы. В рамках туристской деятельности – это может быть проведение общешкольных туристических слётов, туристических эстафет, туристических «вылазок» классов и т.п. Обобщая, можно сказать, что важным сущностным критерием детского общественного объединения является социально-значимая направленность его деятельности.
О самоуправлении в объединении
Другим сущностным критерием детского общественного объединения является наличие того или иного уровня самоуправления при организации данной деятельности. Самоуправление в деятельности детского общественного объединения – это инструмент, при помощи которого мы реализуем его воспитательный потенциал. Ведь самоуправление – это передача ребятам в руки части полномочий по организации деятельности, по управлению коллективом. Конечно, делать это надо аккуратно и постепенно, по мере того как сами ребята овладевают необходимыми для этого организаторскими навыками. Если поторопиться и сразу дать им возможность принимать решения, не обременяя их при этом ответственностью за эти решения и не дав ощутить на себе результаты этих решений – итог будет плачевный. Чтобы самоуправление работало так как надо, работа детского общественного объединения должна опираться на ряд принципов. А именно: 1. Выборность. Все должности и органы самоуправления должны избираться общим голосованием, с учетом мнения каждого участника коллектива. Дети должны понимать, что на более высокие должности может претендовать ребенок с достаточным опытом работы, должным уровнем ответственности, серьезности и компетентности. Но как быть, если дети выбирают не по этим критерием, а по своему личному отношению к кандидатам? В этом случае должен помочь педагог: направить детей к мысли, что выбирать человека нужно за его дела, а не за то, что с ним приятно проводить время. Стоит помнить, что наличие органов самоуправления в детском общественном объединении возможно в той мере и в том объеме, в котором есть дети, готовые по своим личностным качествам в этих органах работать. Для того, чтобы самоуправление было реальным и работающим, у ребят должны быть не только реальные полномочия, но и навык эти полномочия реализовывать. Проще говоря, очень важно вести обучение ребят организаторским навыкам. Выбор ребенка на ту или иную должность в рамках деятельности возможен тогда, когда у ребенка либо уже есть навыки, необходимые для этой должности, либо когда приобретение навыков находится в зоне его ближайшего развития. При ином раскладе слишком велик риск «ситуации неуспеха» для ребенка. 2. Равноправие. Чтобы каждому ребенку было комфортно в коллективе, и он чувствовал сопричастность к нему, он должен иметь право голоса по вопросам, связанным с коллективом и его деятельностью. Принятие того или иного решения должно зависеть от мнения всех детей в равной степени. Безусловно, возможны ситуации дифференцирования причастности к принятию решения в зависимости от опыта работы. Так, в ряде объединений существуют статусы «кандидатов», «действующих членов объединения» и иные ступени роста. И голосование по тем или иным вопросам (не возможность высказать мнение, которая она есть у всех, а именно возможность проголосовать) доступно лишь определенным категориям. Такая ситуация возможна, но она должна быть регламентирована заранее. 3. Преемственность. Хорошее детское общественное объединение существует не один год. Некоторые существующие сегодня в российской системе образования детские общественные объединения насчитывают в своей истории десятки лет. Но даже если ваше объединение не является таким долгожителем, то все равно, спустя минимум три года начнется процесс смены поколений. Важно делать так, чтобы накопленный опыт, отлаженная деятельность не исчезали с уходом выпускников. Для этого стоит периодически проводить ротацию ребят на тех или иных ролях и позициях в объединении, не забывая об обучении младших ребят старшими. 4. Коллегиальность. Согласно этому принципу, все решения в коллективе должны приниматься совместно, путем голосования или обсуждения на общем сборе. Если после голосования отсутствует общее решение, то надо искать компромисс, чтобы учитывать интересы всех. 5. Критика и самокритика. Важно, чтобы каждый ребенок имел право высказывать замечания по какому-либо поводу, и чтобы ему самому тоже указывали на его собственные минусы. Но очень важно это делать так, чтобы не задеть друг друга, чтобы конструктивная критика не переходила в личные оскорбления. Принцип здесь такой: «Мы критикуем работу и недоработки, а не самого человека, указываем на недостатки и даем рекомендации, как их исправить». 6. Свобода слова. Ребенок должен быть услышанным и понятым. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок боялся выражать свои мысли. Если это происходит – работайте над созданием такой атмосферы в коллективе, чтобы каждый член коллектива мог свободно высказать свою мысль и не бояться быть осмеянным или непонятым. Абсолютно необходимым для существования здорового детского объединения является ситуация, когда каждый может свободно и не боясь высказать свое мнение по поводу любого дела, события или поступка. 7. Отчетность. У каждого действия должен быть результат. Следить за достижением результата помогает отчетность. Каждому поручению или делу для ребенка нужен дедлайн (срок, к которому оно должно быть завершено), после которого ребенок отчитывается о проделанной работе. 8. Сочетание коллективных и личных интересов детей. Любое дело в детском общественном объединении не должно находиться выше личных потребностей ребенка или в противоречии с его интересами, и наоборот. Довольно часто ребята приходят в объединение и, увлекаясь его интересной деятельностью, полностью погружаются в работу, зачастую забывая о своих домашних обязанностях (что не может не вызывать негодования родителей) или необходимости выполнять учебные домашние задания (что также вызывает справедливые упреки учителей). В этой связи руководители детского объединения должны контролировать и регулировать меру участия ребенка в деятельности объединения и стараться помогать ему выстраивать график жизни таким образом, чтобы работа в объединении не вступала в противоречие с остальными сферами его жизни. Вторая крайность – равнодушие, когда дети руководствуются только личными интересами, делают только то, что им интересно и когда они хотят. Поэтому важно совмещать интересы коллектива и интересы самого ребенка, т.е. находить золотую середину, чтобы и поручение выполнялось без задержки, и сам ребенок не страдал. 9. Распределение полномочий. Высшим органом самоуправления в детском общественном объединении является сбор коллектива, а чуть ниже него – совет, который избирается общим сбором. На общем сборе обсуждаются все вопросы жизни коллектива, проблемы, возникающие в организации. На сборе выносятся конкретные решения, направленные на положительные преобразования в объединении. Также на сборе формируются и другие органы самоуправления: совет дела, творческий актив и т.д. Общий сбор анализирует проведенную работу, утверждает направления деятельности и планирует реализацию совместных дел. Чтобы сбор проходил в рабочей обстановке, необходимо научить детей правильно себя вести, определяя порядок и правила проведения сбора. То есть, ребята должны коллективно вырабатывать решения, участвовать в обсуждении, слушать своих товарищей, высказываться, предлагать идеи. Важная роль в этом деле принадлежит педагогу, который должен занять очень гибкую позицию и вмешиваться в ход проведения сбора только тогда, когда это требуется. Педагог выступает в качестве консультанта, советчика, направляя деятельность органов самоуправления. Совет же – исполнительный орган, который наделяется полномочиями руководить процессами между сборами и воплощать в жизнь те решения, которые общим сбором были приняты. Так, в случае, если общий сбор принимает решение о проведении того или иного общего дела, то совет в свою очередь распределяет поручения, которые требуется выполнить для проведения этого дела, контролирует их выполнение, а в момент проведения дела выступает в роли координатора процесса. Нередко совет наделяется еще и правом принимать какие-то решения, например, о присвоении тех или иных наград, званий, ступеней роста или о наложении взысканий.
О традициях, символике и ритуалах
Важным атрибутом большинства детских общественных объединений являются традиции, символика и ритуалы. Это эмоционально окрашенные вещи или явления, которые помогают ребятам чувствовать сопричастность друг к другу и общему делу объединения. Расскажем о каждом из этих компонентов подробнее. Традиция – это некоторое правило, прием, метод, способ, закрепленные на уровне тезиса «у нас так принято». При этом сама исходная причина или задача, которая решается при помощи традиции, не обязательно очевидна. Важно, чтобы традиции решали педагогические задачи, пусть даже для самих ребят эти задачи будут не всегда очевидны. Традиции создают особый уклад, ту субкультуру, которая отличает одно детское общественное объединение от другого. Новичок, попадающий в такое объединение, знакомится с традициями и, чаще всего, при позитивном отношении ребят к нему, стремится поскорее овладеть новой для него культурой и системой ценностей, что важно с точки зрения скорейшей интеграции ребенка в объединение. Традиционными могут быть процедуры приветствий или прощаний, начала или завершения каких-то дел. Традиционными могут быть речевки, песни, обряды, флешмобы. Традиционными могут быть большие и малые дела, поездки, краткосрочные выезды, многодневные лагеря, если они носят регулярный характер и имеют повторяющиеся характеристики. Они играют важную роль в работе большинства детских общественных объединений. Различают два вида выездных сборов, и для полноценной работы объединение нуждается в обоих видах. Первый вид выездов – выезд, на который отправляются только сами ребята из объединения. Этот выезд чаще всего имеет какие-то конкретные задачи (например, подготовка того или иного дела, решение каких-то рабочих проблем коллектива, учеба и т.д. и т.п.). Второй вид выездов – выезд, при котором детское общественное объединение становится организатором поездки для других ребят школы. Именно этот тип выездов помогает объединению реализовать свою общественную функцию, актуализировать в глазах ребят социально значимую деятельность, поставить их в позицию организаторов, дать возможность применить на практике полученные в детском общественном объединении знания. Символика – это совокупность предметов, которые имеют определенный смысл, не сводящийся к их функциональной принадлежности. Так, символами объединения могут быть: форма или её элементы (галстук, бандана, кепка, значок, футболка, форменная рубашка и т.п.). Символами объединения могут быть и какието предметы, которые помимо своей непосредственной функции носят характер значимого атрибута и носителя какого-то смысла для членов детского объединения. Так, в детском пресс-центре и парусной флотилии «Каравелла», руководимой детским писателем В.П. Крапивиным, а сейчас его последователями, таким значимым атрибутом всегда являлся барабан, что нашло отражение в творчестве писателя. У многих детских объединений таким предметом является гитара, что подчеркивает ценность песни и уважение к ней. Важно, чтобы появление таких символов и атрибутов в детском объединении происходило постепенно, адекватно воспринималось ребятами или формировалось благодаря их инициативам. Нередки случаи, когда руководители (особенно на начальных этапах развития сообщества, стремясь воспроизвести внешний пример-образец) насаждают какие-то символы, которые не воспринимаются ребятами адекватно, что часто ведет к конфликтам. Ритуалы – это процедуры, носящие ярко выраженную эмоциональную окраску и связанные, как правило, с какими-то значимыми событиями в жизни как всего коллектива, так и его членов. Так, в объединении могут быть разработаны ритуалы приема в члены объединения или ритуалы получения определенных званий или ступеней роста (о том, что это такое мы скажем далее). Возможны ритуалы, посвященные памятным датам, героике подвигов и т.п. Важно подходить к проведению ритуалов так, чтобы они действительно достигали своей цели – оставляли эмоциональный след в сознании ребят и через эмоциональную сферу помогали реализовывать воспитательный потенциал проводимых дел.
О ступенях роста ребенка
Для поддержки личностного роста ребят и мотивации к саморазвитию во многих детских общественных объединениях существует понятие «ступеней роста». Ступени роста используются с целью показать каждому ребенку перспективу его личного развития в коллективе, помочь ребятам быстрее и осознаннее войти в объединение, стать его полноправными членами, найти себя в нём, соразмерить свои возможности и силы с требованиями коллектива, способствовать работе ребят над собой и более полному раскрытию потенциала каждого члена коллектива. Ступени роста, как правило, регламентируют ряд требований, выполнить которые необходимо для получения того или иного звания. Среди этих требований могут, как правило, быть требования к опыту работы в объединении (как к стажу в годах, так и к минимуму дел, в которых требуется принять участие), требования к освоению тех или иных навыков, требования к морально-нравственным качествам кандидата на присвоение той или иной ступени роста. Присвоение очередной ступени роста чаще всего сопровождается торжественным ритуалом. Так, например, в ряде скаутских коллективов ступени роста связаны со стажем пребывания в организации, а также с освоением ряда умений и навыков. Похожая система существует и в ряде пионерских коллективов. Так, например, в коллективах московской пионерии ступени роста зависят от освоения тех или иных организаторских умений, опыта участия в ключевых делах объединения и приобретения прикладных навыков. Решение о присвоении очередной ступени роста принимает тот или иной орган (для младших ступеней – первичный коллектив, для более старших – общий сбор коллектива или взрослые руководители). Подводя итог, следует сказать, что детское общественное объединение при умелой инструментовке обладает высочайшим воспитательным потенциалом и, кроме того, может сочетать в себе воспитательный потенциал и других сфер совместной деятельности детей и педагогов в школе, которые находят свое отражение в иных модулях программы воспитания. Так, при склонности детского общественного объединения к выездным делам – походам, поездкам, экспедициям - стоит внимательно познакомиться с рекомендациями к модулю «Экскурсии, экспедиции, походы». Развить самоуправленческие начала внутри детского общественного объединения помогут методические рекомендации модуля «Самоуправление». Оформить пространство деятельности детского общественного объединения (если объединению выделено свое помещение) помогут материалы методических рекомендаций «Организация предметно-эстетической среды»). Если же детское общественное объединение имеет журналистскую направленность или хотя бы выпускает газету или имеет свой сайт или группы в социальных сетях – стоит обратиться к методическим рекомендациям модуля «Школьные медиа». Детское общественное объединение может сочетать в себе все это, и в этом состоит его большая педагогическая ценность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.