Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии для повышения качества образования»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Виктория Анатольевна, я рада встречи с вами!
Тема моего сегодняшнего выступления «Нетрадиционные методы и приемы работы на уроках биологии»
Цель моего мастер-класса поделиться опытом применения нетрадиционных приемов и методов на своих уроках биологии.
Задачи, которые я поставила – это
- рассмотреть различные методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся.
- рассказать, как я принимая эти приемы на своих уроках.
- провести совместную работу
В своем мастер- классе я хочу продемонстрировать некоторые методические приемы, которые чаще всего я использую на своих уроках
Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы принимаете мое приглашение, то откройте мне свои ладони, а если нет отверните их от меня. …. Спасибо вам большое! Мы продемонстрировали сейчас прем обратной связи «Ладошки».
Сейчас я попрошу помахать рукой тех,
-у кого есть дома кошка,
- у кого больше одной кошки,
- кто боится собак,
- кто пытался завести хомяка,
-крокодила,
- кто хоть раз грозился убить питомца за испорченную обстановку
Если вы были внимательны, то вы легко ответите мне, что связывало все вопросы, адресованные вам. Ответы.
Да, все они связаны с домашними животными. Они, в свою очередь, относятся к классу млекопитающих.
Именно с этой темой и будет связан следующий прием, который называется «АЛФАВИТ» Этот прием можно провести на этапе изучения нового материала или на этапе закрепления. У всех вас есть знания по этой теме (у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени). Я предлагаю составить как можно больше слов, относящихся к этой теме и начинающихся с каждой буквы слова «млекопитающие» После работы вам нужно будет обосновать свой список, показав связь слов с темой.
М
медведь морж
Л лось лиса
Е енот
К кит
О олень
П писец
И ирбис (снежный барс )
Т тигр
А антилопа
Ю Юруми, более известный как Муравьед
Щ Шиншилла Шимпанзе Шакал
И изюбрь (подвид благородного оленя )
Е ехидна еж
Можно такую работу провести в начале урока, а затем вернуться к ней после изучения темы, чтоб увидеть положительную динамику в знаниях.
На уроках биологии, как и на уроках химии, не обойтись без практической работы. Она позволяет повысить интерес учеников к предмету и поможет прочнее усвоить знания.
Перед вами колбы, в одной находится куриный белок, в другой- спиртосодержащая жидкость. Попробуйте смешать содержимое колб и понаблюдайте, что произойдет.
- как вы думаете, что произошло с содержимым?
Мы увидели, что происходит с белком в теле человека под влиянием алкоголя, спирт вызывает свертывание белков, препятствует перевариванию пищи. Такая работа позволит не только проиллюстрировать материал учебника, но имеет и воспитательный аспект, так как наглядно покажет вред алкоголя для здоровья человека.
Еще один прием называется “ДЕЛО В ШЛЯПЕ” ( можно использовать на любом уроке для проверки домашнего задания ). Шляпу под музыку пускаем по кругу, музыка останавливается – учащийся, у которого оказалась в руках шляпа, достает из нее вопрос и отвечает на него. Например,
- Какое значение имеет линька для зайца-беляка? (зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)
- Все ли млекопитающие живут на суше? (нет - дельфины и киты - млекопитающие, живущие в воде)
- Является ли человек млекопитающим? (Да)
- сколько камер в сердце млекопитающих? (4)
- сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7, искл. - ленивцы)
- Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (травоядные)
Теперь поработаем в группах. Для этого разделимся на две группы, и третья группа – члены жюри.
Первая и вторая группа получают задания и готовится.
Вы, уважаемые члены жюри, посмотрите на слайд и определите четвертого лишнего.
Ответ свой обоснуйте.
Кто начнет первым
«Четвертый лишний?»
1 группа: МАЛИНА, ЖЕЛУДЬ, ПЕРСИК, СМОРОДИНА – (лишний ЖЕЛУДЬ- т.к. сухой плод, остальные плоды сочные)
2 группа: ЛАМИНАРИЯ, УЖОВНИК, ОДУВАНЧИК, РЫЖИК- (лишний РЫЖИК- т.к. это гриб)
ИЛИ: ЛИСИЧКИ, ПОДОСИНОВИК, БЕЛЫЙ ГРИБ, МАСЛЕНОК. –( лишний ЛИСИЧКИ- т.к. пластинчатый гриб, остальные трубчатые)
Перед учащимися поставлена задача- определить, лишнего в каждом ряду и обосновать свой ответ.
Как вы увидели, такую работу можно проводить как с картинками, так и с муляжами или со слайдами презентации.
Следующий прием называется «Лови ошибку».
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками.
НАПРИМЕР,
при закреплении темы «Позвоночные животные»(7кл.): Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Позвоночные животные имеют позвоночник, черепа, челюсти.
2. К позвоночным животным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие .
3. Рыбы дышат лёгкими.
4. К пресмыкающимся относятся лягушки.
5. Жираф, морж, кит – это животные класса Земноводные.
Ошибки допущены в предложениях:
1)3 – Рыбы дышат жабрами
2)4 – К пресмыкающимся относятся ящерицы, крокодилы, черепахи.
3)5 – Жираф, морж, кит – это животные класса Млекопитающие.
Нетрадиционных методов и приемов очень много, мы продемонстрировали некоторые из них.
Эти методы я использую для достижения различных целей:
стимулировать интерес к изучению предмета,
развивать деятельностный подход к учебному процессу со стороны ученика,
формировать стремление к самостоятельности,
повысить результативность обучения.
Выбор нестандартных методов обучения требует соблюдения меры, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес к традиционным методам и успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных занятий определяю сама в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей.
И в конце мастер-класса я предлагаю вам взять в руки карандаш и нарисовать самое большое наземное животное.
Кто это?
Вы правы, это слон.
Изобразите его, пожалуйста, проявите свои скрытые таланты.
Дается задание на листочках нарисовать слона, затем устно дается характеристика элементов.
Если выделяются:
• Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
• Глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
• Хобот – знания, которые вы приобретаете;
• Голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища:
• Большая голова – автор рисунка больше действует головой;
• Ноги тонкие – неуверенность.
Это ПРИЕМ «СЛОН»
Таким приемом можно завершить работу с учениками, провести рефлексию так же, как завершаю свой мастер-класс и я. Спасибо вам за внимание и сотрудничество.
Принципы технологии нетрадиционного обучения следующие: Принцип самооценки промежуточных и итоговых результатов обучения – направлен на определение уровня овладения определенными знаниями, умениями, навыками и видами деятельности, за конкретный промежуток времени, либо по итогам изучения темы или раздела учебного предмета. Принцип систематичности и регулярности - систематическое отслеживание результатов своей деятельности, отбор наиболее интересных работ в свой «портфель», организация их в предусмотренную структуру.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.