Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых
Оценка 4.9

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
09.11.2017
Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых
Многие полагают, что нравственное воспитание осуществляется только в рамках изучения таких предметов как литература, обществоведение, МХК, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательные возможности, можно поставить химию и биологию. В этом плане курсы биологии и химии предоставляют большие возможности такие, как: 1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии и химии. 2. Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция, экология и др. 3. Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов, лугов, полей и рек. Воспитание чувства сопричасности с родной природой. 4. Использование на уроках творчества поэтов, художников, воспевающего родную природу. 5. Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий. Я остановлюсь на 2 пункте.
доклад.docx
Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых Многие полагают, что нравственное воспитание осуществляется только в рамках изучения таких предметов как литература, обществоведение, МХК,  история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный  потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими  предметами, рассматривая их воспитательные возможности, можно поставить  химию и биологию. В этом плане  курсы биологии и химии предоставляют большие  возможности такие, как:  1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и  изобретениями русских ученых в области биологии и химии. 2. Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших  большой вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция,  экология и др. 3. Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов,  лугов, полей и рек. Воспитание чувства сопричасности с родной природой. 4. Использование на уроках  творчества поэтов, художников, воспевающего  родную природу. 5. Знакомство с современными достижениями в различных областях  отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства,  биотехнологий. Я остановлюсь на 2 пункте. Нравственность – это совокупность душевных качеств. Смысл нравственных  ценностей понятен каждому: как быть, как стать, как оставаться человеком. Нравственные ценности делятся на 4 группы: повседневной жизни,  человеческих отношений, высшей формы духовной жизни, христианские  ценности. При этом нравственные качества личности можно разделить на 5  групп: отношение к людям ,отношение к Родине, к труду ,самому себе, к  обществу.      Описание химических  открытий, биографий знаменитых ученых занимает  заметное место в общей истории естествознания. Но этому на уроках  отводится лишь малая часть , и то тем ученым, которые наиболее известны.  Но ведь за любым открытием стоит человек со своей судьбой, подчас  трудной, которая может послужить хорошим примером..       В учебниках для школы сведения о жизни и творчестве ученых часто  излагаются одним­двумя абзацами. Для учащихся остается тайной жизнь  ученого, его цели, проблемы, которые он решал. А ведь нашим детям нужны  позитивные образцы жизни. В их возрасте человеку хочется кому­то  подражать, на кого­то быть похожим. Нельзя забывать и о том, что в юности  очень часто осуществляется выбор не только профессии, но и целей жизни. А  как это было у великих ученых? Какие цели они ставили перед собой и как  работали над их достижением? И изучение становления личности ученого   способствует гуманитарному, нравственному воспитанию подрастающего  поколения. Исследование пути ученого должно вестись не из любительского  интереса: в этой области научных знаний анализ фактов позволяет оценить  ученику самого себя и увидеть перспективы своего развития.       Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи  биографий творческих личностей и установили, что гениальность творцов не  есть нечто непознаваемое, а определяется качествами, воспитать которые в  себе вполне доступно каждому. Эти качества человека образуют целостную  систему, способствуя его переходу от потребления жизненных благ к их производству. Система включает в себя следующие качества: способность  выбрать достойную цель и подчинить всю свою жизнь ее достижению;  способность работать планомерно и контролировать ход выполнения планов;  высокая работоспособность; способность находить проблемы и решать их на  высоком уровне; способность защищать свои убеждения. Однако поиск своих  талантов, а их у человека всегда несколько, и совершенствование самого себя  в развитии этих талантов и есть ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?»  Как определить в 16 лет, достойна ли цель, которую выбирает молодой  человек, чтобы посвятить её достижению свою жизнь, или это псевдоцель? И  изучение биографий ученых совместно с учителем очень помогут молодому  человеку. На что должен опираться молодой человек, который хочет занять  достойное место в жизни? 1. Новизна. Цель должна быть новой, никем еще не достигнутой. Она может  быть и известной, но тогда новыми должны быть средства ее достижения.  Одно дело – изобрести, например, новый способ лечения какой­либо болезни,  совсем другое – создать систему профилактики этой болезни. Многие врачи  пытались лечить оспу, но безуспешно. Английский врач Э.Дженнер создал  метод прививок, спасший миллионы человеческих жизней. 2. Общественная полезность. Достойная цель всегда направлена на  развитие жизни, средства достижения цели также должны быть только  положительными. Например, разработка методов оживления замерзших людей – важная практическая цель, но фашисты ставили такие опыты на людях. С  другой стороны, создание новых видов бактериологического оружия, какими  бы благородными фразами ни прикрывалось, есть псевдоцель, ибо ее  направленность – уничтожение человечества. 3. Конкретность. Не общие благие намерения, но четкий комплекс задач, к  решению которых можно приступить хоть завтра. Борьба с раковыми  заболеваниями людей – это красивые слова. Вступая в поединок,  исследователю необходимо видеть конкретные проблемы, которые  необходимо решить для обеспечения должной профилактики и лечения рака. 4. Значительность. Достойная цель не должна быть мелкой, ведь на ее  достижение будет затрачена вся жизнь. Однако цель должна быть реально  достижимой, хотя бы в основной своей части. 5. Еретичность. Достойная цель всегда опережает свою эпоху, поэтому  зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое.  Разве не было ересью предположение Д.И. Ивановского в 1892 г., что  мозаичная болезнь табака вызывается не бактериями, а организмами другой  природы? Ведь в то время ученые были убеждены, что бактерии – мельчайшие частички жизни. Над убеждением И.Земмельвейса в том, что грязные руки  врачей – причина родовой лихорадки, от которой, кстати, умирала каждая  третья женщина после родов, смеялись все известнейшие врачи Европы.  Однако Земмельвейс оказался прав. 6. Практичность. Продвижение к цели все время должно давать частичные  конкретные результаты. Если таких результатов нет, то либо цель неверно  сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неправильно. Всю  свою жизнь Иван Михайлович Сеченов посвятил изучению механизма работы  центральной нервной системы. В процессе достижения этой глобальной цели  были решены частные проблемы: изучено влияние на организм человека  алкоголя, изобретен «кровяной насос», создана рефлекторная теория,  заложены основы авиационной медицины (и это с учетом того, что авиации  еще не было), сформулированы основные направления психологических  исследований. 7. Независимость. Работа над целью не должна зависеть (во всяком случае,  на первом этапе) от дорогостоящего оборудования или работы коллектива  исследователей. Первый этап даже самой значительной цели разрабатывает,  как правило, один человек. Иммунология сегодня – одна из самых  перспективных наук, но начало ее было положено мало кому в то время  известным ученым И.И. Мечниковым в результате открытия фагоцитоза. Это  потом будут мировая известность, Нобелевская премия, школы  исследователей и, наконец, новая наука. Вначале был лишь один ученый­ первопроходец. Даже сейчас, приводя приводя примеры, я опиралась на  историю развития  биологии, ее ученых. Методика организации работы с творческими биографиями ученых До сих пор продолжаются методические дискуссии о гуманизации  образования. Высказываются разные мнения по поводу принципов  гуманизации, но следует иметь в виду, что философский принцип «подобное  вызывается подобным» должен быть в основе гуманизации. Ученики не только усваивают знания и умения, но и развиваются в личностном плане, чтобы на  уроках осуществлялось воспитание их личностных качеств и, прежде всего,  нравственных. Эти биографии показывают, что ни у кого из выдающихся  творцов не было идеальной карьеры, абсолютное большинство из них не имели больших денег и материальных благ. Но все они достигли значительных  вершин в науке, потому что думали о деле и занимались делом, посвятив  этому всю свою жизнь или большую ее часть. Только так можно достичь  успеха, только упорный труд годами и десятилетиями приводит к серьезным  результатам. Только в работе над целями жизни человек совершенствуется  как личность и постигает смысл жизни. Праздность, легкие деньги,  незаслуженный успех развращают людей. класс урок метод 6­7 Семинары, 8­9 Семинары, 10­11 Семинары,конференции,  анализ фрагментов,поиск  источника  литературы,составление  планов,ответы на  поставленные вопросы домашние задания на  сравнение  и анализ личных  качеств,сравнительные  таблицы анализ личных  качеств,сравнительные  таблицы, Вид деятельности Беседы,дискуссии. Выступления учащихся Составление моделей поведения,планирование  собственной жизни. Универсальные вопросы для изучения биографии.  1. Как определяются творческие качества личности?   2. Составьте анализ биографии ученого и определите качества его личности.  Сравните эти качества с приведенными в лекции. 3. Что такое критерии достойной, или творческой, цели? Какие еще  дополнения нужны к критериям творческой цели?   4. Составьте перспективное планирование для 6–11­х классов по изучению  биографий творческих личностей.   5. Составьте конспект урока­семинара по анализу фрагмента творческой  биографии ученого. Результат: Учитель знакомит учащихся с содержанием творческих качеств  личности, творческими биографиями ученых, объясняет, что творческие  качества самовоспитываются в течение всей жизни. Благодаря  самовоспитанию творческих качеств и происходит формирование личности,  способной решать проблемы высокой сложности и достигать значительных  результатов, в том числе и материального благополучия. Пример тем, где могут рассмотрены биографии ученых.(фрагмент) 1.Металлы  2.Окислитель но­ восстановите льные  реакции. 3. Нефть  4.Вирусы.  Бактерии. Зимой 1941 г. под руководством академика Евгения  Оскаровича Патона был разработан скоростной  метод автоматической сварки под флюсом. Сварка  стальных конструкций этим методом позволила в  короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале  производство танков Т­34.  Для борьбы с танками и бронемашинами  использовались различные зажигательные смеси.  Наиболее эффективными оказались бутылки с  самовоспламеняющейся жидкостью «КС» (Качурин  – Солодовников). Именно эти жидкости и получили  широко известное прозвище «коктейль Молотова».  Принцип действия основан на окислительно –  восстановительных свойствах органических и  неорганических веществ. В период 1941­1945гг. Н.Д.Зелинский возглавлял  научную школу, исследования которой были  направлены на разработку способов получения  высокооктанового топлива для авиации. Н. Д.  Зелинскому удалось создать синтетический бензин  лучшего качества, чем полученный при перегонке  нефти. Новый бензин дал возможность резко  увеличить мощность моторов и скорость самолетов.  На этом бензине самолеты могли взлетать с  меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь  авиации. Учащиеся рассматривают схему крекинг  процесса. Мечников открыл учение об иммунитете. Не раз,  рискуя собственной жизнью, он проверял действие  микробов тифа, впрыснув себе кровь больного,  заражал себя микробами холеры. В 1886 году  Мечников открыл в России первую  бактериологическую станцию. Он получал и  применял различные вакцины и сыворотки против  сибирской язвы, холеры и других болезней. В 1903  году Мечников был удостоен Нобелевской премии  за открытие иммунитета. 5.Периодичес кий закон и  строение  атома 6.Каучук 6. Биосфера 7. Генетика и  селекция Изучение материала об открытии периодического  закона Д.И.Менделеева, о длительном и  кропотливой работе над периодической системой. Вспоминаем русского химика С.В.Лебедева.  Необходимость создания в нашей стране сырьевой  базы резиновой промышленности побудило  правительство в начале 1926 года объявить конкурс  на лучший способ получения синтетического  каучука. Последний срок представления  предложений и 2 кг. Образца синтетического  каучука был назначен на 1 января 1928 года.  С.В.Лебедев организовал группу исследователей из  семи человек. И 30 декабря 1927 года 2кг.  Дивинилового каучука было отправлено на  конкурсную комиссию. Работы В. И. Вернадского Н. И. Вавилов Но   на   уроках   времени   недостаточно,   поэтому   мною   разработан элективный курс «Путь без конкурентов». Он рассчитан на 17 часов.  Курс направлен   на   удовлетворение   специфических   познавательных   интересов школьников,   способствует   их   разностороннему   личностному   развитию,  ориентирован  на изучение биографии известных российских ученых в области биологии и химии, их вклада в науку, раскрытию их личных, нравственных качеств.   Программа   включает   повторение   законов   и   открытий,   которые сделали данные ученые .  Цели курса:     ­развитие   нравственных   качеств     у   учащихся   через   изучение   биографий российских ученых.   ­ развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; формирование умений выделять главное в изучаемом материале, воспитание культуры. Задачи курса:   ­ научить выявлять главные, значимые моменты в биографиях ученых; ­ составление стратегии творческой личности ­ формирование представление о науке как сфере жизни и творчества людей, у   которых   были   цели,   планы,   методы   решения   проблем,   высокая работоспособность. Список тем занятий Тема №1. Введение. Значение изучения биографии для становления  личности подростка. Тема №2. Биография В. И. Вернадского как пример для подражания. Тема №3. Ему почести важны не ради его личной славы, а ради славы  русского народа, русского имени».Б. М. Кедров(биография Менделеева) Тема №4. «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился  исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству». Н.Г. Чернышевский. И(М. В. Ломоносов) Тема №5. Творец теории химического творения. Тема №6. Н. Д. Зелинский и Н. Н. Зинин. Тема №7.  И. И.Мечников и Н. И. Пирогов:две судьбы,связанные с  медициной. Тема №8. Е. О. Патон. Тема №9. С. В. Лебедев. Тема №10. Н. Т. Вавилов «Великий ученый, гений, гордость    отечественной науки..» Тема №11. А. П. Бородин и В. В. Марковников Тема №12. А. И.Опарин Тема №13. Выведение общего портрета личных качеств российского  ученого Тема №14. Подготовка к внеклассному мероприятию Тема №15. Внеклассное мероприятие о судьбе и вкладе  ученого(юбиляра) Тема №16. Защита проектов Тема №17. Защита проектов Многие темы названы не конкретно по фамилии ученого, а  высказыванием о нем или его афоризмом, которые сами по себе уже  поучительны. Например  тема 3. Идеальна для изучения биография В. И. Вернадского. (фрагмент таблицы) цель Планы и  самоконтроль работоспособность В гимназиях в те времена давали посредственное образование, поэтому первую проблему – как стать образованным человеком – юноша решил сам: через самообразование. После окончания университета, Вернадский планирует  повышение своего образования за границей, сначала в  Италии, затем в Германии. Итак, необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело:1. Выработка  характера. Преимущественно следует: откровенность,  небоязнь высказывать и защищать свое мнение, отброс  ложного стыда, небоязнь доводить до конца свои  воззрения, самостоятельность. Выработка речи.2.  Образование ума: а) знакомство с философией; б)  знакомство с математикой, музыкой, искусством. Задача  человека заключается в доставлении наивозможной  пользы окружающим. Вернадский завел строгий распорядок дня: всегда в одно и то же время вставал, отправлялся в лабораторию,  возвращался домой, работал дома и ровно в десять  ложился в постель. При всех условиях, даже под Новый  год, этот распорядок дня неукоснительно соблюдался. И  в 65 лет Владимир Иванович был неутомим.О своей  работоспособности Вернадский писал: «Вставал всегда  рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем  отдыхать, если я не болен. Не курю и никогда не курил.  Не пью. Водку пил раз в жизни». Инструменты  решения проблем Теоретический анализ, построение гипотез, сравнение Такую же практику я применяла и при профориентационной работе.При  ознакомлении с профессиями,востребованными в нашем городе,учащиеся  знакомились с профессией инженера через судьбы двух  руководителей  «Якуталмаза».  (фрагмент таблицы) Признаки В. И. Тихонов Л. Л. Солдатов Годы жизни 21.12.1908­1.07.1977 12.12.1918 – 30.11.1997 Детство В семье почтового  служащего, 5 детей, в 14  На Украине. Отец агроном, мать – учительница. лет умерла мать Горнорабочий Первая профессия В тылу врага – стар.лейтенант Иркутский   горно­ Новочеркасский ВУЗ металлургический институт политехнический  институт Где работал Верхамурзолото,   МНР, Москва, Гидропроект, Магадан Вьетнам С 1957 «Алмазная биография» 1969­1978 Звания Герой   Социалистического Герой Социалистического  Труда труда, орден Ленина, Трудового Красного Знамени, Заслуженный Горняк. Заслуги Все   впервые   ­   основал алмазодобывающую Техническое   перевооружение, повышение эффективности.  отрасль Качества Сильный,  решительный,   не боялся   вступить   в   спор   с Готовность к риску, брать  ответственность на себя,,  вышестоящими чинами умение рисковать, смелый,  находчивый. Увековечения Алмаз   43   карата,   улица, Алмаз, улица стипендия, памятник Беседа по вопросам, анализируя таблицу:  1. Какой нужно иметь характер 2. Нужна ли поддержка семьи 3. Влияет ли социальное положение на становление карьеры 4. Как нужно относиться к своим подчиненным, чтобы они пошли за тобой 5. Важно ли образование и т. д. 6. Есть ли у вас качества, как у наших героев В заключении составляем синквейн.(формула успешного человека) Обсуждение синквейна. Заключение Изучая и сравнивая  жизненный путь и становление любого ученого, учащиеся  убеждаются в их человеческих качествах. Их трудолюбие,высокая жизненная  позиция позволили им занять достойное место

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых

Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение жизненного пути известных ученых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017