Статья, в которой рассказывается о влияние сказок на воспитательный процесс детей дошкольного возраста. Использование сказок в воспитательном процессе помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки. Сказки – прекрасное творение искусства.Сказки, как один из элементов воспитания, используются в фольклорах всех народов мира.
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК
Мельникова Е.А.
Мельникова Екатерина Андреевна – воспитатель, МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок».
Аннотация: в статье анализируется влияние сказок на
воспитание дошкольников.
Ключевые слова: сказка, воспитание.
«Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с
ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и
журавле, дурачке Емеле, чудесах царевнылягушки нас привлекает острота
социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных
наблюдений». [1. c.5].
Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого его рождения. Как
только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят
сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и
даже дольше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают
первые уроки нравственности. Благодаря тому, что сказка преподает уроки
не в виде нравоучений, а в доступной, занимательной форме, ее влияние на
формирование мировоззрения малыша оказывается достаточно сильным.
Именно через сказку ребенок постигает, что такое хорошо, а что такое
плохо, что такое добро и зло, что такое дружба и взаимовыручка. Как бы
мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может
быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и
пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться
старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь
беду не только на себя, но и своих близких.Сказки, как один из элементов воспитания, используются в
фольклорах всех народов мира. На разных языках, различными методами
они повествуют свои истории и служат для воспитания у детей правильного
отношения к жизни. Известный русский языковед В.Я. Пропп
отмечал: «Сказка символ единства народов. Народы понимают друг друга
в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или
государственных границ сказки широко переходят от одного народа к
другому».[2,с.163]. Основоположник русской педагогической науки Д.К.
Ушинский также очень большое значение придавал сказкам, использовал их
в своей системе педагогики и даже сам писал сказки.
В дошкольных учреждениях есть много форм и методов
использования сказки в процессе воспитания:
чтение книг и прослушивание аудиокниг,
просмотр
мультфильмов по мотивам сказок;
использование примеров из сказок в повседневной жизни, на
прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с
воспитателями;
организация сюжетноролевых игр, праздников на основе
сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них;
использование сказок при знакомстве дошкольников с
художественными произведениям;
применение отрывков из сказок как иллюстрации при
проведении непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающей действительностью;
использование сказочных персонажей в изобразительной
деятельности;
коллективное сочинение сказок;
введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в
занятиях физической культурой.Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников,
кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и
коммуникативные навыки.
В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка – это
зернышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений». [3,c.97].
Список литературы
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа,
1974 г. 288 с.