Тема выступления:
«Воспитание у студентов устойчивого интереса к своей будущей профессии как фундамент формирования профессионально-компетентного специалиста»
«Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем»
Чтобы достойно исполнять свой педагогический долг, учителю необходимо:
ü иметь конкретную теоретическую базу,
ü обладать определёнными личностными и профессиональными качествами,
ü соответственно относиться к ученикам и их родителям, коллегам.
Для детей учитель является:
ü наставником,
ü примером,
ü другом.
От него ученики перенимают ценности, сложившегося на данный момент общества, нормы социального поведения, мировоззрение и даже привычки.
УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Каким образом можно воспитывать у студентов устойчивый интерес к профессии учителя, поскольку это фундамент формирования специалиста?
Сначала ответим на вопрос, что же определяет выбор профессии? Намечается восемь основных факторов:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности студента.
Эти факторы, безусловно, важны и для выбора педагогической деятельности в качестве профессии. Однако, одним из специфичных факторов, определяющих выбор именно этой профессии, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта.
Наш лицей является базовой площадкой для ШПК. На первой ступени обучения преподают 15 опытных, высококвалифицированных, любящих детей педагогов.
Стаж работы |
Количество педагогов |
% соотношение |
от 0 до 5 лет |
|
|
от 5 до 10 лет |
|
|
от 10 до 20 лет |
|
|
свыше 20 лет |
|
|
Жизнь показывает, выпускник, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Единственная цель его деятельности – передать содержание учебного материала и проверить качество его усвоения. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Процесс формирования профессионального интереса студентов находится под постоянным вниманием преподавателей нашего лицея.
Студенты в нашем лицее посещают открытые уроки, внеклассные мероприятия. Начиная со 2 курса, пытаются сами быть в роли учителя, проводя, классные часы и внеклассные мероприятия. Вследствие этой практики, студенты обнаруживают, как правило, недостаточный объем знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, влияет на их потребности и формирует мотивы профессионального самосовершенствования. В результате студент стремится к расширению своих знаний, умений и навыков, а его самообразование становится стимулом, воздействующим на профессиональный интерес.
В результате систематического применения знаний, умений на практике, студенты вырабатывают навыки и накапливают педагогический опыт. При этом создаются условия для более успешной и быстрой адаптации к выбранной профессии.
Ежегодно в нашем лицее работает пришкольный лагерь. Выступая в роли вожатого, студент на практике продолжает знакомиться с профессиональной деятельностью, что способствует развитию интереса к педагогической профессии.
Таким образом, включение непосредственно в педагогическую деятельность способствует формированию интереса студентов педагогических вузов к профессии учителя. Это помогает в значительной степени улучшить качество подготовки педагогических кадров.
Какие же можно дать рекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогического учебного заведения к профессии учителя?
Ø В первую очередь будущий учитель должен понять, что для учителя характерны профессионально значимые качества, а для учащихся – качества личности.
Ø В работе с учениками – будущими студентами и собственно студентами необходимо проявлять ожидаемые ими положительные качества: «высокий уровень профессионализма», «педагогическое творчество, креативность», «открытость в общении», «общительность», «склонность к новшествам».
Ø для того, чтобы быть удачным в профессии необходимо стремление человека к самосовершенствованию как в личностной, так и в профессиональной сфере, к самообразованию, к самоактуализации.
Ø Немаловажно умение работать с современной техникой. Современный информационный мир обуславливает отношение к человеку, через его способности в данной области. У учителя больше шансов завоевать расположение учеников, если он владеет навыками работы на компьютере.
Ø Удивительно, но отношение к педагогу зависит и от его внешнего вида. Учащиеся вкладывают в это понятие следующие признаки: красивый, стильный, ухоженный, модный и другие. Это говорит о том, что студенту, проходящему практику необходимо следить за тем, как он выглядит. Сдержанность, чувство меры и вкуса в одежде, причёске и макияже вносят свой вклад в формирование образа педагога.
Ø Образ педагога складывается не только из его внешнего вида, но и из мимики, жестов, манеры общения, тембра голоса, походки и многого другого. Работа над собой в этом плане достаточно трудоёмка, чтобы достойно выглядеть, необходимо иметь развитые навыки самообладания и саморегуляции.
Ø Основной рабочий инструмент педагога – это его голос. Существуют различные упражнения для его постановки и регулирования дыхания, что немаловажно.
Ø Поведение учителя играет, пожалуй, главную роль в формировании отношения к нему. Умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогической этики, направляет учителя проявлять тактичность в поведении.
Ø Не будем забывать, что одним из самых эффективных приёмов воспитания является личный пример.
Если мы желаем сформировать положительное отношение студентов педагогического вуза и учеников общеобразовательных учреждений к профессии педагога, то мы УЧИТЕЛЯ должны вести себя соответственно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.