Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ре-бенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям.
МОУ Кольцовская
средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением английского языка
адрес: 630559 НСО
р.п.Кольцово пр. Никольский 4117
телефон: 8 903 999 15 30
email: tat75115202@yandex.ru
автор лекции: Сущенко Т.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Воспитать человекаКольцово, 2010 год
Существует наука о воспитании – педагогика,
но воспитывать человека это, скорее, искусство.
И научить этому искусству не могут никакие,
даже самые лучшие учебники.
Может быть, поэтому с таким вниманием
рассматриваем мы опыт людей,
которые были наделены подлинным
талантом воспитателей.
(В.А. Сухомлинский)
Воспитание детей в наше время серьезная проблема. Воспитывать
будущее поколение учат в СМИ и книгах, с экранов телевизоров,
предлагают разные теории воспитания (в том числе Руссо, Корчака и
доктора Спока) – видимо это прогресс…и в то же время непрестанно
растет количество детских домов, все чаще мы слышим о жестоком
обращении с детьми, становится больше тех, кого лишили родительских
прав…парадоксальная ситуация.
Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не
подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но
он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая
представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает
огромное влияние на ребенка начинается процесс воспитания.
Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К
каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в
соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок,
если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина,
не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется
в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим
человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его
поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение
ребенка не может быть чемто иным, как продуктом неправильного
воспитания, а, следовательно это не его вина, и отнестись к этому факту
нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не
всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их
характерологическим особенностям.Что же такое воспитание – это процесс систематического и
целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое
развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и
культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он
неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные
процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания
трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на
эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря
на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В
отличие от образования, где главной целью является развитие
познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им
знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его
отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие
ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для
жизни в обществе.
Одним из условий такого воспитания является создание
благоприятной атмосферы в классе.
Работая в школе:
1) особое внимание, уделяю оформлению кабинета (кабинет
зеркальное отображение моего внутреннего мира). Классная комната всегда
полна растительностью, так как природа воспитывает положительные
чувства: радость, восторг, чувство безопасности, уважение, доверие,
гордость и другие.
2) руководствуюсь принципами:
с самого начала и на протяжении всего учебного процесса
демонстрирую детям полное к ним доверие;
не разговариваю с учеником отстранённо и безразлично, стараюсь
видеть в нём собеседника, а не только ученика;
направляю свою активность на то, чтобы с каждым школьником
возникал психологический контакт. Узнаю интересы ребят,
вникаю в их проблемы;
помогаю учащимся в формулировании целей и задач урока,
стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым
учеником в отдельности;
всегда исхожу из того, что учащиеся хотят учиться;
развиваю в себе способность чувствовать эмоциональный настрой
класса и действую в соответствии с ним;
открыто выражаю в классе свои чувства; помню, что младшему школьнику нужна любовь и забота.
Подросток стремится к равноправию. Юноша ждёт уважения. И
всем без исключения необходима поддержка;
должна хорошо знать себя.
3) применяю различные виды приветствия, лучше всего в игровой
форме. Необходимо помнить, что их применение в различных ситуациях
способствует созданию единого тона, настроя класса на определенный вид
деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического
напряжения,
установление психологически комфортной
атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у
учащихся, создается воспитывающая обучающая среда. Применение
игровых приемов приветствия поможет незаметному вступлению учащихся
в субъектсубъектные отношения друг с другом и с учителем, будет
способствовать развитию памяти,
воображения,
логического мышления, творческих способностей младших школьников.
Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого
человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает
начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло,
которые так нужны для эффективного образовательного процесса.
внимания,
агрессии,
речи,
При проведении игрприветствий важно соблюдать следующие
основные установки:
поделиться друг с другом хорошим настроением;
стремиться быть искренним;
учиться общаться невербальное (например, взглядом, жестами);
быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.
Следующим фактором влияния на воспитание является личностное и
профессиональное самоопределение.
Современное общество ставит перед школой задачи, связанные не
только с трансляцией знаний, но и с формированием у учащихся
готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям постоянно
изменяющегося рынка труда, а также интересам, склонностям и
способностям учащихся.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися
адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой
профессии и собственных возможностях, активного развития их,
формирования потребности и умения включаться в общественный
производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального
будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебновоспитательногопроцесса при обязательном дополнении его информационной и
консультативной работой, практической деятельностью для развития
склонностей и способностей, учащихся к труду.
У школьников младших классов (I—IV) с помощью активных средств
профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам,
факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования
и др.) формирую добросовестное отношение к труду, понимание его роли в
жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развиваю
интерес к трудовой деятельности.
У подростков (V—VII) формирую осознание ими своих интересов,
способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе. При этом будущая профессиональная
деятельность выступает для подростка как способ создания определенного
образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников
VIII—IX классов формирую представления о
профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и
мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно
оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями
избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную
консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию
действий по освоению запасного варианта.
С учащимися X—XI классов осуществляю профориентационную
деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у
них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо
сосредоточить внимание старшеклассников на формировании
профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и
коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами
достижений результатов
в профессиональной деятельности,
самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Большой интерес у учащихся вызывают электронные тесты. Начиная с
4 класса, провожу тестирование на профориентацию, причем учащимся
предлагается ни один тест, а два, для сравнения (тестирование на
профориентацию проходили так же некоторые родители, что в ряде случаев
результировалось последующей сменой профориентации).
Работая с разной возрастной категорией обучающихся, заметила, что
детям и родителям зачастую необходима психологопедагогическая
поддержка.
Маленький человечек получает первые уроки уважения или
неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что внем есть, учится относиться к себе и миру также, как к нему относятся
мама и папа. Каким будет наш человечек во многом это зависит от
родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и
применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком,
воспитания и развития. Психологопедагогическая грамотность родителя
во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности
отношений в семье.
Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с
ребенком может привести к серьезным трудностям детей – они становятся
тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают
конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Кроме того, это
сказывается на обучении, поведении ребенка в школе, на его
взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
Повышение
родительской компетентности должно рассматриваться в качестве
первоочередной задачи, решение которой позволит уменьшить число
проблем в обучении, поведении, общении детей и подростков.
Рассмотрение данной проблемы предполагает комплексный подход
различных современных образовательных и социальных технологий, в том
числе Интернет–решений (применяю 3 года). Обращение к Интернет
возможностям психологопедагогической поддержки возникает не
случайно, они позволяют решить несколько важных проблем:
не всегда родители готовы обратиться лично к психологу;
порой родители не знают, куда обратиться;
появляющиеся у родителей вопросы зачастую сходны,
и
целесообразнее выставлять готовые ответы в открытый доступ, что
облегчит работу психолога и ускорит процедуру поиска решения
психологопедагогической задачи.
Зачастую родители не могут найти время для личного посещения
психолога, но при этом готовы общаться посредством Интернет
технологий, позволяющих создать постоянно действующую площадку с
открытым доступом для родителей, позволяет психологу оказывать услуги
в виртуальном режиме, а родителям обращаться за поддержкой в любое
свободное и рабочее время. Создание системы Интернетподдержки
родителей, с одной стороны, расширяет спектр оказываемых услуг для
родителей, а с другой стороны, дает возможность активно формироваться
родительскому сообществу.
Использование новых форм поддержки родителей не снимает
важность и значимость работы с родителями в реальном режиме, вместе стем в числе преимуществ Интернет–технологий в организации поддержки
родителей можно отметить:
анонимность и безопасность поддержки;
открытость границ и доступность, возможность получить поддержку
из любого уголка земного шара;
возможность получить поддержку, не выходя из дома;
оперативность реагирования;
широкий доступ к ресурсам, возможность получения доступа ко
многим ресурсам, из которых можно выбрать необходимые;
многовариантность поддержки, можно получить разнообразную
помощь по одному и тому же вопросу из разных источников;
возможность получить ресурсы,
не вступая в активную
коммуникацию, что является явным преимуществом для людей с
трудностями общения и взаимодействия.
На основании обозначенных выше преимуществ, считаю верным
утверждение «Компетентный родитель – счастливый ребенок».
Работая с первым классом большую поддержку, оказывает педагог
психолог МОУ Кольцовской СОШ № 5 с углубленным изучением
английского языка Языкова Нина Николаевна. В I четверти были проведены
три мониторинга (Каких мониторинга, про что? Что позволили выявить?
Чем помогли педагогу и родителям?).
При составлении содержания образовательного процесса уделяю
внимание направлениям воспитания с использованием современных
интересов обучающихся.
Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее
достижения проявляется как повышение степени индивидуальной
активности обучающихся.
Направление воспитания определяется
единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное,
идейно политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие
направления воспитания.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных
способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем
детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей
память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы
вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального
развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в
результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас
ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным
являются игрызанятия. Полезны игры, в которых используютсяодинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а
также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в
быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:
развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного,
воспитательного и образовательного процессов;
формирование культуры учебного и трудового процессов;
развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного
запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;
стимулирование интереса к работе с книгой.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством
обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со
старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям,
исследованиям и экспериментам.
Кроме выше перечисленных занятий провожу дополнительные
занятия, как в кабинете, так и на свежем воздухе это детская риторика,
конструирование и информатика.
Идейнополитическое воспитание, предполагающее формирование у
ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье,
своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его
идейное воспитание – это, прежде всего, передача личного отношения
взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за
ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее
своего Отечества и народа. Также в задачи этого направления входит
осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему
Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать
ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или
экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином
мира.
Данные занятия проводятся с использованием интерактивной доски,
учащимся предлагаются презентации с практическими заданиями
разработанные мною. Например, «Великая Отечественная война»,
«Животные в военных действиях» прошлое и настоящее.
Нравственное становление человека также является одним из
направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного
воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к
обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного
воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и
честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с
требовательностью к ним. Особое значение имеет формированиедисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного
формирования ребенка – общение с взрослыми, и чем богаче общение, тем
активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем
шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо
проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и
практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает
в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также
формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.
Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития
личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются:
развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к
любому труду, накопление профессионального опыта как условия
выполнения важнейшей обязанности человека. В раннем возрасте трудовая
деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения,
содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение.
Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание
необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового
воспитания используются различные приемы и методы:
организация труда в кружках по интересам
различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества
творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества
временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в
учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно
полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой
деятельности и т.д.
Большую роль в трудовом воспитании уделяю проектом. Учащимся (и
родителям) предлагается оформить свою трудовую деятельность.
Получаются удивительные и очень интересные проекты.
Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько
правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет
зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует
росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его
нравственноволевые качества, является средством гармонического
развития.
Основными целями физического воспитания являются
правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и
вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание
силы воли и характера, повышающих работоспособность человека.
Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильныйрежим дня, рациональное питание, привитие культурногигиенических
навыков, занятия физкультурой и спортом.
Эстетическое
воспитание имеет целью развитие творческих
способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве,
обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его
замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь
воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а
также развить способности, приобщить ребенка к художественному
творчеству. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса
ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и
являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное
значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное
оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях,
художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В
эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви
к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться
красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться с всякими
проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.
Так произошло, что мы живем в прекрасном месте, рядом с природой.
И на прогулках я учу детей видеть эту красоту, через краски и
исследования. Приходя с прогулок, учащиеся с радостью свои чувства
рисуют, сочиняют стихотворения. Это все я отправляю на различные
конкурсы через Интернет.
Мною разработан проект «Музыка нас связала».
Создан так же ряд презентаций на тему:
«Блюз»;
«Рок музыка»;
«Русская народная музыка»;
«Хипхоп» и другие.
На этих занятиях раскрываются исторические моменты данного стиля
музыки, музыкальные инструменты, исполнители, сравнение жанров с
другими народами, а особенностью являются практические задания.
Например, сделать музыкальный инструмент, исполнить песню, нарисовать
свои чувства и другие.
В связи с усилением природоохранительной деятельности, с
необходимостью рационального использования природных богатств
становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как
экологическая
Экологическое воспитание призвано
формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также
воспитанность.бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на
понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и
того, что каждый человек должен принять посильное участие в
предотвращении экологических катастроф. Занятия по экологическому
воспитанию провожу на природе, после выполняем стен газеты, а учащиеся,
владеющие знаниями компьютера, выполняют электронную версию.
В своей деятельности использую комбинацию различных методов
обучения:
объяснительноиллюстративный метод
(информационно
рецептивный);
репродуктивный метод;
проблемный метод (проблемное изложение);
частичнопоисковый метод, или эвристический метод;
исследовательский метод.
Все 8 лет своей работы использую различные формы обучения (см.
рис. 1).
Рис. 1 Формы обучения Формы использования ЦОР
внимание
Особое
системному использованию
информационнокоммуникационных технологий (использую 6 лет) на
каждом уроке и внеклассном занятии, и когда стали, говорить о стандарте
второго поколения, я сказала себе: «Да это моё!». Конечно, чтобы
уделяюпостроить образовательный процесс, нужен не один час напряженной
творческой работы, но результат оправдывает средства!
Прекрасна пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы,
попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного,
искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах
деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач,
провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её
реализация диктует необходимость развития познавательных интересов,
способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс
творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
В школе невозможно провести урок без привлечения средств
наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как
лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими
способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию
обучения активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на всех уроках позволили в полной мере
реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций.
Принцип доверительности.
Принцип обратной связи.
Принцип занятия исследовательской позиции.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки и внеклассные
занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация,
музыка):
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуальный подход к ученику, применение разноуровневых
заданий).Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
возраст
Младший
школьный
характеризуется
психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной
(визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости
познавательных способностей,
особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных
технологий является то, что центром деятельности становится ученик,
который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов,
выстраивает процесс познания. Часто выступаю в роли помощника,
консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего
активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ позволяет:
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее
наглядным;
сократить время контроля и проверки знаний учащихся;
привить учащимся навыки контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по
форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и
фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и
Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по
определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать
как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные
программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют
позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый
способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп
обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:
метод анализа;
метод сравнения;
метод обобщения;
метод классификации;
формулировка понятий;
внутренний план действий.При подготовке к занятиям использую электронные ресурсы учебного
назначения:
мультимедийные курсы;
презентации к урокам;
логические игры;
тестовые оболочки;
ресурсы Интернет;
электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое
внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя
физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование
элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ
позволяет расширить рамки учебника.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной
деятельностью, с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех
отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются
презентации, отражают один из главных принципов создания современного
урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря
презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью
на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На протяжении 8 лет моей педагогической деятельности случаев
асоциального поведения у учащихся не было. Считаю, что главная задача
профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного»
ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных
воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых
ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Необходимо помнить правило «Трёх «П» Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» структура классных часов, бесед; наблюдение,
анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.«Принять!» выстраивание индивидуальной воспитательной
стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е.
правильно выстроить взаимоотношения учительученик, родительученик,
ученикученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному»
ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.
«Помочь!» применение воспитательных воздействий к «трудному»
ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).
Широко и системно использую различные диагностики. Особое
внимание уделяю диагностики родителям будущих первоклассников и
самим первоклассникам. Диагностика проводится в виде тестов и на
тренажере (использование ИКТ). Например, тест Керна – Ирасека.
Инструкция по проведению психофизиологического исследования
функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.
Микроисследование «Атмосфера в классе» провожу 1 раз в четверть. При
закреплении тем: «Правила дорожного движения», использую электронные
тесты (тренажеры).
P.S.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток
времени, существующей общественной формации, социальных отношений и
многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал
человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению.
Главным для каждой воспитательной системы является ориентация
на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него
обществе.
Мой девиз: «Уча других учусь сама», а стиль – «Удивляй, Исследуй
и Твори!»