Современное развитие Казахстана поставило перед обществом задачу воспитания духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического и гражданского воспитания молодежи. Программа патриотического, гражданского воспитания все чаще определяется как одна из приоритетных задач в современной политике. Это значит, что нам, казахстанцам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль Человека, Гражданина и роль Патриота. Следовательно, перед нами, учителями общественных дисциплин, да и перед всей педагогической общественностью в целом ставиться серьезная задача: сформировать духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, воспитанного в духе терпимости и уважения к людям другой национальности, другого вероисповедания. Понимающего, что независимо от национальности, все люди хотят жить в мире и согласии друг с другом.
Цель работы с одаренными детьми в школе: создание комплекса условий и средств,
направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
одаренных детей в условиях образовательного пространства школы. Для развития
одаренного ребенка в образовательном пространстве школы необходимо создавать
условия, в основе которых могут лежать следующие ведущие идеи [5]. 1. Создание
образовательного пространства, способствующего полноценному развитию личности
каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и
самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успе
28
ха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо
выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах жизнедеятельности и
экономики региона. Под образовательным пространством мы понимаем специально
организованную интегративную среду жизнедеятельности субъектов образовательного
процесса, представляющей возможность выстраивать разнообразные варианты и
осуществлять выбор оптимальной траектории развития личности обучающихся сообразно
их индивидуальным особенностям и потребностям [2]. Существуют разные механизмы
создания образовательного пространства образовательного учреждения. Первый
механизм – организация взаимодействия школы с другими учреждениями образования,
культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-
сообществ по сопровождению одаренных детей, включающему выявление одаренности,
ее развитие, обеспечение профессиональной ориентации, планирования и
сопровождения профессиональной карьеры талантливой молодежи. Второй механизм –
создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий, как минимум,
в двух вариантах: 1) обеспечение в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных
незабываемых дел, которые значимы и привлекательны для одаренного ребенка –
системы конкурсов, олимпиад, состязаний, соревнований, объединенных в единый
календарь мероприятий; 2) способ совместного бытия, совместного проживания детей и
взрослых на основе сотрудничества, сотворчества, диалога, который базируется на
общих ценностях, позволяет достигать общую цель, например, создание и реализация
социально-значимых проектов, инновационных инициатив и других начинаний. Третий
механизм – построение образовательного пространства как совокупности
образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы одаренных
детей и запросы социума на развитие одаренных детей в школе. Основной механизм
создания такого образовательного пространства - формирование пакета
образовательных программ (общего, дополнительного и профессионального
образования). Более того, эта совокупность образовательных программ должна отвечать
главному требованию – создавать условия для выстраивания индивидуальных
образовательных траекторий заказчиков. Главная идея такого пространства –
совокупность возможных индивидуальных пространств одаренных детей [2]. Нельзя
также забывать, что образовательное пространство, в том числе и образовательное
пространство развития одаренного ребенка.