Качество жизни населения - понятие комплексное. Оно включает уровень доходов населения, доступность и качество образования, здоровье и безопасность населения, качество и доступность жилья, воды, продуктов питания, экологию и другие показатели жизнедеятельности населения. Таким образом, качество жизни это, во-первых, здоровье и здоровый образ жизни, и, во-вторых, благоустройство и комфортная среда проживания.
Показатель качества жизни в Красноярском крае не самый высокий в стране. Проблема увеличения продолжительности жизни, особенно мужчин в работоспособном возрасте - это, прежде всего, проблема образа жизни населения края, уровня культурного развития. Низкая физическая активность, курение, алкоголизм, наркотическая привязанность – эти причины по всем медицинским данным способствуют преждевременному старению и смертности большинства населения края. Общей важно
РЕФЕРАТ
Воспитание культуры здоровья школьников: сущность
проблемы, стратегия решения.
ФИО автора: Добрышев С.АОГЛАВЛЕНИЕ
1. Красноярский край – территория здоровья – 3стр.
2. Движение это жизнь – 4 стр.
3. Человек – инициатор собственного поведения в отношении здоровья
– 6 стр.
4. Несколько полезных установок в общении – 8 стр.
5. Эффективные способы снятия эмоционального напряжения – 8 стр.
6. Деятельность школьников должна быть здоровьесберегающей и
здоровьеохранной – 9 стр.
7. Стратегическая цель – 11 стр.
8. Список литературы – 12 стр.
2
23
Красноярский край – территория здоровья.
Качество жизни населения понятие комплексное. Оно включает
уровень доходов населения, доступность и качество образования, здоровье и
безопасность населения, качество и доступность жилья, воды, продуктов
питания, экологию и другие показатели жизнедеятельности населения. Таким
образом, качество жизни это, вопервых, здоровье и здоровый образ жизни,
и, вовторых, благоустройство и комфортная среда проживания.
Показатель качества жизни в Красноярском крае не самый высокий в
стране. Проблема увеличения продолжительности жизни, особенно мужчин в
работоспособном возрасте это, прежде всего, проблема образа жизни
населения края, уровня культурного развития. Низкая физическая активность,
курение, алкоголизм, наркотическая привязанность – эти причины по всем
медицинским данным способствуют
преждевременному старению и
смертности большинства населения края. Общей важной причиной, негативно
влияющей на состояние здоровья населения, является ухудшение условий
жизни, в том числе снижение уровня физической подготовленности и
физического развития всех групп населения, в особенности учащихся и
студентов.
Один из самых эффективных способов противостоять этим социальным
недугам и привычкам является здоровый образ жизни, высокая физическая
активность, регулярные занятия физической культурой и спортом.
Однако эти потенциальные возможности в крае пока являются «спящими».
Здоровый образ жизни в крае до сих пор не является модным и его
привлекательность, полезность, и необходимость признается немногими. По
показателям
развития массового спорта и физической культуры
Красноярский край значительно отстает от других регионов Сибири и
находится лишь на сорок пятом месте в стране. Систематически занимается
физкультурой и спортом небольшая часть (лишь каждый шестой житель!)
населения Красноярского края.
Возможности физической культуры и спорта в оздоровлении населения,
в формировании здорового образа жизни различных групп населения, в
воспитании молодежи, в преодолении и профилактике массовых социальных
недугов: молодежная криминальность, наркомания,
курение, пьянство,
34
отсутствие устойчивых мотиваций к труду используются не в полной мере.
Имеющийся в настоящее время уровень развития физической культуры и
спорта в крае явно недостаточен для преодоления имеющегося острого
кризиса качества жизни населения края.
Очевидно, что такая ситуация не может продолжаться далее. Необходимы
перемены в этой области, повышающие доступность и качество регулярных
занятий физической культурой, спортом и туризмом для большинства
населения края.
Реализация новой Стратегии развития физической культуры и спорта в крае
будет способствовать и улучшению ряда важных социальноэкономических
показателей края, повышению производительности труда и
работоспособности, уменьшению затрат, связанных с болезнями,
профессиональными заболеваниями, травматизмом и т.д.
Будущее края, его экономическое и демографическое состояние в связи с
этим, в значительной степени, становится зависимым, не столько от
финансовых и природных ресурсов, а, прежде всего, от нового фактора
развития от качества населения, качества его человеческого, физического и
интеллектуального потенциала, который включает:
постоянное совершенствование,
переобучение и самообучение,
стремление к новому,
способность и готовность к разумному риску,
креативность и предприимчивость,
умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде,
готовность к работе в высококонкурентной среде.
Очевидно, что многие востребованные в наше время умения и навыки
современного сообщества могут быть сформированы и развиты путем
систематических занятиях
физической культурой и спортом разными
группами населения, в первую очередь, детьми, школьниками и студентами,
что делает физическую культуру и спорт важнейшими составляющими,
необходимыми для развития края.
Движение это жизнь.
Культура здоровья неотъемлемая часть общей культуры человечества.
Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в
действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни.
Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера.
Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту
серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья.
Гиподинамия это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь,
45
определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно
двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при
ограничении двигательной активности".
Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в неподвижном
положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и
вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность
скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление
позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты,
ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.
Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует
заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,
70% детей страдают от последствий гиподинамии, 3040% имеют
избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в несколько раз
выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24%
повышение артериального давления и т.д.
В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные
физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к
перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости
инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения,
физической культуры и спорта необходимо научиться определять
индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий
повышению функционирования его организма как источника здорового образа
жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках
физкультуры и во внеклассных формах спортивномассовой работы,
требование для всех детей единых требований без учета предела их
физических возможностей наносит большой ущерб развитию личности
школьника. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные
реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Ребенок попадает в
замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает
собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны
сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает
коллективные формы соревнований: кроссы, «Веселые старты» и. т.д., в
которых изза своих слабых физических возможностей подводит весь класс и
видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет
страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него
спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных
родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка.
Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры,
родители, педагоги, классный руководитель.
56
Их задача научить ребенка помогать самому себе, найти то, в чём он
чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про
культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка
появился интерес заниматься физической культурой, спортом, чтобы он
понимал полезность движения для своего здоровья.
К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении
проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители в
своём большинстве не используют своих резервов и воспитательных
возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются
спортом, имеют вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя и
т.д., не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей,
предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти
на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.
Анализ массовой практики физического воспитания в образовательных
учреждениях позволяет сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь
к развитию физических умений учащихся: ловкости, силы, гибкости и
компенсации недостаточной двигательной активности. В некоторых
образовательных учреждениях вводится дополнительный урок физической
культуры, открываются спортивные секции, в которых занимаются в
основном физически одаренные, способные дети. Однако, это не создает
предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему
здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник
исключен из этого процесса как субъект деятельности.
Человек – инициатор собственного поведения в отношении здоровья.
Несомненно, человек является инициатором собственного поведения в
отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер,
поэтому педагогнаставник и должен целенаправленно создавать такие
условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего
развития, созидания своего здоровья.
Практика специалистов убеждает в том, что целенаправленная работа по
формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья
через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими
составляющими этого процесса:
установкой на ценность собственного здоровья;
приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального
накопления;
6 овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими
здоровье;
умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям
своего организма;
созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного
здоровья.
Существует определенный механизм приобщения детей как субъектов этой
деятельности к созиданию, проектированию своего собственного здоровья. Он
заключается в следующем:
понимание ценности собственного здоровья как уникальной и
непреходящей;
самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной
цели сохранить и улучшить собственное здоровье;
определение препятствий при реализации поставленной цели;
7
самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути
созидания здоровья, включая стимулирование и т.д.
Школьнику необходимо задать вопросы на уточнение понимания им ценности
культуры здоровья и физической культуры как важной ее составляющей:
«Что лично для тебя означает культура здоровья?», «Можно ли сказать, что у
тебя высокая степень культуры здоровья?»
Не исключено, что в основном ответ будет следующий: «Я и зарядкуто по
утрам не делаю, мама часто ругает, что разрушаю себя сидением у
компьютера, на улице мало гуляю. В основном смотрю телевизор, музыку
слушаю».
Ведение малоподвижного образа жизни, многочасовое сидение у экрана,
отсутствие закаливания организма приводят к частым болезням, что, в свою
очередь, изза частых пропусков занятий, не дает возможности усваивать
учебный материал. Возникает неуспешность на уроках физкультуры и других,
что вызывает насмешки одноклассников, заставляет беспокоиться,
переживать, тем самым снижает и без того невысокий потенциал ослабленного
организма. Чем старше будет становиться человек, тем более сложные
проблемы могут возникать, если все будет продолжаться в том же
направлении.
78
У школьника должно появиться большое желание стать культурным
человеком, который следит за своим здоровьем, знает, как помочь своему
организму справиться с проблемами в здоровье.
Какими же средствами необходимо воспользоваться, чтобы стать человеком с
высокоразвитой культурой здоровья?
Ответ на этот вопрос не требует большой подготовки: делать утреннюю
зарядку, чтобы стать бодрым и веселым, заниматься в какойнибудь
спортивной секции или посещать тренажерный зал, не пропускать занятий
физкультуры, выполнять домашние задания по этому предмету.
Кроме занятий спортом для формирования культуры здоровья может
принести пользу занятие любимым делом, например, рисованием,
техническим моделированием, также необходимо закаливаться, посещать
сауну и посещать другие оздоровительные мероприятия. И, конечно же, не
вредить своему здоровью и здоровью окружающих.
Необходимо работать не только над собственным физическим здоровьем, но и
следить за своим психологическим состоянием.
Несколько полезных установок в общении.
1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому
впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и
неповторим. В жизни не стоит относить человека к какомуто типу,
классифицировать людей.
3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не
оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им
отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их
представить.
4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную
способность к изменению.
5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая
поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
6. Научись принимать любого человека целиком таким, каков он есть – со
всеми его достоинствами и недостатками.
7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя
– это и полезней, и безопасней.
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
89
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального
напряжения является – разговор. Негативные эмоции могут быть сняты и с
помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора
(ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают
преодолевать трудности).
Выработка в организме активных
психогармональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег,
плавание, массаж, душ и т.д.).
Рекомендации психолога. Как управлять своими эмоциями.
1.Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет
эмоций плохих или хороших.
2.Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что
мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты
станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
3.
Необходимое условие радостного настроения – хорошие
взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог
симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и
уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто
резкий тон есть признак прямодушия и силы".
4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все
равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной
заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для
окружающих.
5. Если у тебя возникло раздражение или разозлённость, не борись с ними,
а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием,
найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько
мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных
эмоций.
6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно
сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо
лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Таким образом, должны быть правильно определены средства, которые
помогут повысить собственную культуру здоровья, уберечь свой организм от
многих неприятностей.
Что может быть препятствием на пути достижения цели? Несомненно, лень,
нежелание изменить свою жизнь к лучшему, неуверенность в успехе и победе.
Очень сложно обычному школьнику справиться с этим в одиночку.
Обязательно необходимо найти наставника, учителя, который тебя поймет и
поможет. Только не нужно замыкаться в себе со своей проблемой.
9Необходимо найти помощников для преодоления препятствий: лени,
неудачных примеров для подражания и т.д.
У школьника обязательно должна появиться установка: «Я перестану болеть,
не буду раздражительным, буду уверенным в себе, сумею постоять за себя,
когда это необходимо, буду более привлекательным, наверное, стану
популярным, у меня появится много друзей, меня будут уважать учителя,
родители будут мною гордиться…»
Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления,
сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для
этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании
культуры здоровья детей и подростков.
Деятельность школьников должна быть здоровьесберегающей и
здоровьеохранной.
В образовательных учреждениях должны быть созданы благоприятные
условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне
технологий, подходов к организации образовательного процесса,
направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни,
накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:
10
образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к
особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в
соответствии с уровнем его развития;
введения в учебный план дополнительного урока физкультуры и
обязательного ежедневного динамического часа на свежем воздухе после
третьего урока; урока хореографии, на котором дети учатся созидать
жизненную энергию, формировать культуру движения, взаимодействовать
друг с другом;
формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления
собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных
мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных
достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования
физического развития;
получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового
образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
создания оздоровительной системы физического воспитания с
использованием базовых форм:
1011
уроков физической культуры;
выполнения домашних заданий по физкультуре;
самостоятельных тренировок любимым видом спорта;
занятий ежедневной утренней гимнастикой и вариативных форм
физического воспитания:
гимнастики в школе до учебных занятий;
динамического часа на свежем воздухе;
проведения подвижных игр на переменах;
занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного
образования;
семейных занятий спортивными увлечениями ( походы, лыжи, рыбалка,
вечерние пробежки, семейные соревнования по теннису, подтягивания на
перекладине и т.д).
Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и
здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья, под
которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный
потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на
созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром,
способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих,
способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя.
"Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет
культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть
врага более сильного и коварного самого себя, свою леность и стереотипное
мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть,
то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно
показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам".
Стратегическая цель региональной политики в сфере физической
Стратегическая цель.
культуры и спорта – улучшение качества жизни жителей края через
привлечение и участие их в регулярных, доступных, качественных занятиях
физической культурой, спортом и рекреационным туризмом, являющихся
неотъемлемыми частями освоенного всеми здорового образа жизни.
11Достижение новой стратегической цели требует создания и реализации
обновленной единой политики развития здорового образа жизни, физической
культуры, спорта и туризма в крае.
Красноярский край в 2020 году обязательно станет территорией
массового здорового образа жизни, массового физкультурного
движения и спорта и долгой, здоровой, обеспеченной жизни жителей
края.
12
Список литературы
1.Стратегия развития физической культуры и спорта
Красноярского края на период до 2020 года «Край здорового
образа жизни, массовой физической культуры и спорта – 2020».
2. Голиков Н. Школа здоровья. Тюмень: Вектор Бук, 2000, 260 с.
3. Зискина М.А., Каюмова С.А., Пастухина Р.И. Некоторые вопросы
подготовки школьного валеолога. Теория и методология валеологического
курса для средней и высшей школы. Тез. докл. научнопракт. конф., Тюмень,
1996.
4. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей
в образовательных учреждениях. Образование и наука, 2000, № 1(3).
5. Щедрина А.Г. Пропаганде физической культуры научную основу. Теория
и практика физ. культуры, 1990, № 1.
126. Янсон Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания
школьников. Валеология, 1997, № 2.
7. Журнал «Мир волейбола». Выпуск № 4, апрель 2011 г.
8. Журнал «Мир волейбола». Выпуск № 2, февраль 2011 г.
9. Журнал «Мир волейбола». Выпуск № 1, январь 2011 г.
13
13