ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Модуль «Работа с родителями» является инвариантным в программе воспитания. Это значит, что он должен содержаться в рабочей программе воспитания каждой школы. И это вполне закономерно, ведь работу с семьями учащихся в том или ином виде ведет практически каждая общеобразовательная организация. В данном разделе нашего пособия мы поговорим о том, что могут сделать педагоги, реализуя это направление своей работы. Начнем с того, какие задачи может решать школа, работая с родителями? Во-первых, — налаживание конструктивного общения педагогов с родителями для привлечения их внимания к заботам школы, для создания в их глазах позитивного имиджа школы, для поддержания постоянной «обратной связи» с родителями в вопросах воспитания их детей. Во-вторых, — привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников. Это поможет расширить и разнообразить сферу взаимодействия семьи и школы, а детям предоставит новые возможности для коммуникации со взрослыми и другими детьми, что немаловажно для их конструктивной социализации. В-третьих, — повышение педагогической грамотности родителей. Это поможет в организации эффективного воспитательного процесса в школе, так как позволит избегать конфликтов и недопонимания со стороны родителей по поводу организации школьной жизни детей, поможет установлению деловых и доверительных отношений между родителями и педагогами. Налаживаем конструктивное общение с родителями Известно, что отношение родителей к школе невозможно скрыть от ребенка. То, как мама, папа, бабушка или дедушка относятся к школе, влияет во многом на учебную мотивацию ребенка, на его ожидания от школы, на его уверенность в своих силах, настроение. Поэтому важно, чтобы у родителей складывалось позитивное отношение к школе. Но как этого добиться? Как сделать родителей школьников союзниками школы? Как предотвратить или хотя бы уменьшить их возможный негативизм по отношению к школе? Пожалуй, ответ на эти вопросы кроется в секретах общения педагогов с родителями – на собраниях, в индивидуальных беседах, в чатах мессенджеров и т.п. Секреты эти в мелочах, в нюансах, в умелой инструментовке взаимодействия с родителями. Старайтесь создать у родителей позитивный настрой на школу еще до вашей встречи с ними. Если, например, вы приглашаете родителей на какое-то большое мероприятие (родительское собрание, заседание попечительского совета, день открытых дверей, детский спектакль, концерт, спортивный турнир, открытые уроки и т.п.), то сделайте это приглашение достойным вашей школы. Если родителей ожидается немного, то можно сделать красивые персональные приглашения для каждого и передать их вместе с детьми. Если приглашенных много, то на сайте школы и в сетевых сообществах родителей можно выложить личное приглашение директора школы или его заместителя. Главное в таких приглашениях – их неформальный характер и демонстрация искренней заинтересованности школы в сотрудничестве с родителями школьников. За 5-10 минут до начала мероприятия можно запустить на экране короткий ролик о школьных событиях, слайд-шоу с фотографиями детей или презентацию с отзывами выпускников о школе. В вестибюле можно развесить газеты, поделки, рисунки, выполненные школьниками. Родителям всегда приятно видеть результаты творчества своих детей. Позитивный настрой педагогов на встречу вкупе с профессиональным и тактичным поведением службы охраны помогут родителям проникнуться духом школы, увидеть ее достоинства уже своими глазами, а не только глазами ребенка. Постарайтесь строго соблюдать повестку и регламент всех мероприятий, на которые вы приглашаете родителей. Увы, многие педагоги считают пунктуальность малозначимым нюансом, а зря. Приходящие в школу родители, как правило, приходят туда после работы, уставшие и далеко не всегда в хорошем расположении духа. И если таких родителей заставлять ждать начала мероприятия, неоправданно задерживать их после него или занимать их время неактуальной информаций, отчетными выступлениями местных депутатов или откровенной рекламой, то это вряд ли вызовет у них позитивные эмоции. При необходимости можно сопроводить выступления педагогов мультимедийными презентациями, стараясь делать их короткими, понятными и читаемыми даже с последних рядов. Не воспринимайте вопросы со стороны родителей как критику в ваш адрес – родителям просто интересно узнать больше, а корректно задать вопрос они, увы, не всегда умеют. Помните, что при ответах на вопросы родителей важны краткость, точность и оптимистичный настрой. Оптимизм педагога заразителен и почти всегда влияет на позитивное восприятие родителями самого педагога. Если вы приглашали родителей на какое-то детское мероприятие, то после его окончания в бегущей новостной ленте сайта школы можно поместить фотографии детей, которые чередуются с фотографиями родителей, наблюдающими или участвующими в том или ином школьном деле. А вечером родителям будет приятно получить сообщение от классного руководителя в общий чат: «Была рада видеть вас сегодня на празднике» или «Мои коллеги заметили сегодня, что самые активные родители были из нашего класса. Спасибо вам!». Эти нехитрые мелочи также позволят вам в налаживании конструктивных взаимоотношений с родителями. Следует обратить внимание на нюансы общения с родителями в социальных сетях и мессенджерах. На первый взгляд виртуальное общение с родителями кажется более эффективным, простым и безопасным. Опытные педагоги подтвердят – это не так. Такое общение порой таит большие риски, чем реальное. Чтобы их избежать и продуктивно использовать в качестве средства общения с родителями этот ресурс, нужно помнить следующее. Постарайтесь избегать общих обсуждений конфликтных ситуаций, случившихся в школе. Если инициатива подобного разговора будет исходить от кого-то из родителей, то педагогу важно такое обсуждение прекратить. У родителей могут быть разные точки зрения на одну и ту же ситуацию, возможны непонимание, обиды. Конфликт может только разгореться еще больше. Старайтесь вплетать информацию, которую вы хотите адресовать родителям, в контекст происходящих в школе событий. К примеру, класс готовится к финалу чемпионата школы по волейболу. Педагог может прикрепить ссылку на яркий матч или несколько мотивирующих цитат, которые родители могут использовать для поддержки своих детей. Постарайтесь заранее договориться с родителями о времени ежедневного окончания общения в общей группе, и о времени, после которого звонки и сообщения педагогу можно адресовать только в крайнем случае. И конечно же, важен стиль общения с родителями. Педагогу важно стараться использовать в своей речи так называемые «Я-высказывания» («Я думаю, что …», «Мне кажется ….», «Я рада успехам …», «Обращаю внимание на эти выводы …», а не «Ваш ребенок ….», «Да Вы меня не слышите…», «Внимательно прочитайте эти правила …»). Тем самым педагог показывает свое отношение к проблеме, информации, событию, не манипулируя и не давая указаний взрослым людям.
Привлекаем родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников
Для начала нужно узнать, чего хотят и что могут предложить родители школе в плане организации интересной и полезной деятельности школьников. Для этого, например, на первом в году родительском собрании классный руководитель (чаще в начальной или средней школе) может провести небольшую игру, с помощью которой несложно познакомиться с интересами и увлечениями членов семей школьников. Примером может служить игра «Никто не знает, что я…». Для этой игры нужен мягкий мячик, который родители могли бы перебрасывать друг другу. Тот, к кому попадет мяч, продолжает фразу «Никто не знает, что я …». Первым продолжить эту фразу, а затем бросить мяч кому-то из родителей может сам педагог. Другая игра называется «Расскажи мне о себе». Родители, которые сидят за одной партой, в течение 2-х минут рассказывают друг другу о себе – все, что они сочтут уместным рассказать. А потом каждый представляет своего соседа по парте всем родителям класса в течение 1 минуты. Эти и похожие игровые процедуры помогут педагогам понять предпочтения родителей, учесть их в своей работе, соотнести их с задачами личностного развития детей. Узнав о склонностях, профессиях, интересах, хобби родителей, педагог может помочь желающим реализовать себя в организации школьных дел. Поверьте, для многих из них очень значимо продемонстрировать свои востребованные специальные знания, особые умения, профессиональные навыки, да еще и при собственном ребенке. В этой связи попросить кого-то из родителей провести для детей, например, интересный мастер-класс, связанный с их профессией или увлечением, будет несложно. Мало кто из девочек устоит перед такими темами как «Готовим шоколад своими руками» от мамы-кондитера или «Семь секретов женской красоты» от мамы-парикмахера, а мальчишкам небезынтересны будут мастер-классы вроде «Что такое мужской разговор?» или «Тренажерный зал в домашних условиях», проведенные кем-то из их пап. Договориться об экскурсии на предприятие, где работает кто-то из родителей, разумеется, тоже будет проще. Приглашение значимых гостей в качестве экспертов на школьную научную конференцию, защиту проектов или открытую дискуссию станет более простым делом, если этими гостями окажутся кто-то из родителей или их сослуживцы. Если опыт такого участия родителей в школьных делах окажется успешным для них, то их активность еще долго не угаснет. Пожалуй, самым распространенным сегодня способом участия родителей в организации школьных дел является организация ими интересных и полезных экскурсий в классах, где учатся их дети. Поэтому поговорим об этом чуть подробнее. Экскурсии традиционны для многих школ, участвовать в них нравится детям, педагоги во время подготовки и проведения экскурсии решают много воспитательных задач. Экскурсионная деятельность традиционна для многих классов, и она редко обходится без участия родителей. Задача педагога здесь – заранее договориться с родителями о степени их участия. Можно делегировать им большую часть работы по подготовке экскурсии, а можно ограничиться лишь небольшими просьбами и поручениями. Многое здесь зависит от опыта самого педагога. Какие же экскурсии интересны современным детям? Экскурсии в другие города и страны; экскурсии, во время которых можно проводить какие-либо опыты или эксперименты; экскурсии на производство – на фабрику, завод, пекарню; экскурсии в природные заповедники или национальные парки; экскурсии в мастерскую художника, скульптора, дизайнера; профориентационные экскурсии; экскурсии, посвященные жизни и творчеству интересных людей – писателей, композиторов, художников; пешеходные экскурсии по родному городу. Спектр интересов детей здесь очень широк. Экскурсионные предпочтения своих детей классный руководитель вместе с родителями может легко изучить – для этого нужно лишь провести устный или письменный опрос о том, на какие экскурсии хотели бы съездить или сходить ребята. Однако при этом важно помнить одно – чем менее интересная экскурсионная жизнь была в классе до этого, тем более узкими и менее реалистичными будут выглядеть предпочтения детей по итогам такого опроса. Затем необходимо разработать экскурсионную программу на год или хотя бы ближайшую четверть. Здесь важно задействовать «личные ресурсы» родителей (умение вести переговоры, быстро находить нужную информацию, наличие у родителей свободного времени и т.п.), поддержать их активность, помочь выбрать такую экскурсионную программу, которая предполагала бы максимально разнообразное участие детей в предстоящей экскурсии. При разработке экскурсионной программы можно действовать следующим образом. Классный руководитель может предложить родителям сделать 15-20 листовок с описанием разных экскурсий, которые могли бы быть проведены в текущем году. Затем во время классного часа поделить класс на микрогруппы и раздать каждой по 5-6 таких листовок. После этого предложить каждой микрогруппе представить классу 1 или 2 лучшие из них и аргументировать свой выбор. Можно пойти и иным путем. Классный руководитель может провести совместное собрание детей и родителей (в том числе, виртуальное), на котором предложить семьям показать слайды, презентации или видеоролики на тему «Наше самое любимое место в городе». После чего можно будет вместе выбрать те места, куда захочется пойти всем классом. При этом педагогу не следует забывать, что экскурсия – это не только развлечение, но и средство достижения тех или иных воспитательных целей. Например, если педагог нацелен на развитие у младших школьников чувства милосердия и сострадания к животным, то он может просить родителей включить в перечень экскурсий для обсуждения в классе те, которые могли бы способствовать такому развитию. Это могут быть экскурсии в приют для бездомных животных, в клуб собак-поводырей или природный заповедник, где заботятся о сохранении исчезающих видов. Обратим внимание еще на один нюанс участия родителей в организации и проведении экскурсий. Часто, особенно при проведении экскурсий с детьми начальных или младших подростковых классов, сопровождающие школьников родители отправляют в общую группу в социальных сетях фотоотчеты о происходящем в режиме «он-лайн». Кроме очевидных плюсов такого режима (включенность большинства родителей, предупреждение их излишних волнений за своих детей, быстрое реагирование на изменение ситуации и т.п.), могут появиться и определенные проблемы. Встречаются, к счастью не так часто, родители, которые во время общения в чате склонны преувеличивать значение тех или иных «накладок», часто возникающих во время экскурсий (опоздание автобуса, невкусная еда в кафе, неточности в рассказе экскурсовода), превращая эти недочеты чуть ли не в катастрофы вселенского масштаба. Есть и такие, кто любит высказывать свое личное негативное мнение о качестве экскурсии еще до ее окончания. А кто-то просто привык во всем и всегда замечать одни лишь проблемы. Это может вызвать необоснованную панику среди других родителей, поток ненужных звонков классному руководителю, которые будут отвлекать его внимание от детей. Почти всегда этого можно избежать. Перед началом экскурсии необходимо заранее оговорить с родителями правила безопасного передвижения, систему связи в экстренной ситуации, нормы общения в чате во время экскурсии и т.п. По завершении экскурсии педагог сам сообщает о ее итогах в общей группе, а затем вместе с родителями, принимавшими в ней участие, организует ее анализ: что удалось, что надо изменить в подготовке и проведении, что нужно учесть на будущее. Итоги и этого обсуждения педагог также может сообщать родителям в чате, как и слова благодарности за помощь в проведении экскурсии.
Повышаем педагогическую грамотность родителей
Не секрет, что родители, приводящие ребенка в школу, такие же разные, как и сами дети. И педагогам приходится взаимодействовать со всеми. И с «родителямиальтруистами», готовыми самозабвенно помогать школе, организовывать экскурсии, праздники, вечера. И с «равнодушными родителями», не стремящимися к сотрудничеству со школой даже в случае возникновения проблем у их ребенка. И с «родителями-интеллектуалами», интересующимися мировыми образовательными практиками и современными способами обучения и воспитания детей. И с «опекающими родителями», излишне контролирующими и оберегающими своих чад во всех нужных и ненужных случаях. И с «недовольными родителями», готовыми в работе педагогов всегда замечать только лишь негатив. Такова жизнь, и с этим надо смириться. Важно лишь помнить, что большинство из этих родителей – профессионалы в своих профессиях, но мало кто из них обладает педагогическими знаниями и педагогическим опытом. В деле школьного воспитания и обучения – вы профессионалы! И именно вам предстоит максимально корректно помочь родителям в овладении основами педагогических знаний, понимая, что в будущем это окупится сторицей. Как это можно сделать? Самый простой, доступный, распространенный и эффективный способ работы с родителями – это короткие (10-15-и минутные) педагогические беседы, например, во время родительских собраний. Родители окончили школу десять-двадцать лет назад. Теперь они пришли в школу уже в ином качестве. Они все еще немного ощущают себя детьми и готовы учиться быть родителями, получая от педагогов дозированную, емкую, практичную информацию о том, как можно воспитывать собственного ребенка. На что здесь следует обратить внимание? Во-первых, на то, что такие беседы ни в коем случае не должны трансформироваться в навязчивые поучения и скучные длинные лекции. Педагогу нужно стараться говорить коротко, доступно и аргументированно. Педагог может даже не отводить специального времени на свое выступление на родительском собрании, а использовать для начала разговора какой-то случай или конфликт, произошедший в классе. К примеру, педагог говорит родителям на собрании, что у кого-то из детей закружилась голова, а позже выяснилось, что ребенок просто не позавтракал дома. И потом как бы невзначай: «И, кстати, о питании детей этого возраста…». Эта ремарка может гармонично перерасти в короткую беседу о проблемах детского питания. Таким образом поданная информация оказывается максимально актуальной для родителей. Во-вторых, на то, что во время таких бесед педагогам хорошо бы помочь мамам и папам лучше понять самих себя, причины того или иного их отношения к собственным детям. Не персонифицируя информацию в отношении конкретных родителей и избегая прямых или косвенных указаний, педагог может познакомить родителей с иногда срытыми от них самих мотивами их поведения. Например, за гиперактивностью некоторых родителей может стоять их желание реализовать в ребенке собственные нереализованные амбиции и мечты. За постоянными придирками к ребенку может скрываться собственная учебная неуспешность родителей в их школьные годы. За заискивающим или пренебрежительным отношением к педагогу – былые детские страхи из-за плохих оценок или неудач. Ненавязчивый, аккуратный, деликатный разговор с родителями о возможных причинах поведения взрослого человека, ставшего мамой или папой, поможет им занять рефлексивную позицию по отношению к своим действиям, задать себе вопросы «зачем я это делаю», «почему я делаю именно это». Поиск ответов на эти вопросы поможет родителям лучше понять себя и своего ребенка, а в будущем — внимательнее прислушиваться к рекомендациям педагога. В-третьих, на то, что во время таких бесед педагогу важно объяснить родителям: все их сегодняшние нематериальные инвестиции в собственных детей (время и силы, потраченные на посещение школьного спектакля, в котором играет ребенок, на обсуждение с ним прошедшей экскурсии, на совместное изготовление сувенира к школьной ярмарке и т.п.), оправданы и обязательно окупятся в будущем. Если родители интересуются участием ребенка в школьных событиях, поддерживают его, радуются вместе с ним его успехам или огорчаются его неудачам, то это делает ребенка увереннее в своих силах, пробуждает у него желание попробовать себя в новой деятельности, в общении с новыми людьми. В этом случае ребенок легче и быстрее входит в открывающийся перед ним социальный мир, лучше осваивает социальные навыки, которые пригодятся ему в будущем. В-четвертых, на тематику таких бесед. При выборе тем для разговоров с родителями лучше ориентироваться на те проблемы, которые волнуют самих родителей и с которыми они без помощи педагога не смогут справиться. Это могут быть проблемы, связанные со сложностями взросления детей, с возникающими в классе конфликтами, с учебными трудностями и т.п.
Вот небольшой перечень таких тем:
ü «Что такое рациональное питание школьника»;
ü «Развитие внимания и памяти ребенка: простые упражнения»;
ü «Лучшие настольные игры: как и когда играть»;
ü «Конфликты и детские истерики: реакции и поведение взрослых»;
ü «Телефон – роскошь, средство связи или злейший враг?»;
ü «Как развить мотивацию к учению»;
ü «Если ребенок стал жертвой буллинга»;
ü «Существуют ли общепринятые правила общения с подростком»;
ü «Как реагировать на вранье»;
ü «Профессиональная ориентация подростка: когда и с чего начать»; и т.д.
А здесь мы приведем небольшой перечень книг и статей, которые помогут педагогу подготовиться к таким беседам:
1. Биддалф С. Не сажайте детей в холодильник. – М: Риппол классик, 2013. – 240 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2016. – 304 с.
3. Мурашева Е. Ваш непонятливый ребенок. – М.: Самокат, 2016. – 440 с.
4. Петрановская Л. Если с ребенком трудно. – М.: АСТ, 2013. – 144 с.
5. Прайор Карен. Не рычите на собаку. – М.: Бомбора, 2015. – 215 с.
6. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо-пресс, 2019. – 336 с.
Наша жизнь не стоит на месте, развивается общество, развиваются и средства коммуникации в этом обществе. И было бы неправильно, если бы педагоги не использовали потенциал этих новых средств для просвещения родителей. Речь, конечно же, идет о потенциале сайта школы и различных сетевых сообществ, создаваемых посредством WhatsApp, Facebook, Instagram, ВКонтакте и т.д. В родительских группах социальных сетей можно побуждать родителей делиться интересными ссылками на статьи, книги, фильмы, события. Для этого педагог может задавать в чате вопросы (к примеру, «кто-то уже посмотрел фильм … ?»), делиться своими впечатлениями (к примеру, «вчера прочитала статью … Не могу согласиться с автором…») или просто рекомендовать прочитать тот или иной материал в сети интернет. Правда следует помнить, что размещать психолого-педагогическую информацию и полезные ссылки здесь имеет смысл лишь в том случае, если педагог пользуется авторитетом у большей части родителей. Что же касается ресурсов школьного сайта, то они будут востребованы родителями, если здесь будет появляться разнообразная, интересная, часто обновляемая информация, если формы подачи материала будут просты и доступны. Так, на сайте можно создать специальный раздел «Родителям» (кстати, стоит подумать и над тем, чтобы информация сайта была адресована не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые зачастую заменяют родителей в воспитании детей), который был бы представлен в главном меню. Внутри него можно создать большое разнообразие важных для родителей страничек.
Например:
ü «Психолого-педагогическая служба». Здесь родители могли бы выбрать удобный для себя формат общения со специалистами (психологом, социальным педагогом, врачом): задать вопрос в чате, поучаствовать в видеоконференции, записаться на прием к специалисту, увидеть ссылки на интересные лекции или тренинги.
ü «Выбор профессии». Здесь могут быть представлены простые тесты для определения склонностей ребенка, профориентационные игры, информация о поступлении в колледжи и вузы и т.п.
ü «Школьные события». Здесь можно размещать интересную информацию о школьной жизни, фото и видео отчеты, календарь важных школьных дел, расписание уроков, анонсы открытых мероприятий, куда приглашаются родители.
ü «Педагогика на пальцах». Здесь могут оказаться полезные статьи, памятки, афоризмы на актуальные для родителей темы по вопросам воспитания ребенка, рекомендации по развитию внимания и памяти, списки полезной литературы и интересных фильмов, рекомендуемых педагогами для семейного просмотра.
ü «Игротека». Здесь могут быть размещены описания и сценарии различных викторин, настольных и подвижных игр, которые могли бы быть использованы родителями для организации семейного досуга, информация о семейных чемпионатах по настольным играм т.п. В заключении заметим, что повышение педагогической грамотности родителей – это процесс, развивающийся в обе стороны: не только педагог просвещает родителей, но и сами родители часто становятся для педагога источником новых знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.