ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА.
Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе.
Что такое «ключевые общешкольные дела»?
Понятие «ключевые общешкольные дела» в педагогический лексикон было введено В.А. Караковским. Вот что сам автор пишет о них. «В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе. Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный, рядовой, даже рутинный характер. Скажем больше: большая часть школьной жизни проходит именно так. Однако в каждом ребенке живет потребность уйти от монотонного однообразия будней, стремление к необычному, яркому, возвышенному. Крупные дозы воспитания как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факт школьного быта в событие, остающееся в памяти надолго. Кроме того, психологи утверждают, что самыми естественными механизмами воспитания детей являются заражение и подражание. Одиночное переживание своего эмоционального состояния существенно отличается от включенности его в переживание большой группы. В этом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, и сильно действуют на личность. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения, укрепляют во всех детях и взрослых чувство «мы», укрепляют школьную общность. Важное обстоятельство: рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельно ученика. Непременные черты каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности».
В школе, которой руководил В.А. Караковский, таких дел было несколько. Это и сентябрьские туристические походы классов, преследовавшие цель сплотить после летних каникул классные коллективы. Это и театрализованный праздник песни. Это и новогодний КВН старшеклассников, проходивший с отнюдь не детским игровым накалом. Это и подростковый сбор, который организовывали десятиклассники для учащихся 5-8-х классов. Это и праздник знаний с его научнопознавательными конференциями, брифингами, турнирами знатоков и дидактическими спектаклями. Это и торжественный праздник чести школы, включавший в себя презентации стенгазет, рассказывавших о жизни класса за год, награждение школьников за успехи в различных видах деятельности, поздравления и творческие подарки школе. Это и «Рассвет Победы» – своеобразная акция, когда 8 мая, рано утром, с первым же поездом метро все желающие школьники, педагоги и родители выезжали на Красную площадь и возлагали цветы к могиле Неизвестного солдата. И, конечно, это большой весенний сбор. Воспитательный потенциал ключевых дел велик. Они формируют гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми; обеспечивают развитие интересов и способностей воспитанников, их творческую самореализацию; формируют дружеские связи и отношения в коллективе. Результативность ключевых общешкольных дел для воспитания школьников будет выше, если соблюдать ряд важных правил их организации. 1) ключевые общешкольные дела всегда планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно – и школьниками, и педагогами; 2) ключевые общешкольные дела должны быть интересны большинству школьников, они носят системный характер, охватывая различные сферы деятельности, комплексно воздействуя на сознание, чувства и поведение школьников; 3) ключевые общешкольные дела должны предполагать включенность в них большого числа детей и взрослых, участие в этих делах сопровождается общей радостью, увлеченностью, трудом и взаимной поддержкой; 4) ключевые общешкольные дела носят творческий характер и общественную направленность, подразумевают проявление заботы ребят о других, друг о друге. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, когда воспитание сводится к набору мероприятий, организуемых как правило педагогами для детей, где дети часто являются просто их участниками, потребителями того, что сделано другими.
Коллективное планирование ключевых дел
Организация интересных и личностно развивающих ключевых общешкольных дел во многом зависит от того, как осуществляется ее начальный этап – планирование. Этот процесс должен носить коллективный характер, строиться на коллективном взаимодействии педагогов и детей как равных партнеров, предполагать осознание участниками существующих в школе проблем и стоящих перед ней задач. Здесь важно понимать, что цели одного и того же дела для детей и для педагога не во всем совпадают. Взрослые должны видеть глубже, предполагать воспитательное значение каждого дела, встроить его в процесс достижения целей воспитания, постараться увидеть ценность конкретного дела не только для школьного коллектива, но и для личностного роста отдельных школьников. Практика показывает, что многие затруднения в организации общешкольных ключевых дел связаны именно с этапом планирования. Ошибки возникают тогда, когда: 1) педагоги самостоятельно осуществляют планирование, представляя учащимся творческий простор и инициативу в разработке лишь уже намеченных взрослыми дел (хорошо, если удается увлечь детей предложенной педагогами идеей, но чаще всего этого не происходит); 2) в планировании дел участвует небольшая группа наиболее активных и инициативных ребят, в результате чего они становятся и основными исполнителями принятых решений (интересы большинства в этом случае не учитываются, и большая часть школьников не спешит включиться в предложенную им деятельность); 3) в процесс планирования не входит элемент целеполагания, то есть со школьниками не ведется специальная работа, направленная на осознание ими смысла и назначения предстоящих дел (чем актуальнее и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет организация дела, тем старательней школьники будут стремиться к достижению этой цели). Чтобы преодолеть данные затруднения, необходимо разобраться в логике коллективного планирования, а также овладеть способами его организации. Планирование общешкольных ключевых дел может быть организовано в несколько этапов: сначала – на уровне классов, затем – на уровне органов ученического самоуправления, потом – на общем собрании актива педагогов, школьников, выпускников или на общешкольной конференции. Заметим, что на этапе планирования тех или иных дел педагогам важно направлять одновременно два взаимосвязанных процесса: коллективного самоопределения ребят и индивидуального самоопределения каждого из них. Процесс самоопределения школьников на уровне коллектива (класса, органа самоуправления, совета и т.п.) будет происходить тогда, когда будут ставиться и обсуждаться вопросы вроде: «что мы хотим?», «зачем нам это нужно?», «как лучше подготовить дело?», «с кем мы можем сотрудничать?», «какие творческие группы создаем?», «кто и за что отвечает?» и т.п. Ответы на эти вопросы помогут ребятам четче определить общие интересы, определить дела, привлекательные для всех, создать творческие группы под конкретные задачи в организации дела, распределить роли, индивидуальные и групповые поручения. Процесс самоопределения школьников на индивидуальном уровне будет происходить тогда, когда в процессе обсуждения у ребенка появится возможность вслух или мысленно (про себя) ответить самому себе на такие вопросы как: «чего я хочу лично?», «в чем мой интерес?», «где я могу реализовать себя?», «как я могу помочь школе, другим в достижении намеченных целей?», «в чем моя роль, моя позиция в предстоящем деле?», «что я могу предложить другим?» и т.п. Ответы на эти вопросы помогут отдельному школьнику соотнести свои цели и интересы с целями и интересами других детей и взрослых, определить степень значимости для себя школьных дел, определить роль и степень своего участия в жизни школы, планировать свою собственною активность, брать на себя ответственность за какой-либо участок подготовки дела, соотносить свое участие в общешкольных делах со своими обычными учебными и домашними делами. Процесс коллективного планирования можно организовать в форме беседы с ребятами. Она может быть разделена на две части. Сначала проводится так называемая стартовая беседа. В этой установочной беседе педагог увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел.
Это может быть:
· увлечение радостной перспективой, теми радостными событиями, которые ждут нас в ближайшее время, ожиданием того, что можно будет сделать что-то интересное;
· увлечение добрым делом, чувством удовлетворения от возможности сделать что-то полезное другим людям, переживанием ощущения своей нужности другим людям;
· увлечение творчеством, ожиданием того, что предстоит сделать что-то необычное, оригинальное, неожиданное;
· увлечение борьбой с трудностями, преодолением себя, проверкой своих сил, испытанием, формированием силы воли и выносливости;
· увлечение красивым, гармоничным и прекрасным в природе, в искусстве, в мире, в человеке;
· увлечение необычным, таинственным, загадочным;
· увлечение смешным, веселым, озорным, ожиданием предстоящего веселья, праздника, карнавала и т.п.
Если удалось заинтересовать ребят, то можно переходить уже к обсуждению ключевых проблемных вопросов, которые помогут детям пробудить их творческую мысль и наметить основные направления предстоящей работы.
Например:
§ что сделаем?
§ для кого (для класса, для конкретного человека, для всей школы, для своих родных, для малышей, для микрорайона и т.п.)?
§ когда сделаем (дата проведения, длительность, возможные временные этапы и циклы)?
§ кто будет участвовать (роль отдельных учеников, классов, конкретных педагогов, родителей, шефов, выпускников, приглашенных гостей и пр.)?
§ как лучше организовать подготовку (какие зоны ответственности предполагает планируемое дело, какие инициативные или творческие микрогруппы для этого нам понадобятся)?
При этом взрослые не диктуют и не навязывают своих решений, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы вместе с ними, стараются поддерживать равенство и взаимопонимание между всеми участниками обсуждения, ориентируют детей на умение слушать и слышать друг друга, задавать уточняющие вопросы, четко выражать свою мысль, аргументировать, находить точки соприкосновения с позициями других, видеть общую генеральную идею, учитывающую все высказывания. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный. Процесс коллективного планирования можно усложнить, сделав его более развернутым. Здесь можно использовать такие формы как: - разведка интересных и полезных дел, когда школьники ведут поиск интересных мест для проведения дела; поиск тем, которые следует обсудить; поиск людей, кому следует помочь, и т.п.; - конкурс на лучшее предложение к плану класса или школы; - защита проектов, предложенных микрогруппами; - подготовка спецвыпуска и классной / школьной газеты (например: «Мое предложение!», «Каким быть нашему классу?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?», «Главное событие года!», «Что сделает нашу жизнь по-настоящему Жизнью!» и т.д.); - распределение тематических заданий по планированию между детскими объединениями по интересам (кружки, клубы, секции, детские организации придумают и предлагают свои дела); - копилка интересных предложений (или «банк идей») - в школе вывешивается ящик по типу почтового или конверт для предложений и вопросов. Чтобы создать школьникам условия для инициативы и творчества, предоставьте им выбор: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный, индивидуальный. На этапе коллективного планирования можно совмещать групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно тех, кто традиционно пассивен), дайте им возможность побывать в различных ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель, и т.д.). Коллективное планирование будет эффективным если педагоги смогут вовлечь школьников в данный процесс. Вовлечь – это значит создать такие условия, чтобы у школьника появилась внутренняя мотивация к участию в этой деятельности, чтобы она направлялась не внешними стимулами и уговорами старших, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл. Очень важно, чтобы и сами педагоги были увлечены этой деятельностью, понимали ее значимость для процесса воспитания, для развития личности ребенка. Ведь именно увлеченный взрослый способен увлечь своих воспитанников.
Коллективная подготовка ключевых дел
Для успеха любого дела педагогу и детям необходимо знать и учитывать логику его подготовки. Перед тем, как обратиться к этому вопросу, сделаем пару важных замечаний. Во-первых, при проведении ключевых общешкольных дел всегда важно помнить, что процесс подготовки дела гораздо важнее его итога. Во-вторых, не менее важно помнить и другое: чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем более значимым для него становится и само дело. Итак, подготовка каждого конкретного ключевого дела начинается обычно с создания Совета дела, в который входят педагоги, лидеры ученического самоуправления, инициативные школьники, которые были наиболее активны на этапе планирования дел. В Совет дела могут входить также выпускники школы и активные родители. Совет дела отвечает за организацию дела. Он разрабатывает общую схему подготовки дела, распределяет полномочия и поручения – как индивидуальные, так и групповые. На Совете дела могут создаваться специальные творческие группы, ответственные за подготовку отдельных элементов дела. Совет дела на протяжении всей подготовки координирует действия творческих групп, помогает им при возникающих у них затруднениях, организует их сотрудничество. По ходу подготовки Совет дела разрабатывает (при необходимости) примерный его сценарий, назначает (при необходимости) ведущих на каждый этап дела, поправляет и дополняет (при необходимости) результаты работы творческих групп, сводит работу всех групп воедино. Творческих групп может быть несколько – в зависимости от задач, которые нужно решить в процессе подготовки дела. Творческие группы могут создаваться в рамках каждого класса, могут объединять учеников разных классов в рамках одной параллели, но могут быть и разновозрастными, что предпочтительнее с педагогической точки зрения. Педагогам важно поддерживать межвозрастное взаимодействие ребят, межвозрастное сотворчество, сотрудничество старших и младших школьников, взрослых и детей. Все творческие группы должны быть взаимосвязаны и стараться действовать как одна команда. Например: - сценарная группа определяет форму проведения дела и готовит его сценарий; - оформительская группа отвечает за оформление школы, места проведения дела, костюмы, объявления, газеты, пригласительные билеты и пр.; - группа по связи с общественностью приглашает гостей, родителей, организует взаимодействие с шефами или подшефными организациями, другими социальными партнерами школы, если это нужно для дела; - группа настроения отвечает за эмоциональную атмосферу дела, готовит неожиданные сюрпризы для всех (гости, новости, подарки и пр.) которые оживляют дело и поднимают настроение, проводит творческие миниигры с участниками дела и т.п.; - группа награждения (если дело предусматривает награждение) определяет номинации, критерии награждения, выбирает жюри, делает награды и т.п. При подготовке дела важно учитывать многое: логику разворачивания сценария дела (пролог, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог); смену видов деятельности (простые и сложные, подвижные и малоподвижные и т.д.); эмоциональную атмосферу дела; техническое обеспечение и т.п. Какова позиция взрослых на этапе коллективной подготовки? Педагоги на данном этапе вдохновляют и поддерживают работу творческих групп и отдельных школьников, иногда включаясь в их работу при прямом запросе детей о помощи. Разумеется, для того чтобы дети могли выполнять свои (действительно непростые) организаторские поручения, им необходимо помогать в этом. Но помогать – это не значит сделать за них, взять на себя их функции, подменить их собой. Помощью может быть дружеский совет, проблематизирующий вопрос, подсказка. Помогать ребятам нужно лишь в той мере и до тех пор, пока педагог не поймет, что дальше они смогут справиться сами.
Коллективное проведение ключевых дел
В основе ключевого дела лежит творчество, которое предполагает не копирование и воспроизводство заданного образца, а поиск участниками своего пути решения той или иной задачи, проявление личных инициатив, реализацию детьми собственных идей. Результатом грамотно проведенного ключевого общешкольного дела будет, в первую очередь, приобретенный ребятами опыт активного участия в той или иной конкретной практической деятельности. Причем не в пассивной («нам сказали», «для нас провели», «мы участвовали»), а в активной («мы решили», «мы организовали», «мы сделали») роли. На этом этапе педагогам также важно направлять сразу два процесса: и процесс коллективной деятельности, и процесс индивидуальной деятельности ребенка. В первом случае речь идет о поддержке совместности деятельности детей, побуждении ребят к сотрудничеству, взаимоуважению, взаимопомощи, доверию друг к другу. Проведенное дело, эмоциональное его проживание, как правило, способствует сплачиванию детско-взрослых общностей, возникновению своеобразного чувства «МЫ». Во втором случае речь идет о поддержке каждого ребенка в его попытках реализовать себя – как друга своих друзей, как лидера, как организатора, как творца. Педагогу важно помочь ребенку лучше узнать самого себя, дать ему возможность попробовать себя в разных делах и разных ролях, проявить свои качества, которые, быть может, раньше были неведомы и самому ребенку. Чтобы процесс проведения дела был интересным и увлекательным для его участников, можно включать в него элементы состязательности, игры, импровизации. Это позволит создать у всех хорошее настроение. Настроения, эмоции – это своеобразная «оболочка» дела, удерживающая его участников вместе.
Общий позитивный эмоциональный подъем превращает дело в незабываемое событие для ребенка. Рассмотрим один из ярких примеров проведения ключевого общешкольного дела – разновозрастного сбора в 825-й московской школе. Вот как описывают его сами педагоги. «Трудно объяснить непосвященному, что такое сбор. По-настоящему его можно понять, только лишь побывав на нем и приняв участие в подготовке и проведении его дел. Сущность сбора – идея общности людей разного возраста, которых объединяет общая деятельность и идеальные отношения, которые формируются в процессе общения, совместного труда, спорта, творчества. На каждом сборе эти люди стараются построить (хотя бы на небольшое время и на небольшой территории) идеальное общество. И в этом обществе должны царить отношения добротворчества, взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, сотворчества и сотрудничества. На сборе каждый старается для всех и все для каждого. Конечно, в повседневной жизни такого, к сожалению, быть не может. Но мы считаем, что надо дать возможность человеку побыть в таких идеальных условиях, получить опыт такого идеального общения. Плохие стороны жизни человек всегда успеет увидеть, а вот хорошим надо учить. У сбора есть свои законы и обычаи. Законы сбора: 1. Закон знамени. Знамя – главная реликвия сбора, оно создано руками первых сборовцев и бережно передается последующим поколениям. У знамени прекращаются разговоры, мимо него нельзя бежать. В знак уважения к нему все проходящие отдают салют. 2. Закон доброты. «Все за одного, один – за всех» – это выражение практического гуманизма. Сборовец не ждет, пока ему сделают добро, каждый делает его первым. 3. Закон точности. Все дела на сборе должны начинаться в точно назначенное время. Это проявление самоорганизации. Точность – проявление уважения к товарищам, она экономит силы и нервы, позволяет сделать больше. 4. Закон песни. Песня на сборе играет особую роль: она объединяет людей, помогает создать общее настроение, выразить себя. Песни сбора особенные: в них нет плохих людей, зла, безысходности. Они помогают поддержать веру в добро, веру в Человека. 5. Закон творчества. Неповторимость каждого прожитого мгновения будет ощутимее, если жизнь будет полна выдумки, импровизации, фантазии, юмора. Долой занудство! Каждое дело творческое, иначе - зачем? 6. Закон демократического самоуправления. Сбор – самоуправляемая, саморегулируемая система. Каждый сборовец не только реально влияет на жизнь сбора, но и несет ответственность за него, за соблюдение его законов. 7. Закон тихой ночи. Сбор – это громадное физическое напряжение, хронический недосып. Без восстановления сил невозможно качественно выполнить всю программу. Каждый сборовец должен оберегать ночной сон уставших товарищей.
Обычаи сбора:
1. Право поднятой руки. Человек захотел сказать и поднял руку - сбор стихает и слушает. Перебивать говорящего нельзя.
2. Открытие личности. Человек – главная ценность сбора, и нет ничего радостнее, чем в каждом открыть новое, удивительное, прекрасное.
3. Культ комиссаров. Комиссары – самые авторитетные и любимые люди школы. Их работа на сборе невероятно трудна. Без поддержки друзей - сборовцев, отряда они не смогут оправдать высокое доверие.
4. Уважение к хозяевам. Каждый год сбор принимает новый город, школа. Люди берут на себя громадные хлопоты и затраты. Наша искренняя благодарность – наша плата за добро.
5. Нерушимость традиций. Сбор хорош своей повторимостью. Он не приспосабливается к жизни, а сам создает жизнь по своим законам и правилам. Для многих детей сбор – это школа самоуправления. Пройдя школу комиссаров, дежурных командиров, ребята приобретают самоуправленческие навыки, проявляют (или не проявляют, что тоже важно) свои организаторские и коммуникативные способности, учатся взаимодействию с ребятами разных возрастов и, конечно, учатся выстраивать отношения. Функция педагогов на сборе – преимущественно включенное наблюдение. Педагог консультирует школьников по содержанию главных дел сбора, помогает при необходимости в написании сценария, помогает в организации жизнедеятельности отрядов, корректирует их работу. На сборе существует и отдельный педагогический отряд, который наравне с другими отрядами участвует в основных его делах. Сбор по-новому раскрывает педагогов и для учащихся, и для коллег. Возникает особый стиль отношений, который мы называем «учитель-сборовец – ученик-сборовец». Это более доверительные и открытые повседневные отношения, чем обычно. Руководство сбором осуществляют директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, учителя и старшеклассники - комиссары отрядов, предсборовский дежурный командир (ПДК) сбора и разводящий сбора. Выборы комиссаров, дежурного командира и разводящего проходят на основании рейтинга, составленного на основе голосования учащихся 9-11-х классов. Каждый класс сдает итоги своего голосования – фамилии тех ребят, которых они хотели бы видеть в тех иди иных руководящих должностях, с набранным ими количеством голосов. Все голоса потом суммируются, и на основании этого определяются лидеры голосования. Примерно за месяц до назначенной даты сбора проходит формирование отрядов. При комплектовании соблюдается ряд принципов: отряды должны быть разновозрастными, соотношение мальчиков и девочек в разных отрядах должно быть примерно одинаковым, в каждом отряде должны быть представители всех параллелей классов. На сборе нет ни одной свободной минуты. Даже если в распорядке дня указано свободное отрядное время, это не означает «ничегонеделания», это значит, что отряд репетирует свое выступление или готовится к чему-то. Каждый день на сборе есть главное дело дня, тема которого определена заранее, и ему предшествует серьезная домашняя подготовка. У нас 3 главных дела: «Защита имени отряда», «ГФД» и «ГТД». 1. Защита имени отряда. В первый день сбора обычно проходит «Защита имени отряда». Это и понятно, надо же знать в лицо всех тех, с кем придется прожить бок о бок целых 3 дня. 2. ГФД. Главное философское дело. Это момент истины, осмысления сборовцами окружающего нас мира и своего места в этом мире. И его темы в разные годы были соответствующие: «Есть ценности, которым нет цены», «Дихотомические этюды», «Загадочные личности истории», «Жизнь замечательных идей», «Че-ло-век!», «SOS! Тревоги года», «Прощай, XX век: люди, события, факты», «Две стороны одной медали», «Города-герои», «Людей неинтересных в мире нет» и др. 3. ГТД. Главное творческое дело (ГТД) – это «взрыв» вдохновения сборовцев. Здесь ярко проявляются музыкальные и танцевальные пристрастия ребят. Здесь раскрываются таланты, здесь загораются наши «звезды», здесь у каждого (действительно каждого!) есть шанс открыть себя с самой неожиданной стороны. Сколько задора, радости и природного обаяния кроется в учениках, и всё это кипучей волной выплескивается на сцене. Темы ГТД всегда многогранны: «Педагогиада» (история становления школы, школы в разные эпохи), «Москва! Как много в этом звуке», «Золотое кольцо России», «Сказка сказок», «Сатирикон», «Жемчужины восточной мудрости», «Здесь живут мои друзья» (Москва бардовская), «Необыкновенное путешествие: непутевые заметки», «Друзья моего детства» (к международному дню детской книги), «Мосфильму – 90 лет!», «Гоголевский фестиваль» и т.п. На сборе существует ряд событий, к которым ребята специально не готовятся, а просто участвуют них. За организацию таких дел отвечают учителя и выпускники школы – «старики». Марш-бросок. Наши марш-броски представляют собой события, состоящие из подвижных игр на свежем воздухе. Его готовит и проводит отряд «стариков». Марш-бросок длится в среднем 1-1,5 часа. Каждый отряд проходит несколько спортивных этапов. Экспромты. Экспромт подразумевает небольшое выступление отряда на заданную тему без особой предварительной подготовки. Как правило, экспромты проводятся на вечернем сборовском огоньке. Темы, как правило, придумывают выпускники. Подготовка экспромта занимает не более 15 минут, а его представление длится 1-2 минуты. Например: предложить нестандартное использование стандартных предметов или изобразить природное явление, чтобы остальные отряды его угадали, показать старые сказки на новый лад, обыграть разные виды спорта при помощи разных жанров искусства, представить, как ведут себя вещи в то время, пока их не видят люди и т.д. Игра сбора. Готовят игру учителя. Задача игры – не только эмоциональная разрядка и смена вида деятельности, но и обучение чему-то новому, полезному, увлекательному. Количество станций игры соответствует количеству отрядов на сборе. На каждой станции ребятам предлагается творческое задание, выполняя которое ребята взаимодействуют с друг с другом. В течение игры каждый отряд проходит все станции в соответствии со своим маршрутным листом. Работа на каждой станции длится 15-20 минут. Итогом работы является некий конечный продукт, за который ребята получают баллы. Баллы выставляются в маршрутный лист. По итогам игры на вечернем огоньке выявляется победитель. Огонек. Услышав это слово впервые, вы можете представить себе разное. Для нас, сборовцев, есть два вида огонька: Большой огонек и Маленький отрядный огонек. Оба они имеют большое значение для сбора. Вечером первого и второго дня каждый отряд обязательно собирается на маленький огонек – в отрядных местах. Там ребята обсуждают день, выбирают дежурного командира отряда следующего дня, готовят экспромты. Уже после таких маленьких отрядных огоньков все собираются вместе на Большой огонек, на котором также происходит обсуждение главных дел прошедшего дня, выбор дежурного командира сбора следующего дня. Кроме того, участники огонька отмечают работу дежурного командира прошедшего дня, говорят, как о плюсах, так и о минусах его работы. Затем происходит торжественная передача пилотки от дежурного командира прошедшего дня дежурному командиру следующего дня. Завершается наш огонек кругом песни. Особенным можно назвать огонек третьего дня. Помимо всего перечисленного, на нем происходят Посвящение в сборовцы и Звездный час. Посвящение в сборовцы. Ребята, которые впервые приезжают на сбор, обязательно проходят ритуал посвящения. Каждый год «старики» готовят для ребят что-то новое. Важно, что на посвящении проверяется, как юный сборовец сумел понять и прочувствовать сбор, проверяются знания законов и обычаев сбора. Заканчивается посвящение клятвой, которую читает «закоренелый сборовец», то есть «старик» с большим опытом сборов за спиной, а юные сборовцы повторяют за ним. Ребята, которые теперь стали полноправными сборовцами, получают что-то на память о своем первом сборе. Это может быть диск со сборовскими песнями, сборник со сборовскими законами и пожеланиями стариков, эмблема бригантины – символа сбора и так далее. Звездный час. Это еще одно дело, без которого не обходится ни один сбор. Здесь отмечают самых активных ребят сбора. Звездный час готовится «стариками». Существует несколько номинаций, по которым награждаются ребята: самая добрая личность отряда, самая творческая личность отряда, самая полезная личность отряда, самая артистичная личность сбора, открытие сбора, симпатия стариков и т.п. Вечером второго дня во время отрядных огоньков проходит анкетирование, и ребята сами выбирают тех личностей, которых впоследствии старики будут награждать на Звездном часе. Ни учителя, ни старики не навязывают своего мнения, все решают сами ребята. А те, кто получил награду, понимают, что сделали большое дело для сбора. Здесь речь идет о ситуации успеха для каждого участника сбора. Завершается Звездный час и весь сбор тем, что все сборовцы становятся в большой круг и поют любимые сборовские песни. А в это время каждый может подойти к «Ветерку» (это 4-6 скрепленных между собой листов ватмана) и написать свое впечатление о сборе, слова благодарности, привет следующему сбору – в общем, все то, чем он готов и хочет поделиться со всем сбором. На Ветерок обязательно крепятся эмблемы отрядов. Со сбора ребята уезжают уже совершенно иными, ведь здесь они нашли настоящих друзей, поддержку и опору. Отношения доверия и взаимопонимания продолжаются и после сбора – в школе и в обычной жизни, причем как между учениками, так и между учениками и учителями».
Коллективный анализ ключевых дел
К сожалению, на практике данному этапу ключевого общешкольного дела не всегда уделяется должное внимание. Он не всегда проводится или проводится формально. А ведь этот этап очень значим как для воспитания школьников, так и для формирования педагогического коллектива, ориентированного на воспитание. Проведение коллективного анализа прошедшего дела – действие непростое. Главными здесь являются две задачи. Первая – создание условий для того, чтобы в анализ включились все участники дела, или как можно большая их часть. Вторая – фиксация полученных результатов анализа и ориентация участников на планирование новых путей коллективного творчества: новых дел, новых способов их реализации, позволяющих преодолеть выявленные в ходе анализа ошибки и недочеты в их планировании, подготовке и проведении. Анализ – это подведение итогов как коллективной активности, так и индивидуальной. А это значит, что педагогам важно направлять и процесс коллективного анализа, и процесс индивидуального самоанализа ребенка. Важно не только поговорить об общих результатах работы, но и, по возможности, позволить каждому участнику в отдельности задуматься над его индивидуальными результатами. В первом случае речь идет об обсуждении таких вопросов: «Как провели дело?», «Каковы наши успехи и наши недочеты?», «Что нужно учесть в следующий раз?», «Что помогло нам достичь результата?», «Что мешало?» и т.п. Главное здесь - постараться протянуть ниточку из прошлого в настоящее, а затем в ближайшее будущее. Во втором случае речь идет об обсуждении (вслух при всех или в виде внутреннего диалога ребенка) таких вопросов: «Что дало мне участие в общем деле?», «Какие выводы для себя я сделал?», «Какие мои сильные и слабые стороны проявились в прошедшем деле?», «Смог ли я реализовать личные цели и задумки», «Что нового я узнал о себе, о других, о мире?», «Насколько я лично удовлетворен результатами дела?», «Что я хотел бы изменить в будущем и как это сделать?» и т.п.
Общие требования к коллективному анализу дела таковы:
· анализ должен быть тщательно продуманным, предполагать приемы, включающие в обсуждение по возможности каждого участника, формы регламентации времени на высказывания, способы фиксации результатов обсуждения;
· анализ должен быть конструктивным, не ограничиваться выявлением лишь недостатков, но и раскрывать сильные стороны проведенного дела, нераскрытый потенциал коллектива, показывать его перспективы;
· анализ никогда не должен превращаться в конфликт, трансформироваться во взаимные упреки или самолюбование;
· анализ должен вносить вклад в улучшение отношений в коллективе, в формирование гуманистического микроклимата внутри школы, показывать образец таких отношений, которые проявились во время планирования, подготовки и проведения дела;
· анализ должен создавать положительную мотивацию к продолжению деятельности, создавать эмоциональный настрой на проведение других общешкольных ключевых дел, давать удовлетворение от успеха уже сделанного;
· анализ должен быть личностно направленным, стимулировать осознанное отношение каждого к деятельности всего коллектива, к видению себя в ней, направлять самоанализ каждого участника.
Формы проведения коллективного анализа могут различными. Самая распространенная из них – это «Разговор по кругу», когда каждому по очереди дается слово и он высказывает свое мнение о прошедшем деле. Видимое преимущество этой формы (простота и удобство) может обернуться минусом, превратив такие поочередные высказывания в формальные или простые повторы уже сказанного ранее. Один из выходов – предоставить участникам право пропустить свою очередь в высказываниях и вернуться к нему тогда, когда будет желание. Это может быть и самый обычный «Свободный разговор», который модерирует ведущий, и в рамках которого может высказываться кто хочет и когда хочет. Главное, чтобы это было высказывание по сути обсуждаемого дела, не превышало лимита допустимого времени на высказывание и не обижало других участников. Еще одной формой проведения анализа может стать процедура «Время на шум». Анализ сначала проводится в микрогруппах, а затем микрогруппы высказывают свое общее мнение в классе / в отряде / на общем сборе. Микрогруппам дается ограниченное время (3–5 минут), но порядок обсуждения при этом не задается. Можно дать лишь несколько обязательных вопросов, на которые нужно ответить всем. Необходимость за короткое время сформировать общее мнение группы создает ситуацию сильной эмоциональной включенности ее участников, что часто приводит к снятию многих психологических барьеров, сдерживающих отдельных ребят.
Формой анализа может стать, например, и «Газета-анкета». Все участники анализа, взяв фломастеры и ручки, на листе ватмана письменно отвечают на некоторые поставленные ведущим вопросы. Так получается газета, которую могут прочитать все. Можно сделать и несколько таких газет, в этом случае их готовит несколько различных групп (классов, отрядов и т.п.). Какую бы форму вы не выбрали, главное помнить, что коллективный анализ должен способствовать формированию у ребят осознанного отношения к коллективному взаимодействию и к собственной деятельности, а это является важным ресурсом как для развития коллектива в целом, так и для развития личности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.