Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории
Оценка 4.8

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.02.2018
Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории
Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории “Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между разными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга”. А. Сент-Экзюпери “Планета людей” История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких веков Россия является многонациональной страной. Более 100 национальностей и народностей проживают на огромной территории, составившей на рубеже XX–XXI вв. 1/8 часть земной суши. При таком этническом многообразии актуален вопрос воспитания у граждан взаимной любви, уважения, взаимопомощи, возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости в общегосударственном масштабе. В условиях монокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становится основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за ее приделами
Воспитание толерантности через понимание.doc
Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах  истории  “Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы ­ команда  одного корабля. Хорошо, когда в споре между разными цивилизациями рождается нечто новое, более  совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга”. А. Сент­Экзюпери “Планета людей” История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких веков Россия является многонациональной  страной. Более 100 национальностей и народностей проживают на огромной территории, составившей на  рубеже XX–XXI вв. 1/8 часть земной суши. При таком этническом многообразии актуален вопрос воспитания у граждан взаимной любви, уважения, взаимопомощи, возрастает необходимость формирования этнокультурной  компетентности и развития этнокультурной терпимости в общегосударственном масштабе. В условиях  монокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание  способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становится основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации  как внутри государства, так и за ее приделами.  Человек, получая образование, должен осознать свои корни и тем самым мог определить свое место в мире и, с  другой стороны ­ образование способствует привитию ему уважения к другим культурам. Ведь каждый народ  создал свою особую материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда в соответствии с условиями  жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения. У каждого  народа есть своя система образования, воспитания и передачи национальных ценностей, традиций и ритуалов,  выражающих взгляды и верования. В связи с этим перед школой стоит задача не только обучения, но и воспитания личности, которая способна  ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и  экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, к общественно­ преобразующей деятельности со сформированной гражданской позицией. Одной из важных целей школьного  гуманитарного образования является воспитание в детях самобытной духовной культуры, национально­ исторического патриотизма, понимания и уважения к культуре разных народов, иначе говоря, ценность  толерантности является наиболее востребованной в обществе и в системе образования. Курс истории и  обществознания в этом смысле занимают особое место. Одной из доминирующих воспитательных целей  является формирование ценностных отношений школьников.  Не одно столетие дискутирует вопрос: стоит ли вообще вести речь об общечеловеческих ценностях? Каждый  народ живет своей жизнью – пусть и дальше благоденствует со своими обычаями, традициями, культурой,  ментальностью. Ведь то, что присуще одним, неприемлемо для других. Исходя из этого, учащиеся должны  понять, что каждая страна, каждый народ имеет свои устойчивые ценности. Однако общечеловеческие  ценности в людском сообществе, независимо от места, времени и обстоятельств, имеются и всегда будут.  Часто учащиеся не понимают, что есть общечеловеческое, что национальное, и насколько то и другое  совместимы и взаимоприемлемы. Следуя этой схеме, учащиеся должны прийти к следующим выводам:    во­первых, нет “железной стены” между общечеловеческими и национальными ценностями, они  взаимопроникаемы; во­вторых, национальные ценности отдельных государств не могут сколько­нибудь серьезно сдерживать развитие общечеловеческих ценностей; в­третьих, многие сугубо национальные ценности, где болезненно, где легко, где быстрее, где  медленнее, сливаются с общечеловеческими. Детям можно привести множество примеров доказывающих, что российское общество независимо от времени  всегда развивалось в контексте мировой истории.  Ёще на заре Древнерусского государства его политика отличалась не только разрушительными набегами на  Византию, других соседей, но и созидательными династическими браками в Европе и Азии, скреплявшими их  политические, экономические, военные отношения. Только Ярослав Мудрый и его многочисленные дети  породнилась с домами королей Швеции и Венгрии, Норвегии и Дании, Франции и Византии. Русские были  активно взаимосвязаны с половцами, тюрками, другими народами Великой Степи. Неизбежным стало  взаимодействие с монголо­татарами в XIII–XV вв. Во времена Ивана III мастера Италии построили  кремлевские стены и палаты, потрясающие по красоте и величию соборы. При Петре I Запад буквально хлынул  в “прорубленное” им “окно в Европу”. В основу воспитания толерантности и межнационального согласия может быть положен завет русского  философа В.С. Соловьева “Люби все другие народы, как свой собственный”, и четыре основных базовых  положения:    многовековой опыт российского государства в формировании и укреплении единой многонациональной  семьи в масштабах Древнерусского государства – Российской Федерации; опыт мирного сожительства народов в одном государстве, независимо от религиозной, расовой, какой­ то другой принадлежности;  международный опыт обеспечения дружелюбия между гражданами и народами в экстремальных и  сложных условиях: перехода конкретных стран к рыночным отношениям, во время войн, на других  крутых поворотах истории; синтез первых трех положений с учетом ментальности народов, населяющих Россию, и особенностей  вхождения страны в мировое сообщество на рубеже XXI в.  Воспитание толерантности, социального и межнационального согласия требует воспитания общей культуры  учащихся. Без нее трудно разрешать какие­либо конфликты и противоречия разумным путем.  Межнациональное согласие характерно для истории России. Примеры тому – объединение русских княжеств  для борьбы с внешними врагами, создание централизованного государства с вхождением в него разных народов  со своими религиями, традициями, обычаями и т. д. Апогеем сплоченности народов СССР стала Великая  Отечественная война 1941–1945 гг. Представители более 60 национальностей имеют золотые звезды Героя  Советского Союза. Туркмены и казахи, буряты и татары, киргизы и таджики, десятки других народов делили  кров и хлеб с миллионами русских, украинцев, белорусов, вынужденных покинуть оккупированные врагом  территории. Все народы совместно восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство, поднимали целину, строили  Байкало­Амурскую магистраль. Росло число межнациональных браков, усиливалась миграция населения на  добровольной основе и т.д. Опыт большой, и есть что из него взять применительно к современности. Для  предотвращения межнациональных противоречий в будущей России необходимо, наряду с углублением  политических и экономических процессов развития, перестроить и усилить воспитание подрастающего  поколения, студенчества в духе межнационального согласия. Внедрение в души и разум учащихся  общечеловеческих задач, особенно таких, как сохранение мира на Земле, развитие науки, техники, культуры,  обеспечение прав человека, демократии и т.д., так как именно им предстоит завершать строительство  демократической России. Охватывая своим взором общечеловеческие задачи, учащиеся должны понять, что все это может быть  достигнуто только в условиях взаимодействия и взаимопомощи. Такое понимание названных задач и путей их  решения способствует зарождению и развитию черт общечеловеческого сознания. Особое значение на своих  уроках уделяю изучению этнокультурных особенностей своей малой Родины, что создает благоприятные  условия для формирования толерантности, уважения к культурам других народов. Существует многообразие  культурных ценностей и традиций различных народов, которые являются достижением опыта его  исторического развития. Только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня  самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую  целостность, одновременно обогащая другую.

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018