Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.03.2017
Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма, которая остро стоит сегодня перед нашим обществом. Ведь без любви к своему Отечеству и чувства ответственности перед ним и его гражданами не будет дальнейшего продвижения. В статье рассматриваются некоторые воспитательные моменты, используемые на уроках истории и обществознания.
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.docx
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию патриотизма учащихся,
помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. В тоже время,
знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность
за судьбу своей страны. Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны
ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Мы видим, что в нашем современном
обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли
его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего».
В постперестроечное время со страниц журналов, газет, с экранов телевидения исчезла тема
Родины, очернялось ее прошлое, искажались и продолжают искажаться многие факты. Нам все чаще
пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над
фашизмом внесли США. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим
существованием, своей независимостью. В немалой степени вина за это лежала на телевидении,
которое в погоне за прибылью демонстрировало нам иностранные боевики, блокбастеры, комедии,
забыв о наших отечественных фильмах, которые вносили огромный вклад в воспитание чувства
патриотизма. И отрадно было слышать слова В.В.Путина на заседании оргкомитета «Победа» в
Кремле: «Мы обязаны последовательно отстаивать историческую правду… Необходимо пресекать
любые попытки оболгать, сфальсифицировать прошлое, в том числе принизить решающую роль нашей
страны в разгроме нацизма».
Сухомлинский писал: «…сила и эффективность патриотического воспитания определяется
тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя
глазами патриота ». Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе
уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Но даже эта тема последнее время мало
затрагивает молодежь. Это заметила и новый министр образования О.Ю.Васильева, которая летом
выступала на молодежном форуме с лекцией «Территория смыслов». Оператору, снимавшему лекцию
о патриотизме, о потерях в годы Великой Отечественной войны, удалось найти в зале только одну
плачущую девочку, её и показывали – долго и выразительно. Остальные слушатели либо откровенно
скучали, либо уткнулись в гаджеты, не проявляя ни малейшего сопереживания.
Поэтому
своевременной является принятие госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан России на
20162020 годы».
У меня как учителя истории есть много тем, на базе изучения которых осуществляется
патриотическое воспитание: конечно, это Великая Отечественная война, Движение декабристов,
Отечественная война 1812года и Освободительная борьба против польских и шведских интервентов,
Куликовская битва... Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона,
Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения
учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации,
использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине
сопровождается грамзаписью оперы Глинки « Иван Сусанин » арии Сусанина, а в конце урока, как
вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором « Славься » и звоном колоколов.
Даже спорные вопросы истории дают нам массу материала. Ольга Васильева рассказала, что
однажды поинтересовалась у американского коллеги, как в Америке преподаётся история
Гражданской войны. Ответ был такой: преподаётся канонично, но герои есть с обеих сторон – и на
Севере, и на Юге. Создание историкокультурного стандарта, на основании которого будет вестись
преподавание отечественной истории, дает нам массу возможностей рассматривать события с разных
точек зрения. Как мы обычно оцениваем Первую мировую войну? Захватническая,
империалистическая. Но ведь и в ходе этой войны русские солдаты проявляли чудеса героизма:
Брусиловский прорыв, атака мертвецов.
А сегодня разве нет места патриотизму? Какие героические события можно приводить в
пример своим ученикам? Таких событий в новейшей истории предостаточно: например, строительство
энергомоста через Керченский пролив, возрождение в кратчайшие сроки отечественного авиадвигателестроения, развитие российской гражданской авиации. Есть и образцы подлинного
личного героизма, например, подвиг Александра Прохоренко, погибшего в марте 2016 года при
исполнении служебных обязанностей в ходе боёв в Сирии, или Сергея Солнечникова, закрывшего
собой боевую гранату и спасшего жизни подчинённых ему солдат.
Подобные темы оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство
гордости за своих близких участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют
гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма, терроризма. Таким образом, используя
все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма,
любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего
общества не может быть будущего.
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.