ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Оценка 4.8

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Оценка 4.8
docx
18.10.2023
ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Начать разговор о самоуправлении нужно с прояснения того, что же такое настоящее детское самоуправление. К сожалению, в педагогическом сообществе все еще доминируют представления о том, что самоуправление – это то, что можно создать приказом директора и введением специальной должности (старшего вожатого, например) для обеспечения работы этого самоуправления. Это, конечно же, не так. Детское самоуправление в школе не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается – иногда неспешно и всегда не директивно. Однако в ситуации усиливающегося контроля со стороны управляющих и надзорных органов времени на такое неспешное развитие школьного самоуправления зачастую в школе не остается.
ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. Самоцправление..docx

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Начать разговор о самоуправлении нужно с прояснения того, что же такое настоящее детское самоуправление. К сожалению, в педагогическом сообществе все еще доминируют представления о том, что самоуправление – это то, что можно создать приказом директора и введением специальной должности (старшего вожатого, например) для обеспечения работы этого самоуправления. Это, конечно же, не так. Детское самоуправление в школе не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается – иногда неспешно и всегда не директивно. Однако в ситуации усиливающегося контроля со стороны управляющих и надзорных органов времени на такое неспешное развитие школьного самоуправления зачастую в школе не остается. Это ведет к тому, что вместо реального детского самоуправления, в котором дети действительно являются субъектами и организаторами деятельности, появляется мнимое, имитационное самоуправление, в котором такая деятельность имитируется. Такое самоуправление совершенно точно не будет работать на достижение целей воспитания. Таким образом, самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей (Д.В. Григорьев). Детское самоуправление начинает реально функционировать только тогда, когда: … …когда значимая часть дел коллектива (класса, параллели, школы) организуется детьми, а не взрослыми (взрослые могут помогать детяморганизаторам, но не делать все за них); …когда дети сами или вместе со взрослыми определяют, что сейчас нужно коллективу (например, докупить необходимое оборудование, реализовать социальный проект в детском доме, устроить вечер авторской песни), когда они сами решают эти вопросы и раздают друг другу необходимые поручения; …когда у детей есть возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива. Ввести в школе самоуправление – это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Пусть даже на небольшом участке этой жизни. Самоуправление не обязательно связано с управлением кемлибо, хотя и это тоже важно. Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями. О том, как прийти к такому самоуправлению, мы и будем говорить в этом разделе нашего пособия.

Зачем это нужно?

Детское самоуправление – сложное и требующее больших педагогических вложений явление. Возникает вопрос – а ради чего требуются такие усилия? Действительно, ведь проще самим педагогам организовать новогодний огонек, назначить дежурных, раздать поручения и спросить об их выполнении. Ради чего стоит «городить огород» в виде ответственных, командиров, советов, штабов? Самоуправление помогает воспитывать в детях чувство ответственности. Когда ребенка выбирают, например, лидером, он начинает понимать, что из-за его лени и недоработок становится плохо не только ему, но и тем людям, деятельность которых он организует. Педагогически же инструментованная обратная связь от этих людей помогает ему убедиться в этом. Благодаря самоуправлению у ребенка появляется мотивация к саморазвитию. Чем более высокую должность занимает ребенок в системе самоуправления, тем это почетнее для него. Но чем выше должность, тем сложнее на ней работать, и, следовательно, нужно развивать себя, чтобы ей соответствовать. Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию. Здесь любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята большинством. Но самое главное здесь, пожалуй, то, что самоуправление позволяет ребенку попробовать себя в новой, поначалу непривычной для него роли организатора. Оно развивает его организаторские навыки. И речь здесь идет не столько об организации других людей, сколько об организации своей собственной жизни, планировании своего времени, расстановке приоритетов, выборе целей, задач и инструментов их достижения. Это навыки, которые очень важны для каждого человека. Ведь именно отсутствие способности организовать свою жизнь ведет многих людей к тому, что они вынуждены отказываться от своих целей, опускать руки, сдаваться, довольствоваться тем, что у них есть. Эти навыки приобретаются тренировками, пробами и ошибками. Надо лишь дать ребенку возможность пробовать, ошибаться, обсуждать вместе с ним результаты этих проб и ошибок, делать выводы, корректировать поступки, учиться управлять собственными желаниями, эмоциями, настроением. Детское самоуправление – это отличное средство для развития таких организаторских навыков. Получив то или иное поручение (обязательно связанное с успехом общего дела!) ребенок испытывает новые, необычные для него ощущения – он чувствует себя нужным и важным, так как он чем-то полезен. Он полноправный член команды, он вносит свой вклад в это общее дело. Данное ощущение ведет его вперед, мотивирует оправдать оказанное доверие, не подвести товарищей. А если не получилось – никто не будет кричать, ругаться или наказывать. Педагоги и старшие ребята спокойно обсудят, корректно и уважительно укажут на ошибки, дадут попробовать снова, уже под более внимательным контролем и с дополнительной помощью. Итак, детское самоуправление помогает ребенку приобрести важный для его личностного развития социальный опыт: организовывать свою и чужую деятельность, распределять силы и ресурсы, нести ответственность за выполнение поручений, достигать намеченных целей, планировать свою и чужую работу, анализировать ее и подводить итоги, работать в команде.

С чего начать?

Самоуправление начинается не с выборов и формирования органов самоуправления, как это иногда бывает в школах. Оно начинается с выбора дел, организация которых будет делегирована детям. Решите для себя, что именно вы готовы передать ребятам. Но только по-настоящему, без имитации, с реальной передачей полномочий, ответственности и всеми вытекающими из этого последствиями. Если мы, например, передаем ребятам ответственность за «зеленый уголок» в классе, то надо быть готовыми к тому, что какие-то растения могут засохнуть, так как их попросту забыли полить дети. Если мы сильно переживаем за «зеленый уголок» и не готовы допустить таких последствий – передавать ребятам ответственность за него не стоит. Выберите то, на чем можно «потренироваться», в чем можно допустить провал, не страшась каких-то слишком негативных результатов. Ответственность за своё дело или поручение – вот тот момент, который является сердцевиной самоуправления, ради которого, собственно говоря, и стоит его вводить. И если таковой ответственности у ребенка не появляется, то значит, и самоуправления тоже нет, и все остальное в нем просто бессмысленно. Предположим, на общем собрании класса решено провести новогодний огонек с угощениями. Ребята вместе с классным руководителем распределяют между собой полномочия по его организации, определяют зоны ответственности и поручения. Кому-то поручено заняться конкурсами, кому-то – оформлением кабинета, кому-то принести чай и сахар. Вполне вероятно, что кто-то из ребят может оказаться необязательным и забыть о своем поручении. Очень важно, чтобы педагог в такой ситуации не страховал ребенка и не подменял его собой ради успеха дела. Если так действовать, то у школьника не возникнет чувства ответственности, ощущения, что «я отвечаю за свой маленький участок работы и, если я эту работы не сделаю, то общее дело пройдет хуже, чем могло бы быть». На первых порах стоит избегать организации долговременных дел, которые дают ощутимый результат лишь в отдаленном будущем. Пусть все ваши дела будут быстрыми и легко реализуемыми. Обычно «запал» у ребят, который может создать хороший педагог в начале пути, оказывается недолгим, и надо успеть реализовать его, пока этот «запал» не иссяк, пока детям не надоело. Первые дела, организация которых будет делегирована детям, должны быть обязательно успешными, очень успешными! Только тогда у ребят «вырастут крылья» от успеха и радости собственного труда. Эта радость будет сначала недолгой, но и она поможет создать у детей необходимый оптимистичный настрой на следующее дело, которое может оказаться уже чуть более длительным и сложным. Постепенно дела необходимо усложнять. И тогда со временем среди детей будут появляться те, которые готовы участвовать в организации всех последующих дел. И тогда уже можно будет предлагать им организовывать дела, успех которых не будет гарантированным и которые могут даже привести их к провалу. В этом случае ваши школьники сумеют с этим справиться без ощутимых потерь для их мотивации и самооценки. Но если такой провал случится в самом начале, то детский интерес к самоуправлению может быть безвозвратно утерян, и все ваши последующие попытки его организации среди детей будут восприниматься с большим скепсисом, причем как детьми, так и другими взрослыми. Поэтому таких ошибок лучше не допускать.

Постоянная организаторская деятельность детей – это отличительный признак высокоразвитого детского коллектива, работающего в режиме самоуправления. Этого можно достичь только постепенным движением от простейших организаторских поручений ребятам к более сложным. Ни в коем случае не стоит сразу ставить перед ребятами сложные организаторские задачи. Такая ошибка приведет к провалу его поручения, а возможно и к худшим результатам – разочарованию ребенка в себе и падению авторитета взрослого. Предлагать ребенку позицию организатора для выполнения серьезных и длительных задач можно и нужно только тогда, когда он в полной мере к этому готов, и когда у него сформирована соответствующая мотивация. Если школьник не мотивирован на организацию большого, серьезного дела, не «горит» им, не стремится достичь качественного результата, то, скорее всего, его работа будет провальной. Такого ребенка избирать на должность организатора не стоит. Существует мотивационная проблема и иного рода. Ребенок хочет стать организатором, взять на себя ответственность за проведение дела, но главным его мотивом может оказаться вовсе не достижение хорошего результата. Мотив может быть связан исключительно с реализацией его собственных амбиций: занять высокую должность, выглядеть «крутым» в глазах сверстников, быть не таким, как остальные. В таком случае стоит помочь ребенку сосредоточиться для начала на несложных организаторских поручениях, накопить опыт, и лишь потом браться за большие и длительные организаторские задачи. Итак, развивать детское самоуправление нужно не спеша, постоянно обращая внимание на интерес детей, на их мотивацию, на достижимость тех организаторских задач, которые они готовы взять на себя. Примерами серьезных организаторских задач могут являться, например, такие: - руководство пресс-центром и регулярный выпуск газеты; - постановка полноценного спектакля с товарищами или более младшими ребятами; - подготовка творческого дела для класса, параллели, младших ребят из начальной школы; - организация крупного общешкольного мероприятия (новогодний бал, день учителя, праздник 8 марта); - организация поездки группы в другой город на школьные каникулы и т.п. Некоторым педагогам может показаться, что такие задачи и взрослым-то не всегда под силу. Действительно, это так. Однако это не отменяет того факта, что существуют коллективы, где всем этим действительно занимаются дети. Такие коллективы есть, а значит могут возникнуть и другие.

В чем помочь ребенку?

Когда ребенок впервые оказывается в роли организатора того или иного серьезного дела, взрослому важно помочь ему сосредоточиться на конкретном результате. Его могут обуревать эмоции: как положительные (радость от оказанного доверия товарищей, желание попробовать себя в новом деле), так и отрицательные (страх неудачи, тревога, неуверенность в себе). Задача взрослого – помочь ребенку справиться с эмоциями и четче понять итоговый результат организуемого им дела. Что это будет: удачная поездка, где получится побывать во всех запланированных местах; успешный спектакль, получивший высокую оценку у зрителей; ребята, жадно разглядывающие очередной номер только что вышедшей газеты? Можно попытаться вместе с ребенком детализировать этот желаемый результат, фактически «помечтать» о нем. Это поможет сделать его более осязаемым, более привлекательным для ребенка. Так или иначе, организатор должен хорошо понимать, к какому результату ему следует стремиться. Затем необходимо помочь ребенку в определении основных этапов дела. Если провести параллель между организаторской деятельностью и строительством дома, то получится следующее: мы уже решили какой дом будем строить и даже нарисовали его в своих мечтах, теперь же пришла пора делать проект и составлять смету. Надо определить, какие задачи и в каком порядке требуется решить, чтобы дело состоялось. Например, если планируется загородная поездка, то нужно собрать деньги, купить билеты, найти и забронировать места в гостинице, составить экскурсионную программу… и еще… и еще… В общем, забот много. И совершенно очевидно, что одному человеку все это не под силу. Значит – нужны помощники. Это будут другие ребята, которые будут выполнять как организаторские, так и исполнительские задачи: кто-то будет собирать деньги, кто-то – паспортные данные ребят для покупки билетов, кто-то – искать хостел с приемлемыми параметрами и т.д. и т.п. Каждому (каждому!!!) ребенок, являющийся главным организатором, должен будет поставить максимально четкую, исключающую двусмысленное толкование, задачу и четко контролировать ее выполнение. Сроки выполнения разных задач должны быть не просто установлены с некоторым запасом, но и еще должны быть увязаны друг с другом. Ведь совершенно очевидно, что паспортные данные и деньги для покупки билетов должны быть собраны до того момента, как эти билеты будут закупаться. Здесь в помощь организатору могут прийти различные специализированные инструменты управления проектами (хотя бы самые простейшие, например диаграммы Ганта, в которых на календаре обозначаются продолжительность и финальные сроки выполнения тех или иных задач в рамках конкретного проекта). Взрослому (а здесь на помощь педагогу могут прийти и родители) нужно всегда страховать ребенка, организующего дело, на наиболее ответственных и непростых участках, например, связанных с финансами или переговорами с третьими лицами. И вот наступает само дело: поездка, спектакль, выпуск газеты, новогодний бал для малышей и т.п. Хорошо, если ребенок, являющийся главным организатором дела, не будет брать на себя никаких других посторонних функций, а будет лишь контролировать, чтобы дело шло по заранее запланированному графику. Если же произойдет что-то незапланированное, задача ребенка оперативно вмешаться в процесс и скорректировать его нужным образом. Например, во время поездки в другой город по неизвестной причине оказался закрыт музей, об экскурсии в который договаривались еще месяц назад, или перед самым началом новогоднего бала внезапно «выбило пробки», а электрик с ключом от «щитовой» уже ушел домой. Задача ребенка-организатора в такой ситуации не упасть духом, а быстро попытаться спасти дело. Ведь он лучше других владеет всей картиной происходящего и знает, какие ресурсы есть в его распоряжении. Готовность к разного рода нештатным ситуациям достигается постоянными беседами взрослого с ребенком-организатором. Речь идет о детальной проработке всего дела, устным проговариванием вопросов, вроде «А что ты будешь делать, если…?» Общение между ними должно быть постоянным и регулярным, дело должно увлекать их обоих, они должны стремиться сделать его максимально качественно. Ребенок-организатор и взрослый должны обсуждать, как идет подготовка дела, как прошел тот или иной этап, как реализована та или иная задача. Роль взрослого в этом процессе – это роль советчика, наставника, куратора. Его задача – подсказывать ребенку наиболее эффективные организаторские решения и ходы. В этой ситуации чрезвычайно важны отношения, которые существуют между ребенком и взрослым. Важно, чтобы в их взаимодействие не вмешивались конфликты, чтобы ребенок доверял взрослому, а взрослый был авторитетом для ребенка.

О чем еще следует позаботиться?

О саморазвитии. Взрослый, который претендует на то, чтобы стать лидером детской группы с развитым самоуправлением, должен обладать рядом определенных качеств. Первое из них – быть интересным для детей человеком, причем интересным именно нынешнему поколению школьников. Второе – с ним ребенку должно быть психологически комфортно. Ребенок должен быть уверен, что этот взрослый не будет беспочвенно критичен в своих высказываниях, не будет агрессивен, не будет унижать или оскорблять, сможет сам признавать свои ошибки, его действия будут предсказуемы и понятны ребенку. Казалось бы, это простые вещи, но, увы, часть педагогов ныне страдает их отсутствием. О месте сбора коллектива. Будет хорошо, если у детской группы, которую курирует педагог, будет своя комната или хотя бы уголок, куда ребята смогут прийти в любую свободную минуту и пообщаться, выпить чаю, сделать что-то полезное для дела. О ситуациях успеха. Любое самоуправление держится на добровольности участия в нем ребенка, поэтому надо помнить, что заставить ребенка участвовать в работе самоуправления нельзя. Вовлечь в нее ребенка можно через создание для него ситуаций успеха. В чем их воспитательный секрет? В каждом из нас природой заложено стремление к самореализации, а у ребенка – особенно. Впоследствии оно может гаснуть или временно пропадать, скорее всего, из-за утраты веры в себя. Ситуация успеха призвана не дать подростку утратить эту веру, укрепить ее. Ситуация успеха – это смоделированная педагогом ситуация реальной жизни, в которой подросток добивается того, что в прошлом было для него недостижимо. Здесь перед педагогом стоят сразу две задачи. Первая – подобрать такую ситуацию, к которой ребенок внутренне готов и попав в которую он может проявить себя, но ему не хватает для этого уверенности или опыта. Вторая – незаметно помочь ребенку в этой ситуации, чтобы он эту помощь почти не видел и был бы уверен, что все сделал сам. Однако следует помнить и о том, что создавать ситуации успеха не всегда продуктивно. Например, не следует этого делать тогда, когда у ребенка (или даже у всей детской группы, с которой работает педагог) явно завышена самооценка. В этом случае ситуация успеха ни к чему хорошему не приведет. О диалогах и принятии решений. Одним из важнейших принципов организации детского самоуправления должен быть принцип готовности к обсуждению всех вопросов деятельности искренне и открыто. Чем важнее для детского коллектива проблема, тем больше людей должны быть вовлечены в ее обсуждение вне зависимости от их статуса. Регулярные коллективные обсуждения, диалоги, принятие групповых решений оказывают сильное влияние на результативность детского самоуправления. Важно создать во время таких обсуждений атмосферу безопасности, доверия, взаимопринятия, готовности выслушивать любое мнение. Ребенок должен быть убежден, что он будет услышан даже тогда, когда его мнение не совпадает с мнением взрослого или большинства. О недопустимости авторитаризма. Как только педагог начинает демонстрировать свою авторитарную позицию во взаимодействии с детьми, сразу доверие и взаимопонимание между ним и ребенком ослабевает, а то и вовсе пропадает. Это ведет к потере мотивации детей, к росту их негативного отношения к делу и, как следствие, к возможному уходу из коллектива. Авторитарность педагога в работе с детским самоуправлением гибельна, это прямой путь к разрушению дела и сообщества. Подводя итог, стоит сказать, что при умелой педагогической инструментовке детское самоуправление – мощнейший воспитательный инструмент. Являясь для ребенка средством получения важного опыта социально значимого действия и социально значимых отношений, детское самоуправление помогает развитию многих важных черт его личности. Будучи организованным на разных уровнях (класс, параллель, школа или даже образовательный комплекс), детское самоуправление позволяет решать множество воспитательных задач, хотя требует более серьезных педагогических усилий, нежели многие другие формы работы педагога.


 

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

Эти навыки приобретаются тренировками, пробами и ошибками

Эти навыки приобретаются тренировками, пробами и ошибками

Но если такой провал случится в самом начале, то детский интерес к самоуправлению может быть безвозвратно утерян, и все ваши последующие попытки его организации среди…

Но если такой провал случится в самом начале, то детский интерес к самоуправлению может быть безвозвратно утерян, и все ваши последующие попытки его организации среди…

Значит – нужны помощники. Это будут другие ребята, которые будут выполнять как организаторские, так и исполнительские задачи: кто-то будет собирать деньги, кто-то – паспортные данные…

Значит – нужны помощники. Это будут другие ребята, которые будут выполнять как организаторские, так и исполнительские задачи: кто-то будет собирать деньги, кто-то – паспортные данные…

Ситуация успеха призвана не дать подростку утратить эту веру, укрепить ее

Ситуация успеха призвана не дать подростку утратить эту веру, укрепить ее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2023