ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»
Оценка 4.9

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Взрослым
04.03.2018
ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»
Особенности методов и форм в воспитании детей и подростков в условиях современного дефицита двигательной активности на основе личного опыта преподавания айкидо. Описание формирования необходимых нравственно-волевых качеств у обучающихся единоборствами, в том числе на примере воспитывающих ситуаций. Описание приемов, помогающих развить базальные волевые качества.
Воспитание в спорте.doc
Педагогические чтения ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ  На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо» Автор­составитель: Григорьев Денис Вячеславович,  педагог дополнительного  образования первой  квалификационной категории г. Нижний Новгород 2018год 1 ВВЕДЕНИЕ. В одной из лучших школ Японии на самом видном месте написано: “Оставь все и займись воспитанием” ­ следуя этому кредо, Япония сумела совершить невероятный скачок в своем развитии.  Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль   во   всестороннем   развитии   личности   ученика,   особое   значение принадлежит учреждениям дополнительного образования. Во многих из них функционируют   секции   восточных   единоборств.   При   правильном   подходе такие   секции   и   объединения   являются   перспективными   с   точки   зрения воспитательного процесса.  Восточные единоборства исторически вышли из школ боевых искусств, где основу обучения составляла “триада”: тело, техника и дух. Поэтому, в объединении   «Айкидо»   уделяется     большое   внимание   духовной,   и нравственно­волевой подготовке детей и подростков. Наряду с  изучением и освоением     нормы человеческой   морали,   развивают   личностные   качества   терпение,   старание, прилежание,     трудолюбие,   гуманное   отношение   к   окружающим.     Поэтому одной   из   задач   дополнительной   образовательной   программы   объединения «Айкидо»   воспитание   в   детях   нравственных   (морально­волевых)   качеств средствами айкидо как современного боевого искусства.    техники   рукопашного   боя   воспитанники   познают   Нравственные   качества   являются   «великой   особенностью   человека». Знания,   образованность   играют   весьма   значительную   роль   в   развитии человека, если направлены одновременно на решение проблем нравственного его   совершенствования.   «...Мы   смело   высказываем   убеждение,   ­   писал Ушинский,   ­   что   влияние   нравственное   составляет   главную   задачу воспитания,   гораздо   более   важную,   чем   развитие   ума   вообще,   наполнение головы познаниями...». Одним   из   наиболее   эффективных   путей   формирования   морально­ волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди детей: ­ слабое физическое развитие; ­ отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями; ­ отсутствие физической и психологической выносливости; ­ отсутствие здорового образа жизни. Актуальность   проблемы   обусловлена   тем,   что   у   части   выпускников средних   школ   оказываются   слабо   сформированными   такие   важные 1 личностные   качества,   как   инициативность,   выдержка,   самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм. Мощный   оздоровительный   потенциал   современных   боевых   искусств дает   возможность   сформировать   морально­волевые   качества   детей   и подростков и гармонично развить личность. Цель и задачи воспитания  дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо» Цель:  Обеспечение эффективного развития нравственно­волевых качеств личности ребёнка в процессе занятий боевыми искусствами. Задачи:  Формирование   способности   ребенка   сознательно   выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.  Нравственное развитие детей как постепенное расширение ценностно­ смысловой сферы личности.  Воспитание личности детей средствами боевых искусств. Ожидаемые результаты  Результатом   воспитания   станет   усвоение   морально­этических   норм поведения, сформированность  положительной «Я ­ концепции», расширение межличностных связей.   У учеников будут  сформированы    личностные   качества:   самооценка, выдержка,   уверенность,   самообладание   и   привычка   вести   здоровый   образ жизни. Технология и формы организации деятельности. Для   реализации   целей   и   задач   нравственно­волевого   воспитания прилагается  немало усилий, направленных на развитие у детей способности к постановке жизненно важных целей, умение соотносить их с нравственными ценностями общества, принимать осознанные этические решения, проявлять морально­волевую готовность к преодолению трудностей. Одним  из  условий  повышения  эффективности  формирования  у  детей  и подростков нравственно­волевых качеств является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик — педагог — детский коллектив». Специфической особенностью этого взаимодействия является   развитие   целеустремленности,   инициативы   и   чувства ответственности   перед   товарищами,   коллективом,   их   наличие   определяет развитие   и   других   нравственно­волевых   свойств   личности   ребенка   и 1 подростка,   содержание   нравственно­волевой   направленности,   нравственно­ волевую зрелость. Исследование роли занятий восточными единоборствами, показывает (М. Ояма),   что   они   совершенствуют   у   детей   цели   и   мотивы   самовоспитания, возникновение   новых   потребностей,   обогащают   чувства,   развивают эмоциональную   сферу,   умение   адекватно   оценивать   поступки   свои   и товарищей.   Формирование   у   подростков   новых   психических   качеств обуславливает   дальнейшее   усложнение,   обогащение   и   повышение эффективности   самовоспитания.   При   этом   волевая   активность   ребенка является   необходимым   компонентом,   целью,   результатом,   главным двигателем всего учебно­тренировочного процесса. Выступая как условие и средство   процесса   самовоспитания,   воля,   в   свою   очередь,   закаляется, направляя   потенциальные   резервы   личности   ученика   на   решение   задач самовоспитания,   на   преодоление   возникающих   препятствий.   Только определенный   уровень   развития   воли   позволяет   личности   подростка выполнять   роль   необходимого   импульса   к   началу   процесса   нравственного самовоспитания. Установлено,   что   нравственно­волевые   качества,   сформированные   в спортивной деятельности подростков, приобретают способность к переносу и самостоятельному проявлению в других видах их жизнедеятельности.  Применяемые методы и формы воспитания. Основной   функцией  методов   формирования   сознания  является усвоение знаний о правилах и нормах поведения. Методы данной группы, применяемые в процессе обучения: Рассказ на этическую тему. Прекрасным   материалом   для   рассказа   на   этическую   тему   являются   легенды   и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума;   они   несут   в   себе   те   ситуации   нравственного   выбора,   которые   должны   быть разрешены детьми с помощью воспитателя. Этическая беседа ­ вопросно­ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может   проводиться   индивидуально,   в   группе,   в   коллективе.   Цель   этической   беседы   ­ углубление,   упрочнение   нравственных   понятий,   обогащение   и   закрепление   знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.  Пример      всегда   был   одним   из   самых   действенных   методов   воспитания.   Как говорил  римский  философ  Сенека, «долог  путь наставлений  ­ короток путь  примера». Психологической основой примера служит подражательность. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее влияние. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый).  Основной функцией  методов формирования положительного опыта поведения  в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся: 1 Упражнение  ­ неоднократное совершение поступков на основе общепринятых норм.   Эффективность   метода   зависит   от   систематичности   выполнения,   самоанализа, поощрения педагогом и общественного одобрения. Приучение  ­  побуждение   к   систематическому   выполнению   определенных действий.   Эффективность   метода   зависит   от   того,   насколько   выполняемое   действие понятно и полезно обучающемуся, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия. Воспитывающие ситуации ­ создание обстановки, системы отношений, которые  вынуждают ребенка или подростка на какой­либо поступок. Педагог постоянно  контролирует, применяет разнообразные  воспитательные средства, выстраивая  взаимодействие  на принципах сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает  индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности  и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные  виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя  некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.  Эффективность процесса нравственно­волевого воспитания личности обусловлена  этапами, каждому из которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, и  достигается путем преодоления основных противоречий между разными по ценностям  мотивами деятельности и проявления волевых усилий для достижения поставленной цели.  (см. Приложение) Основной   функцией  методов   стимулирования   деятельности   в объединении «Айкидо»  является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения. Методы, используемые в стимулирующей деятельности: Соревнование  ­ создание ситуации, в которой обучающийся стремится достичь более   высоких   результатов   по   сравнению   с   другими.   Данный   метод   позволяет   внести эмоциональный настрой в деятельность детей и подростков, увлечь их идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности. Поощрение  ­ положительная оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда.  Порицание  ­   отрицательная   оценка   поведения   и   действий   обучающегося.   В качестве   порицания   выступают   замечание,   выговор,   отстранение   от   участия   в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей.  Основной   акцент   в   воспитательном   процессе   в   объединении «Айкидо»   делается   на   развитии  личности,  которое   происходит   только   в процессе   деятельности   и   общения,  являясь   одновременно   одной   из потребностей.  формирует   мотивы. Системообразующей   деятельностью   в   кружке  являются   традиционные коллективные мероприятия, применяются разнообразные   формы проведения социально­ значимых дел.   Деятельность,   как   ничто, Мероприятия  ­ это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности. Коллективно­ творческие дела ­ общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого­либо коллектива.  1 Игры ­ это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения. Многообразие используемое при организации воспитательного в объединении «Айкидо» позволяет достичь   положительных результатов в воспитании. (Приемы, целеустремленность, решительность. См. В Приложении)   помогающие   развить   смелость,   дисциплинированность,   настойчивость   и самостоятельность,   Критерий   нравственно­волевой   воспитанности  ребенка   определяется следующими показателями: Опыт   нравственно­волевого   поведения   в   спортивной   деятельности (тренировки,   соревнования,   культурно­досуговая   деятельность   спортивного коллектива), Опыт нравственно­волевого поведения вне спортивной деятельности.              В ходе обучения год от года педагог   следит за динамикой развития ребенка и фиксирует полученные результаты, что помогает добиться более высоких результатов в образовательном процессе. Система диагностики воспитательной работы в  объединении построена таким образом, что в изучении состояния коллектива вовлечены все кружковцы и  родители. Систематическая диагностика – это гарантия эффективного  развития коллектива.  Формы и методы контроля К основным формам и методам контроля относятся:  ­ наблюдение (см. Приложение) ­ опрос (см. Приложение) ­ анкетирование (см. Приложение) ­ беседа  ­ тестирование ­ анализ ­ открытые занятия ­ зачеты ­ игра ­ публичные выступления. 1 Формы и методы контроля Наблюдение Устный опрос Анкетирование Анализ Целенаправленн ость,  Системность,   Планирование, Объективность, Фиксация.  Атмосфера  откровенности, Индивидуальные  особенности, Построение  вопросов. Мотивация, Содержание  вопросов. Сопоставление  различных  продуктов  деятельности  воспитанников. Таким образом, применение различных методов и форм контроля позволяет  устранить недостатки, присущие им по отдельности, и обеспечивает  систематическое, полное, точное и оперативное получение информации о  процессе развития нравственно­волевых качеств детей и подростков,  занимающихся в объединении “Айкидо”. ПРИЛОЖЕНИЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ “АЙКИДО ” 1 Духовность  стремление к внутреннему  совершенствованию Нравственность готовность  действовать согласно  своей совести и  свободной воле Волевая зрелость  способность управлять своим  поведением, мобилизовывать все  свои силы на достижение  поставленных целей Воля ­  способность  человека управлять  своим поведением,  мобилизовать свои  силы на преодоление  трудностей, стоящих  на пути к цели. ЛИЧНОСТЬ,  ГАРМОНИЧНО  РАЗВИТАЯ В  НРАВСТВЕННО­ ВОЛЕВОМ И  ФИЗИЧЕСКОМ  АСПЕКТАХ Социальная адаптация активное взаимодействие с  социальной средой ЗОЖ Формирование образа жизни,  способствующего укреплению  здоровья Творческость  реализация собственной  индивидуальности, способность обнаруживать новые  решения проблемы или обнаружение  новых способов выражения,  привнесение в жизнь чего­то нового  для индивида Нравственно­волевые   качества Нравственность ­  совокупность сознания,  навыков и привычек, связанных с  соблюдением этих  норм, правил и  требований. Волевые качества Нравственные качества Базальные  (первичные) Энергичность Терпеливость  Выдержка   Смелость Системные  (вторичные) Храбрость  Настойчивость  Дисциплини­ рованность  Самостоятельность  Целеустремлен­ ность Инициативность  Организованность Мужество  Общие Конкретные Патриотизм Гражданствен­ ность Достоинство Доброта Справедли­ вость Гуманность Совесть Честность Коллективизм Самооблада­ ние Принципиаль­ ность Специфиче ские Трудолюбие Скромность Ответствен­ ность Великоду­ шие Сроки Воспитывающие ситуации Особенности Эта п  Уровень нравст венно­ волевой  зрелости 1 1 Низкий  3 года малой  степени  сложности средней  степени  сложности 2 Средний  3 года одобряющей оценки,  выявление  недостатка, ставшего привычным;  "провоцирование"  честности, смелости,  отсроченной оценки противоречивого  выбора,  авансированного  доверия,  нравственной вины.  Закрепляются  положительные  черты и качества,  умения и навыки,  сформированные на  первом этапе. 3 Высокий  4 года большой  степени  сложности персональной  ответственности,  нравственного  выбора, самооценки Педагог убеждает подростков в  том, что боевые искусства  помогут избавиться от  негативных взглядов, привычек. Индивидуальный подход:  ­ выработка целеустремленности, ­ умение контролировать свои  поступки,  ­ умение проявлять инициативу,  ­ чувство ответственности перед  коллективом, ­ интерес к трудовой и  познавательной деятельности,  ­ налаживание отношений с  педагогами, родителями,  товарищами. ­ вырабатывание навыков  самоконтроля и самовоспитания  в основных видах деятельности  (спортивной, трудовой,  общественной);  ­ умение самостоятельно  принимать решения в  сложившихся ситуациях;  ­ целенаправленная постановка  учеников в ситуации,  помогающие преодолевать  неверие в свои силы, закреплять  нравственно­волевые качества.  Приемы, помогающие развить смелость при выполнении физических упражнений:  Постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть;  Расчленение упражнения на части и выполнение их в облегченных условиях;  Разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении и основного упражнения;  Обеспечение страховки на первых шагах разучивания упражнения;  Приведение   в   пример   обучающихся,   легко   и   непринужденно   справившихся   с упражнением;  Включение “опасных” элементов в эстафеты­соревнования;  Исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни учеников;  Ободрение учеников, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение. Упражнения: Страховки   на   твердом   покрытии,   кувырок   вперед   через   препятствие,   верхняя страховка   с   помощью   партнера,   верхняя   страховка   через   партнера,   верхняя страховка в бросках. 1 Формирование настойчивости и целеустремленности.  Основные пути:  Конкретизация   цели   и   перспектив   деятельности.   На   каждом   занятии   ученики должны упражняться не “вообще”, а овладевать конкретным материалом. Уходя с занятия, они должны осознавать, что чего­то достигли.  Разнообразие   средств,   форм   и   методов   проведения   учебных   занятий.   Через удовлетворение,   получаемое   от   занятий,   формируется   удовлетворенность   всем учебно­воспитательным   процессом,   которая   поддерживает   целеустремленность. (Круговая тренировка, линейная тренировка, эстафета­соревнование и т.д.)  Соблюдение   принципа   доступности.   Для   развития   волевой   сферы   необходимо предъявлять преодолимые трудности, т.е. ставить перед учениками поэтапные цели.  Использования эффекта соперничества. Соревновательный метод. Воспитание дисциплинированности.    Вовлечение   недисциплинированных   учеников   в   различные   виды   общественно­ полезной   деятельности,   придание   порученному   делу   значимости   для   всего коллектива (застилка татами).  Предоставление   недисциплинированным   ученикам   инициативы   в   некоторых общественно­полезных делах.  Укрепление у них веры в свои силы.  Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия (позволять ассистировать в объяснении нового материала). Развитие самостоятельности.  Этапы:  Первый. Проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано педагогом, в т.ч. совместно с обучающимися.  Второй. Не только исполнение, но и самоконтроль.  Третий. Присоединяется возможность самому планировать деятельность.  Творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела. Развитие решительности.   Тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, когда необходимо  принять решение в условиях выбора (например, см. Приемы, помогающие развить смелость).  Создание соревновательной обстановки на занятиях.  Исполнение посильных заданий и оказывание помощи для укрепления уверенности в своих силах. Формы и методы контроля Наблюдение. Этот метод был выбран в объединении как универсальный для  проведения диагностики, в данном случае целью явилось определение уровня развития  основных волевых качеств детей, указанных ниже в таблице. Эти волевые качества,  отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в 1 действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов  деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Общая оценка каждого волевого  качества определяется как среднеарифметическое. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется  сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабопроявляющимся. Так  определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств. Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого  субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более  признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за  субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается  неустойчивым. Наблюдаемые качества Виды деятельности Дисциплинированность Самостоятельность Настойчивость Выдержка Организованность Решительность Инициативность Тренировочная  Трудовая Соревновательная  Общественная  зачётные занятия Формы деятельности 1. тренировочные занятия,   2. 1. субботники,  2. трудовые десанты, 3. уход за местом для занятий 1. соревнования,  2. эстафеты,  3. подвижные игры 1. показательные выступления,  2. культурно­массовые  мероприятия  Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном  виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это  влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности  — что это, скорее всего качество личности. Для уточнения и подтверждения результатов, полученных в ходе наблюдения,  целесообразно дополнить его методом устного опроса.  Данный метод помогает расширить материал, полученный в ходе наблюдения, а именно с его помощью в объединении  решаются задачи выявления мотивации обучающихся к занятиям в кружке, определения  отношения детей к различным видам деятельности (тренировочной, трудовой,  соревновательной, общественной), получения информации об отношении ребенка к  себе,  другим людям, обществу. Устный опрос целесообразно проводить на фоне установившейся доброжелательной, доверительной атмосферы, сложившейся за время к концу занятия,  мероприятия. Анкетирование: метод "Незаконченного предложения", метод “Ранжирования”. Метод анкетирования дает различные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях,   мотивах   деятельности   воспитанников.   Главным   преимуществом   перед другими     методами   является:   скорость   сбора   информации,   возможность   сравнения результатов нескольких исследований. Данные методики проводились среди двух групп младших подростков (11­13 лет) 1 и 2  лет обучения для определения сформированности у них понятий основных нравственно­ 1 волевых качеств. Анализ результатов показал, что у подростков 1 года обучения слабо и  стихийно сформированы основные понятия: 1. патриотизм (защита родины; родина ­ родная страна).   2. волевые и нравственные качества (Дисциплина – это тишина /на занятии/,  послушание. Самостоятельность – всё делать самому. Быть добрым, значит  уступать, отдавать, никого не обижать, быть хорошим. Применять техники  рукопашного боя надо для самообороны.). здоровый образ жизни (Здоровый человек не болеет, занимается спортом). 3. Подростки 2­4 года обучения дали более развернутые ответы: 1. патриотизм (любовь, благодарность, верность к своей родине, уважение к своему  народу, чувство долга перед ней. Родина – страна, где я родился, живу, которую  люблю и дорожу ей.).  2. волевые и нравственные качества (Дисциплина – особые правила, которым надо  следовать, чувство долга. Самостоятельность – ответственность, редко требовать  помощь, всё делать самому. Быть добрым, значит всегда быть готовым прийти на  помощь, быть великодушным, помогать другим быть хорошими. Применять  техники рукопашного боя надо можно только в крайнем случае, это большая  ответственность.). здоровый образ жизни (Здоровый человек не курит, не употребляет алкоголь,  спортивный, ведет здоровый образ жизни). 3. Если на начальном этапе обучения подростки дают шаблонные и поверхностные ответы, что свидетельствует об общем невысоком уровне нравственно­волевых качеств, то  подростки 2­4 года обучения отвечают осмысленно и мотивированно, что говорит о  формировании у них основных нравственно­волевых качеств. Эти выводы подтверждаются  другими методиками. Список литературы. 1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. ­ М.: Сов.  энцикл., 1993. 2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций ­ М.: Просвещение, 1997. 3. Виноградова Н.Д. Морально­волевые качества личности. ­ М., 1997. 4. Донн Ф. Дрэгер. Современные будзюцу и будо. Москва; 1998 5. Ильин Е.П. Психология воли. ­ СПб., 2000. 6. Лубышева Л.И., А. Н. Кондратьев. Здоровьеформирующая технология  физического воспитания младших школьников  на основе  использования  традиционного каратэ. / Физическая культура 2006 №3 7. Нихон Дайто­рю Айки­дзюдзюцу Дайтокан. История развития. Москва. 2005г. 8. Ояма М. Это каратэ. — М.2000 9. Пархомович Г.П.. Основы класического дзюдо Пермь1993 10. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.:  2008,  1 11. Петрыгин С. Б. Педагогические условия формирования нравственно­волевых  качеств личности подростков в процессе занятий восточными ­ Рязань, 2005 12. Путин В.и др. Учимся дзюдо. Москва. 2002г. 13. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. _ М., 1993. 14. Скворцов Г.И. Педагогическая стратегия воспитания спортом / Физическая  культура 2005 №3 15. Черта А. О программе и методах Дайто­рю. Екатеринбург. 2005г. Литература для детского чтения. 1. Бёрджесс Энтони. Заводной апельсин. – М. 1997. 2. Виан Борис. Пена дней. – М. 2001. 3. Гашек Ярослав. Похождения бравого солдата Швейка. – М. 1983. 4. Генри О. Дары волхвов. – М. 1981. 5. Гюго В. Девяносто третий год. – М. 1987. 6. Каверин В. А. Два капитана. – Л. 1979. 7. Книга самурая. – С­Пб. 2001. 8. Лондон Д. Любовь к жизни. – М. 1981. 9. Лондон Д. Сын Волка. – М. 1981. 10. Носов Е. Красное вино победы. – М. 2003. 11. Оруэлл Джордж. Скотный двор. – М. 1987. 12. Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке. – М. 1973. 13. Ремарк Эрих Мария. На Западном фронте без перемен. – М. 1984. 14. Сент­Экзюпери А. Маленький принц. – М. 2007. 15. Сэлинджер Джером. Д. Над пропастью во ржи. – М.1994. 16. Фонвизин Д. И. Недоросль. – М. 1981. 17. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – С­Пб. 2001. 18. Хемингуэй Эрнест. Прощай, оружие. ­ М. 1983. 19. Шварц Е. Дракон. – М. 2003. 20. Шукшин В. Сборник рассказов. – М. 1992. 21. Юкио Мисима. Золотой Храм. – С­Пб. 2005. 1

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»

ВОСПИТАНИЕ В СПОРТЕ   На основе дополнительной образовательной программы объединения «Айкидо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018