Воспитать человека

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ре-бенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям.
Иконка файла материала Существует наука о воспитании.doc
МОУ Кольцовская  средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением английского языка                                                                  адрес: 630559 НСО р.п.Кольцово пр. Никольский 4­117    телефон: 8 903 999 15 30 e­mail:  tat75115202@yandex.ru автор лекции:  Сущенко Т.В. учитель начальных классов  первой квалификационной  категории Воспитать человекаКольцово, 2010 год Существует наука о воспитании – педагогика,  но воспитывать человека ­ это, скорее, искусство.  И научить этому искусству не могут никакие,  даже самые лучшие учебники.  Может быть, поэтому с таким вниманием  рассматриваем мы опыт людей,  которые были наделены подлинным  талантом воспитателей. (В.А. Сухомлинский)  Воспитание детей в наше время ­ серьезная проблема. Воспитывать будущее   поколение   учат   в   СМИ   и   книгах,   с   экранов   телевизоров, предлагают   разные   теории   воспитания   (в   том   числе   Руссо,   Корчака   и доктора   Спока)   –   видимо   это   прогресс…и   в   то   же   время   непрестанно растет   количество   детских   домов,   все   чаще   мы   слышим   о   жестоком обращении   с   детьми,   становится   больше   тех,   кого   лишили   родительских прав…парадоксальная ситуация. Только   что   появившийся   на   свет   малыш   еще   ничего   даже   не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он   с   первой   же   минуты   жизни   включается   в   социальную   среду,   которая представлена   его   ближайшим   окружением.  Вот   это   окружение   оказывает огромное влияние на ребенка ­ начинается процесс воспитания. Процесс   воспитания   детей   должен   быть   дифференцированным.   К каждому   ребенку   следует   подбирать   индивидуальный   подход   в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков   общепринятым   нормам   поведения.   Неправильное   поведение ребенка   не   может   быть   чем­то   иным,   как   продуктом   неправильного воспитания, а, следовательно ­ это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда   готовы   понять   это   и   нередко   проявляют   нетерпимость   к   их характерологическим особенностям.Что   же   такое   воспитание   –   это   процесс   систематического   и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие   в   целях   подготовки   его   к   производственной,   общественной   и культурной   деятельности.   Но   воспитание   не   отдельный   процесс,   он неразрывно   связан   с   обучением   и   образованием,   поскольку   названные процессы направлены  на человека  как целое. В направлениях воспитания трудно   выделить   отдельные   составляющие,   оказывающие   влияние   на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на   это,   в   процессах   воспитания   и   образования   существуют   различия.   В отличие   от   образования,   где   главной   целью   является   развитие познавательных   процессов   индивида,   его   способностей,   приобретения   им знаний, воспитание  ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.  Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка   как   личности   с   теми   качествами,   которые   необходимы   ей   для жизни в обществе.  Одним   из   условий   такого   воспитания   является   создание благоприятной атмосферы в классе.  Работая в школе:  1)   особое   внимание,   уделяю   оформлению   кабинета   (кабинет   ­ зеркальное отображение моего внутреннего мира). Классная комната всегда полна   растительностью,   так   как   природа   воспитывает   положительные чувства:   радость,   восторг,   чувство   безопасности,   уважение,   доверие, гордость и другие.  2) руководствуюсь принципами:  с   самого   начала   и   на   протяжении   всего   учебного   процесса демонстрирую детям полное к ним доверие;  не разговариваю с учеником отстранённо и безразлично, стараюсь видеть в нём собеседника, а не только ученика;  направляю свою активность  на то, чтобы с каждым школьником возникал   психологический   контакт.   Узнаю   интересы   ребят, вникаю в их проблемы;  помогаю   учащимся   в   формулировании   целей   и   задач   урока, стоящих   как   перед   классом   в   целом,   так   и   перед   каждым учеником в отдельности;  всегда исхожу из того, что учащиеся хотят учиться;  развиваю в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и действую в соответствии с ним;  открыто выражаю в классе свои чувства; помню,   что   младшему   школьнику   нужна   любовь   и   забота. Подросток  стремится к равноправию. Юноша ждёт уважения. И всем без исключения необходима поддержка;  должна хорошо знать себя. 3) применяю различные виды приветствия, лучше всего ­ в игровой форме.  Необходимо   помнить,  что  их  применение   в  различных   ситуациях способствует созданию единого тона, настроя класса на определенный вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения,   установление   психологически   комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у учащихся,   создается   воспитывающая   обучающая   среда.   Применение игровых приемов приветствия поможет незаметному вступлению учащихся в   субъект­субъектные   отношения   друг   с   другом   и   с   учителем,   будет способствовать   развитию   памяти,   воображения, логического   мышления,   творческих   способностей   младших   школьников. Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса.    внимания,   агрессии,   речи, При   проведении   игр­приветствий   важно   соблюдать   следующие основные установки:   поделиться друг с другом хорошим настроением;   стремиться быть искренним;   учиться общаться невербальное (например, взглядом, жестами);   быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.  Следующим фактором влияния на воспитание является личностное и профессиональное самоопределение.  Современное   общество   ставит   перед   школой   задачи,   связанные   не только   с   трансляцией   знаний,   но   и   с   формированием   у   учащихся    готовности   к   выбору   профессии,   отвечающей   потребностям   постоянно изменяющегося   рынка   труда,   а   также   интересам,   склонностям   и способностям учащихся. Особо   значимой   является   проблема   приобретения   учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии   и   собственных   возможностях,   активного   развития   их, формирования   потребности   и   умения   включаться   в   общественный производительный   труд   и   социальные   отношения   трудового   коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно­воспитательногопроцесса   при   обязательном   дополнении   его   информационной   и консультативной   работой,   практической   деятельностью   для   развития склонностей и способностей, учащихся к труду. У школьников младших классов (I—IV) с помощью активных средств профориентационной   деятельности   (деловые   игры,   группы   по   интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.)  формирую добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни   человека   и   общества,   установку   на   выбор   профессии,   развиваю интерес к трудовой деятельности. У подростков  (V—VII)  формирую   осознание   ими   своих   интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего   места   в   обществе.   При   этом   будущая   профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. У школьников  VIII—IX  классов   формирую   представления   о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства,   правилах   выбора   профессии,   а   также   умения   адекватно оценивать   свои   личностные   возможности   в   соответствии   с   требованиями избираемой   профессии.   Следует   оказывать   учащимся   индивидуальную консультационную   помощь   в   выборе   профессии,   определять   стратегию действий по освоению запасного варианта. С учащимися  X—XI  классов   осуществляю   профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них   проявляются   устойчивый   интерес   и   способности.   Необходимо сосредоточить   внимание   старшеклассников   на   формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции   профессиональных   планов;   знакомить   учащихся   со   способами достижений   результатов   в   профессиональной   деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней. Большой интерес у учащихся вызывают электронные тесты. Начиная с 4   класса,   провожу   тестирование   на   профориентацию,   причем   учащимся предлагается   ни   один   тест,   а   два,   для   сравнения   (тестирование   на профориентацию проходили так же некоторые родители, что в ряде случаев результировалось последующей сменой профориентации). Работая с разной возрастной категорией обучающихся, заметила, что детям   и   родителям   зачастую   необходима   психолого­педагогическая поддержка.  Маленький   человечек   получает   первые   уроки   уважения   или неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что внем есть, учится относиться к себе и миру также, как к нему относятся мама   и   папа.   Каким   будет   наш   человечек   ­   во   многом   это   зависит   от родительской   компетентности,   от   того   насколько   мама   и   папа   знают   и применяют   технологии   эффективного   взаимодействия   с   ребенком, воспитания   и   развития.   Психолого­педагогическая   грамотность   родителя во   многом   выступает   залогом   успешности   ребенка   и   гармоничности отношений в семье.  Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с ребенком может привести к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными,   агрессивными,   перестают   слушаться   родителей,   начинают конфликтовать   с   ними,   а   порой   даже   уходят   из   дома.   Кроме   того,   это сказывается   на   обучении,   поведении   ребенка   в   школе,   на   его взаимоотношениях   со   сверстниками   и   педагогами.   Повышение родительской   компетентности   должно   рассматриваться   в   качестве первоочередной   задачи,   решение   которой   позволит   уменьшить   число проблем в обучении, поведении, общении детей и подростков.  Рассмотрение   данной   проблемы   предполагает   комплексный   подход различных современных образовательных и социальных технологий, в том числе   Интернет–решений   (применяю   3   года).  Обращение   к   Интернет­ возможностям   психолого­педагогической   поддержки   возникает   не случайно, они позволяют решить несколько важных проблем:   не всегда родители готовы обратиться лично к психологу;  порой родители не знают, куда обратиться;  появляющиеся   у   родителей   вопросы   зачастую   сходны,   и целесообразнее  выставлять  готовые ответы в открытый  доступ, что облегчит   работу   психолога   и   ускорит   процедуру   поиска   решения психолого­педагогической задачи.  Зачастую   родители   не   могут   найти   время   для   личного   посещения психолога,   но   при   этом   готовы   общаться   посредством   Интернет­ технологий,   позволяющих   создать   постоянно   действующую   площадку   с открытым доступом для родителей, позволяет психологу оказывать услуги в  виртуальном   режиме,  а  родителям   обращаться   за   поддержкой   в  любое свободное   и   рабочее   время.   Создание   системы   Интернет­поддержки родителей,   с   одной   стороны,   расширяет   спектр   оказываемых   услуг   для родителей, а с другой стороны, дает возможность активно формироваться родительскому сообществу.  Использование   новых   форм   поддержки   родителей   не   снимает важность и значимость работы с родителями в реальном режиме, вместе стем в числе преимуществ Интернет–технологий в организации поддержки родителей можно отметить:   анонимность и безопасность поддержки;   открытость границ и доступность, возможность получить поддержку из любого уголка земного шара;   возможность получить поддержку, не выходя из дома;   оперативность реагирования;   широкий   доступ   к   ресурсам,   возможность   получения   доступа   ко многим ресурсам, из которых можно выбрать необходимые;   многовариантность   поддержки,   можно   получить   разнообразную помощь по одному и тому же вопросу из разных источников;   возможность   получить   ресурсы,   не   вступая   в   активную коммуникацию,   что   является   явным   преимуществом   для   людей   с трудностями общения и взаимодействия.  На   основании   обозначенных   выше   преимуществ,   считаю   верным утверждение ­ «Компетентный родитель – счастливый ребенок».  Работая с первым классом большую поддержку, оказывает педагог­ психолог   МОУ   Кольцовской   СОШ   №   5   с   углубленным   изучением английского языка Языкова Нина Николаевна. В I четверти были проведены три мониторинга  (Каких мониторинга, про что? Что позволили  выявить? Чем помогли педагогу и родителям?).  При   составлении   содержания   образовательного   процесса   уделяю внимание   направлениям   воспитания   с   использованием   современных интересов обучающихся. Успех   воспитательного   процесса   как   единства   цели   и   средств   ее достижения   проявляется   как   повышение   степени   индивидуальной активности   обучающихся.   Направление   воспитания   определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно   ­   политическое,   нравственное,   трудовое,   эстетическое   и   другие направления воспитания.  Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса  к познанию себя и окружающего  мира. В раннем детстве   умственное   воспитание   тесно   связано   с   физическим.   У   детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития   ребенка  –  общение   с  взрослыми   и  детьми   старшего   возраста,   в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка.   Для   умственного   развития   дошкольника   чрезвычайно   важным являются   игры­занятия.   Полезны   игры,   в   которых   используютсяодинаковые   по   форме,   но   различные   по   величине   и   цвету,   предметы,   а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:   развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;   формирование культуры учебного и трудового процессов;   развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;   стимулирование интереса к работе с книгой.  Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения   и   образования,   различных   олимпиад   и   викторин,   бесед   со старшими   о   науке   и   ее   деятелях,   приобщения   к   творческим   занятиям, исследованиям и экспериментам.  Кроме   выше   перечисленных   занятий   провожу   дополнительные занятия, как в кабинете, так и на свежем воздухе ­ это детская риторика, конструирование и информатика. Идейно­политическое  воспитание,  предполагающее   формирование   у ребенка   основ   гражданственности,   ответственного   отношения   к   семье, своему   народу   и   Отечеству.   Формирование   убеждений   у   ребенка,   его идейное   воспитание   –   это,   прежде   всего,   передача   личного   отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего   Отечества   и   народа.   Также   в   задачи   этого   направления   входит осмысление   детьми   причастности   к   прошлому,   настоящему   и   будущему Родины.   Одновременно   гражданин   своего   Отечества   может   чувствовать ответственность   за судьбу всей  планеты, которой  угрожают   военные  или экологические   катастрофы   и,   таким   образом,   становиться   гражданином мира.  Данные занятия проводятся с использованием интерактивной доски, учащимся   предлагаются   презентации   с   практическими   заданиями разработанные   мною.   Например,   «Великая   Отечественная   война», «Животные в военных действиях» ­ прошлое и настоящее.  Нравственное  становление   человека   также   является   одним   из направлений   воспитательной   деятельности.   Сущность   нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу,   другим   людям,   самому   себе.   В   содержание   нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью   к   ним.   Особое   значение   имеет   формированиедисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение с взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее   эмоциональное   восприятие   ребенком   окружающего   мира,   тем шире   возможности   нравственного   воспитания.   Также   необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.  Важнейшей   предпосылкой   всестороннего   гармонического   развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие   добросовестного,   ответственного   и   творческого   отношения   к любому   труду,   накопление   профессионального   опыта   как   условия выполнения важнейшей обязанности человека. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие   элементы   игры   и   доставляющие   эстетическое   наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости   труда,   его   пользы.   Для   реализации   задач   трудового воспитания используются различные приемы и методы:   организация труда в кружках по интересам   различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества   творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества   временные   и   постоянные   домашние   обязанности,   дежурство   в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно­ полезном   труде,   обучение   технологиям   и   приемам   трудовой деятельности и т.д.  Большую роль в трудовом воспитании уделяю проектом. Учащимся (и родителям)   предлагается   оформить   свою   трудовую   деятельность. Получаются удивительные и очень интересные проекты. Фундамент   здоровья   закладывается   в   детстве.   От   того,   насколько правильно   будет   организовано  физическое  воспитание,   во   многом   будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту   трудовых   возможностей   воспитуемого,   совершенствует   его нравственно­волевые   качества,   является   средством   гармонического развития.   Основными   целями   физического   воспитания   являются правильное   физическое   развитие,   тренировка   двигательных   навыков   и вестибулярного   аппарата,   различные   процедуры   закаливания,   воспитание силы   воли   и   характера,   повышающих   работоспособность   человека. Комплекс   средств   физического   воспитания   включает   в   себя   правильныйрежим   дня,   рациональное   питание,   привитие   культурно­гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.  Эстетическое  воспитание   имеет   целью   развитие   творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать   красивое   в   природе,   общественной   жизни,   искусстве,   помочь воспитаннику выработать  правильные  эстетические суждения и оценки, а также   развить   способности,   приобщить   ребенка   к   художественному творчеству.   Особенно   большая   роль   в   воспитании   эстетического   вкуса ребенка   отводится   его   первым   игрушкам.   Они   учат   познавать   жизнь   и являются   источником   первых   эстетических   впечатлений.   Воспитательное значение   имеют   эстетическая   организация   труда,   привлекательное оформление   комнат,   классов   и   аудиторий   в   учебных   заведениях, художественный  вкус, проявляющийся  в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться с всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.  Так произошло, что мы живем в прекрасном месте, рядом с природой. И   на   прогулках   я   учу   детей   видеть   эту   красоту,   через   краски   и исследования.   Приходя   с   прогулок,   учащиеся   с   радостью   свои   чувства рисуют,   сочиняют   стихотворения.   Это   все   я   отправляю   на   различные конкурсы через Интернет.  Мною разработан проект «Музыка нас связала».  Создан так же ряд презентаций на тему:  «Блюз»;  «Рок музыка»;  «Русская народная музыка»;  «Хип­хоп» и другие. На этих занятиях раскрываются исторические моменты данного стиля музыки,   музыкальные   инструменты,   исполнители,   сравнение   жанров   с другими   народами,   а   особенностью   являются   практические   задания. Например, сделать музыкальный инструмент, исполнить песню, нарисовать свои чувства и другие. В   связи   с   усилением   природоохранительной   деятельности,   с необходимостью   рационального   использования   природных   богатств становится   актуальной   такая   грань   личностного   развития   ребенка,   как экологическая    Экологическое   воспитание   призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также воспитанность.бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании   непреходящей   ценности   природы   и   всего   живого   на   Земле,   и того,   что   каждый   человек   должен   принять   посильное   участие   в предотвращении   экологических   катастроф.   Занятия   по   экологическому воспитанию провожу на природе, после выполняем стен газеты, а учащиеся, владеющие знаниями компьютера, выполняют электронную версию.   В   своей   деятельности   использую   комбинацию   различных   методов обучения:  объяснительно­иллюстративный   метод   (информационно­ рецептивный);  репродуктивный метод;  проблемный метод (проблемное изложение);  частично­поисковый метод, или эвристический метод;  исследовательский метод. Все 8 лет своей работы   использую различные формы обучения (см. рис. 1).  Рис. 1 Формы обучения ­ Формы использования ЦОР   внимание Особое системному   использованию информационно­коммуникационных   технологий   (использую   6   лет)   на каждом уроке и внеклассном занятии, и когда стали, говорить о стандарте второго   поколения,   я   сказала   себе:   «Да   это   моё!».   Конечно,   чтобы   уделяюпостроить   образовательный   процесс,   нужен   не   один   час   напряженной творческой работы, но результат оправдывает средства! Прекрасна пора  детства! Ребёнок, впервые  переступил  порог  школы, попадает   в   мир   знаний,  где   ему   предстоит   открывать   много   неизвестного, искать   оригинальные,   нестандартные   решения   в   различных   видах деятельности.  Формирование   творческой   личности,  одна   из   главных   задач, провозглашенных   в   концепции   модернизации   российского   образования.   Её реализация   диктует   необходимость   развития   познавательных   интересов, способностей и возможностей ребёнка.  Наиболее   эффективными   средствами   включения   ребёнка   в   процесс творчества на уроке являются:   игровая деятельность;   создание положительных эмоциональных ситуаций;   работа в парах;   проблемное обучение.  В   школе   невозможно   провести   урок   без   привлечения   средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.  Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных   потоках   окружающего   мира,   овладеть   практическими способами   работы   с   информацией,   развивать   умения,   позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение   ИКТ   на   уроках   усиливает:   ­   положительную   мотивацию обучения ­ активизирует познавательную деятельность обучающихся.  Использование   ИКТ   на   всех   уроках   позволили   в   полной   мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:  Принцип равенства позиций.  Принцип доверительности.  Принцип обратной связи.   Принцип занятия исследовательской позиции.  Использование   ИКТ   позволяет   проводить   уроки   и   внеклассные занятия   на   высоком   эстетическом   и   эмоциональном   уровне   (анимация, музыка):  обеспечивает наглядность;   привлекает большое количество дидактического материала;   повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;   обеспечивает   высокую   степень   дифференциации   обучения (индивидуальный   подход   к   ученику,   применение   разноуровневых заданий).Применение ИКТ:   расширяет возможность самостоятельной деятельности;   формирует навык исследовательской деятельности;   обеспечивает   доступ   к   различным   справочным   системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;   способствует повышению качества образования.    возраст     Младший школьный характеризуется психофизиологическими   возрастными   особенностями,   индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных   способностей,   особенностями   учебной   мотивации. Особенностью   учебного   процесса   с   применением   информационных технологий   является   то,   что   центром   деятельности   становится   ученик, который   исходя   из   своих   индивидуальных   способностей   и   интересов, выстраивает   процесс   познания.   Часто   выступаю   в   роли   помощника, консультанта,   поощряющего   оригинальные   находки,   стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.  Применение на уроках ИКТ позволяет:   сделать   урок   эмоционально   насыщенным   и   полноценным,   наиболее наглядным;   сократить время контроля и проверки знаний учащихся;   привить учащимся навыки контроля и самоконтроля.  Дидактический   материал   ИКТ   разнообразный   по   содержанию   и   по форме.   Самыми   часто   применяемыми   являются:   понятийный   аппарат   и фотографии   (репродукции)   электронной   энциклопедии   «Кирилл   и Мефодий»,   видеоролики,   клипы   песен,   мелодии,   презентации   по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.  Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы,   модели,   игры.   Такие   эффективные   разработки   формируют позитивное   отношение   учащихся   к   учению,   предполагают   ненавязчивый способ   оказания   помощи,   возможность   выбрать   индивидуальный   темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:  метод анализа;   метод сравнения;   метод обобщения;   метод классификации;   формулировка понятий;   внутренний план действий.При подготовке к занятиям использую электронные ресурсы учебного назначения:   мультимедийные курсы;   презентации к урокам;   логические игры;   тестовые оболочки;   ресурсы Интернет;   электронные энциклопедии.  При   разработке   урока   с   использованием   ИКТ   уделяется   особое внимание   на   здоровье   обучающихся.   Поурочный   план   включает   в   себя физические   и   динамические   паузы,   зарядку   для   глаз,   использование элементов   здоровьесберегающих   технологий.   Использование   ИКТ позволяет расширить рамки учебника.  Таким   образом,   труд,   затраченный   на   управление   познавательной деятельностью,   с   помощью   средств   ИКТ,   оправдывает   себя   во   всех отношениях:   повышает качество знаний   продвигает ребенка в общем развитии   помогает преодолеть трудности   вносит радость в жизнь ребенка   позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития   создает   благоприятные   условия   для   лучшего   взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.  Кроме   того,   фрагменты   уроков,   на   которых   используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока   –   принцип   фасциации   (принцип   привлекательности).   Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.  На   протяжении   8   лет   моей   педагогической   деятельности   случаев асоциального поведения у учащихся не было. Считаю, что главная задача профилактической   работы   –   найти   «ключик»   к   пониманию   «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных   мер,   способствовать   созданию   условий,   при   которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. Необходимо помнить правило «Трёх «П» ­ Понять! Принять! Помочь! «Понять!»   ­   структура   классных   часов,   бесед;   наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.«Принять!»   ­   выстраивание   индивидуальной   воспитательной стратегии   «Что   делать?»;   определение   тактики   «Как   делать?»,   т.е. правильно   выстроить   взаимоотношения   учитель­ученик,   родитель­ученик, ученик­ученик;   рефлексия   взрослыми   своего   отношения   к   «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.  «Помочь!» ­ применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).  Широко   и   системно   использую   различные   диагностики.   Особое внимание   уделяю   диагностики   родителям   будущих   первоклассников   и самим   первоклассникам.   Диагностика   проводится   в   виде   тестов   и   на тренажере   (использование   ИКТ).   Например,   тест   Керна   –   Ирасека. Инструкция   по   проведению   психофизиологического   исследования функциональной   готовности   ребенка   к   поступлению   в   школу. Микроисследование   «Атмосфера   в   классе»   провожу   1   раз   в   четверть.  При закреплении тем: «Правила дорожного движения», использую электронные тесты (тренажеры). P.S.  В   целом   каждая   воспитательная   система   несет   на   себе   отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого   другого.   В   целях   и   задачах   воспитания   просматривается   идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению.   Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.  Мой девиз: «Уча других ­ учусь сама», а стиль – «Удивляй, Исследуй и Твори!»