Воспитательная программа для работы с детьми с ОВЗ(интеллектуальные отклонения, ТМНР)
«Я и мое здоровье»
Пояснительная записка.
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому работа учителя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.
Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др. Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ.
Программа «Я и мое здоровье» предназначена для учащихся 1-4 классов (средний возраст школьников составляет 7-11 лет), обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ТМНР. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы составляет 5-6 человек. Занятия проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе, в классной комнате.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
Формирование умения и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
Формирование установок на соблюдение рационального режима дня и правильного питания.
Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Проведение просветительской работы (по вопросам сохранения и укрепления здоровья и профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т. п.).
Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Для реализации программы «Я и мое здоровье» необходима материально- техническая база:
учебные пособия «Комплекс упражнений утренней гимнастики», « Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», тарелка и др.
оборудования для мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.
Содержание программы включает в себя пять взаимосвязанных модулей занятий:
Модуль I «Моё здоровье» направлен на формирование базисных основ культуры здоровья, тесно переплетается с гигиеническими знаниями и навыками.
Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частичка окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Знакомство с элементарными анатомо – физиологическими особенностями организма человека, об органах чувств, об охране органов чувств.
Модуль II «Путь к здоровью» направлен на осмысление ребёнком необходимости укрепления своего организма, углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления закаливающих процедур.
Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком необходимости укрепления своего организма, знания о способах укрепления организма, методах его закаливания (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур.
Модуль III «Здоровое питание» направлен на формирование представлений детей о правильном рациональном питании.
Содержание деятельности.
Содержание деятельности этого модуля направлено на формирование ценностного отношения к здоровому питанию. Гигиена и культура питания, предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, пищевых отравлений.
Модуль IV «Здоровые привычки» направлен на формирование у учащихся основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни. Коррекция патологических потребностей, пагубных привычек.
Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление школьниками позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, воспитание отрицательного эмоционально – оценочного отношения к вредным привычкам, о вреде курения для курящих и окружающих, о социальных последствиях к которым приводят дурные привычки, их пагубное влияние на здоровье. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности через физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом. Организация режима дня, учёбы и отдыха, развивать у школьников осознанное отношение к выполнению каждого режимного момента.
Модуль V «Здоровье и основы безопасного поведения» направлен на формирование форм поведения помогающих, избежать опасности для жизни и здоровья.
Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит знакомства учащихся с правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Работа по программе ведется в разных формах организации деятельности школьников с учётом психофизических и возрастных возможностей детей, и индивидуальных особенностей, осуществляется дифференцированный подход, путём подбора дозированных заданий различного объёма сложности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.