Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МОУ Рудногорская СОШ»»
Программа воспитательной работы
Ступень обучения (класс) начальное общее , 1 - 4 класс
Срок реализации - 4 года; на период с 2015 по 2020 год
Классный руководитель: Максимова Р.Е.
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа воспитательной деятельности в начальной школе "Солнечный круг" |
Основание для разработки программы |
Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы |
Заказчик |
Администрация МБОУ ЦО №9 |
Разработчик программы |
Ботова О.С., учитель начальных классов |
Цели программы |
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. |
Задачи программы |
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; для поддержания стабильного здоровья обучающихся. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. Развивать умение общаться и сотрудничать. Развивать эмоциональную и волевую сферы. |
Сроки реализации |
2017 – 2021 гг. |
Основные направления воспитательной системы |
Интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности, воспитание семейных ценностей, экологическое воспитание, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуроведческое и эстетическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности, формирование коммуникативной культуры. |
Участники реализации |
Учащиеся 1 - 4 классов |
Контингент |
Младшие школьники 6-10 лет |
Дополнительные сведения |
Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы. |
Ожидаемые результаты |
Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. |
Организация контроля за ходом исполнения |
Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Солнечный круг». Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
Постановка проблемы и актуальность программы
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.
3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.
4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.
Цель данной программы - создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности.
Задачи:
- Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
- Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
- Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
- Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения.
- Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
- Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
1 класс Ø успешная адаптация к школьной жизни; Ø эмоциональная устойчивость обучающихся; Ø создание предпосылок для формирования классного коллектива; Ø активное участие родителей в жизни класса, школы. |
2 класс Ø устойчивые положительные результаты обучения; Ø активное участие детей в жизни класса, школы; Ø негативное отношение к вредным привычкам; Ø создание органов классного самоуправления. |
3 класс Ø проявление интеллектуальных способностей; Ø знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города; Ø умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; Ø ощущение ответственности за совершаемые поступки.
|
4 класс Ø овладение методами самовоспитания, самоконтроля; Ø проявление самостоятельной творческой активности; Ø умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; Ø обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; Ø мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. |
Формы и методы работы
Ø Классные часы
Ø Беседы
Ø Игровые тренинги
Ø Праздники
Ø КТД
Ø Игровые и конкурсные программы
Ø Викторины, познавательные игры
Ø Поощрение
Ø Убеждение (самоубеждение)
Ø Внушение (самовнушение)
Ø Метод самореализации
Ø Требование
Ø Метод воспитывающих ситуаций
Ø Метод соревнования
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
ü педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
ü тестирование;
ü микроисследования.
Программа реализации концепции воспитательной деятельности.
Направление |
Цель |
Пути реализации |
Предполагаемый результат |
Интеллектуальное воспитание |
1.
Развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся 3. Развивать индивидуальные, особенности учащихся |
-внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; -интеллектуальные марафоны; -конкурсы научно-исследовательских работ; -предметные олимпиады. -
индивидуальные занятия с детьми |
Развитие способностей личности ученика; самостоятельное мышление;
|
Гражданско-патриотическое |
1.Прививать
чувства справедливости, любви к семье, школе, городу, краю, Родине. 4.Формировать.
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей. |
-
День защитников Отечества, -Неделя пожилого человека, -тематические классные часы по нравственной тематике; -читательские конференции; - цикл бесед «Уроки нравственности»; -праздники, конкурсы; -экскурсии, поездки;
|
-Формирование гражданско-нравственной позиции. -Развитое чувство собственного достоинства, самодисциплина. -Осознание учащимися судьбы Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. -Настоящий гражданин любит и бережет природу,
|
Нравственное и духовное воспитание |
1.
Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои
обязанности; |
-
уроки, |
-Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, -нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; -уважительное отношение к традиционным религиям; -неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность |
Воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности |
1.Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; 2.Уважение к труду и творчеству старших и сверстников; 3.Элементарные представления об основных профессиях; 4.Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; 5.Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; 6.Умение соблюдать порядок на рабочем месте; 7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. |
- экскурсии, - узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных» - получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.) - приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время); -приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. |
-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; -ценностное и творческое отношение к учебному труду; -элементарные представления о различных профессиях; -первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; -первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; -потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; -мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Воспитание семейных ценностей |
формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
|
-программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
|
сформированные у обучающихся ценностные представления о семье, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - сформированные знания в сфере этики и психологии семейных отношений.
|
Экологическое воспитание |
1.Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2.Ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3.Элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4.Бережное отношение к растениям и животным.
|
-тематические классные часы по экологической тематике; -читательские конференции; - цикл бесед «Уроки экологии»; -праздники, конкурсы; -экскурсии, поездки;
|
Правильное использование учащимися экологических знаний в процессе деятельности. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
|
Здоровьесберегающее воспитание |
1.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; 2.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 3.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающе-го режима дня; 4.Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; 5.Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; 6.Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; 7.Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. |
-приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); -участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; -получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых программ); -получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, родителями). |
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
|
Социокультурное и медиакультурное воспитание |
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
|
Выставка рисунков «Мой край родной, как ты многообразен» Экологическое мероприятие Устный журнал, рубрика в школьной газете «Вежливость и доброта» Диспут Урок добра Турпоход |
- развитые индивидуальные творческие способности; - развитое представление о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта
|
Культуроведческое и эстетическое воспитание |
-формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; -формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; -формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; -формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; -формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
|
уроки |
Формирование эстетические качеств, способствующих успешной адаптации в жизни
|
Правовое воспитание и культура безопасности |
-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
|
-организация участия обучающихся в социальных проектах - Организация участия обучающихся в мероприятиях гражданско-правовой направленности (акциях, конкурсах, фестивалях) - Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся |
-развитые навыки безопасности в школе, в быту, на отдыхе; - сформированная у обучающихся правовая культура, культура уважения к правам человека и свободе личности, сформированная электоральная культура;
|
Формирование коммуникативной культуры. |
-формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию; - формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку; - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире |
-Участие в краевых и районных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. |
- сформированное у обучающихся ответственное отношение к слову как к поступку; - сформированное у обучающихся ценностного представления о родном языке, его особенностях и месте в мире |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления |
формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей |
родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации |
|
тренинги |
|
конференции |
|
родительские собрания |
|
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
|
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
|
родительское общественное патрулирование |
|
шефская помощь |
|
участие в управлении учебно-воспитательным процессом |
участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.