«Согласовано» Заместитель руководителя МБОУ «ООШ с.Михайловка» _________ / Т.А.Сидорина/
«____» августа 2018г.
|
«Утверждаю» Руководитель МБОУ «ООШ с.Михайловка ___________/ В.А.Сидорин / Приказ № ___ от «_____ » августа 2018г.
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ!»
Орищенко Марина Васильевна,
первая категория
для 4 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____ от
«_____ » августа 2018 г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
На рубеже XX - XI веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономическое и политическое реформирование, кризис социальной системы, обострение международной политической ситуации, социальная напряженность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки, господство лжеценностей, падение нравственности и т.д. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.
Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи – двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт: многие семьи оказались за чертой бедности, большинство семей, занятых проблемами зарабатывания денег, утратили духовный контакт со своими детьми.
Растут детская беспризорность и преступность, жестокость, агрессивность, психические отклонения детей. Вызывает тревогу распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании среди обучающихся.
Школа несёт ответственность за воспитание нового поколения российских граждан. В сложившихся условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное – желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью ФГОС нового поколениясовременного отечественногообразования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Цель программы: Создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях .Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
1. обеспечение прав ребёнка на качественное образование;
2. изменение методов, технологий обучения, расширение информационно- коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению
3. формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;
4. построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, краю, России;
5. совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
6. систематизирование работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;
7. развитие органов ученического самоуправления.
Концептуальное обоснование
Содержание программы охватывает проблемы гражданско-патриотического, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, профессионального самоопределения.
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения россиян невозможно без формирования у школьников патриотического сознания, качеств настоящего гражданина, чувства любви и долга к своему Отечеству. А любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к своей семье, к дому, к школе, своему селу, родному краю. Поэтому воспитание в рамках программы имеет схему:
я, как человек духовно-нравственный, / ведущий здоровый образ жизни, / ценю прекрасное, / забочусь о своём крае и экологии окружающей среды, /
являюсь гражданином и патриотом своей Родины, / хочу знать всё о профессиях/ и найти своё место в обществе.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.
Практическая реализация программы «Мы – будущее России!» на всех её этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы школы, творческой и нравственной личности педагога и ребенка.
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и Красоте. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.
Инновационность разработанной воспитательной программы заключается в следующем:
• использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
• возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
• наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
• согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Методы и формы
• беседы и наблюдения
• классные часы
• занятия- практикумы
• экскурсии
• тематические праздники и вечера
• устные журналы
• дискуссии
• конкурсы
• игры, соревнования
• родительские собрания в различных формах
Предполагаемый результат деятельности:
Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, справедливости, способности сопереживать. В результате совместного воспитания ребенка семьей и школой личность ученика должна иметь следующие качества: порядочность, толерантность, ответственность, внимательность, аккуратность, любознательность, воспитанность, целеустремленность, уверенность, умение сопереживать.
Учащиеся должны уметь отвечать за свои поступки и контролировать себя в своих действиях; обладать чувством патриотизма к своей Родине, малой Родине, знать историю своей страны; ценить национальное наследие.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность
Принцип гуманистического воспитания. Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия
Принцип личностно-ориентированного воспитания. В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности. Воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Принцип комплексного подхода. Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Планируемые результаты
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
• укреплению национальной безопасности.
Ожидаемые результаты
--Создание системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества. Отсутствие детей, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
--Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего поселка, края, государства.
--Полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании.
--Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
--Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
--Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание гражданина. Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
И как конечный результат воспитание личности:
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
- творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
- гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
- практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
- свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
- любящей свою малую и большую Родину.
Основные направления воспитательной работы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
общее представление о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность; многообразие и уважение культур и народов;
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодежи в современном мире;
освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: в семье, классе, школе, обществе;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство. Уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, любовь и верность. Свобода совести и вероисповедания.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического духовного, их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; физическое, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; здоровый и безопасный образ жизни; экологическая ответственность; устойчивое развитие общества в гармонии с природой;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
осознание позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
готовность к выбору профиля обучения на следующем уровне образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и ее ближайшего окружения.
Ценности:научное знание, научная картина мира, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
ценностное отношение к прекрасному; восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
представление об искусстве народов России.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого подхода к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, на которые должна опираться воспитательная система школы. Кроме этого, необходимо создать для ребенка такие условия, в которых бы он мог свободно самореализоваться. Это возможно, если воспитательная среда будет как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные направления программы.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают
развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России,
конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей
задачи, виды и формы деятельности.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая
роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Базовым направлением нашего образовательного учреждения является обеспечение статуса
успешности и защищенности выпускников школы.
Целью педагогического коллектива школы является создание психолого-педагогического пространства, способствующего социальной и профессиональной адаптации обучающихся в современном обществе.
Этапы реализации программы
Настоящая программа воспитания обучающихся предполагает реализацию в рамках 1-4 классов и рассчитана на 4 года (2014-2018гг.)
1. 2014-2015г.
2. 2015-2016г.
3. 2016-2017г.
4. 2017-2018 г.
Адресат Программы:
В решении комплекса воспитательных задач должны принимать все субъекты общеобразовательной школы – обучающиеся, их родители, педагоги. Таким образом, адресатами данной программы являются: обучающийся 3-4 класса, его родители, педагогический коллектив.
Направления деятельности |
Сентябрь: «Внимание: дети » 1. Месячник благоустройства территории школьного двора, школьных коридоров и классных комнат 2. Месячник по пожарной безопасности, ГО и ЧС 3. Месячник профилактики преступлений, правонарушений, безнадзорности |
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
Торжественная линейка – 1 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. |
Урок мужества «Иду на таран»(к 100 летию Виктора Талалихина) |
|
|
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
кл.час «Операция говорящий портфель» - час творчества |
Международный день грамотности |
кл.ч. «Вода России» |
Правила школьного (классного) коллектива |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
|
Общешкольный опрос «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной? |
|
Организация экскурсий |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Улица полна неожиданностей – беседа Всероссийский урок «Готов к труду и обороне» |
Профилактика школьного и дорожного травматизма Внимание дети идут в школу. |
Вакцинация против гриппа |
КЧ: «Судьба природы в наших руках», |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
Рейд « готовность к школе: учебники, тетради» |
кл.ч. «В мире профессий» |
|
Акция милосердия «Адресная открытка для пожилых людей» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
Оформление дневников |
«Возраст делу не помеха»2018 |
Оформление классной комнаты (озеленение) |
Единый час духовности в рамках акции «Голубь мира» |
Направления деятельности |
Октябрь: «Дорогие мои старики»
|
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
«Символы Российской Федерации» кл. час |
КЧ:«Права и обязанности ребёнка. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка»
|
Вечер – встреча поколений к 100-летию ВЛКСМ «Это наша с тобой биография» |
КЧ: «Путешествие в страну дорожных знаков». |
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
4 октября- 60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли (1957 год) |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью |
Сотрудничество с участковой больницей села (лекции, беседы, осмотры учащихся) |
|
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
Акция «Открытка пенсионеру» |
Акция «Позвони родным, близким!» |
Выставки рисунков учащихся |
Праздник Осени (1-9 классы)
|
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Час здоровья 4 октября – День Гражданской обороны (урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций) |
|
Наши птицы- друзья» |
Благоустройство школьной территории |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
Участие в школьных олимпиадах |
Подготовка к празднику «день учителя» |
КЧ: «Познай самого себя». |
» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
Праздник для бабушек и дедушек |
Праздник, посвящённый Дню Учителя (2-9классы) |
|
Генеральная уборка классных комнат |
Направления деятельности |
Ноябрь«Мы уважаем друг друга»
|
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
КЧ: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», |
День толерантности: терпение, понимание |
кл.ч. «Мои права. Что я знаю о них» |
|
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
Участие4 кл в районных олимпиадах по предметам |
Час общения |
Выпуск альбомов и планшетов о матерях. |
Акция «лучший дневник»
|
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
|
КЧ: «С детства дружбой дорожи» |
Международный конкурс «Русский медвежонок» |
День матери-праздничная программа |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Час здоровья: подвижные игры (осенние каникулы: отдельный план) |
|
|
КЧ: «В мире птиц» . |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
|
Контроль за дежурством по классу |
Устный журнал «Минута час бережет» |
Акция «Неделя в защиту животных»
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
Осенняя прогулка в парк |
выставка «Осенняя пора» |
Открытка для мам |
Изготовление кормушек для птиц (1-5 кл.)
|
Направления деятельности |
Декабрь «Мы - за здоровый образ жизни»
|
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
Кл.час «О подвиге, о доблести, о славе»- День Героев Отечества |
«Права и обязанности ребёнка. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка»
|
|
|
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
|
КЧ: «Путешествие в страну здоровья» |
Подготовка к Новогоднему празднику: изучение новогодних традиций, обрядов, песен народами страны
|
Итоговый кл.ч. «Наши достижения» |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
Деловая игра : «Важней всего погода в классе» |
Акция «Птицеград» |
|
|
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Всемирный день борьбы со Спидом (ИКТ) |
Урок-путешествие «Семь чудес света» |
Профилактика простудных заболеваний |
Инструктаж по правилам поведения во время новогодних праздников, зимних каникул
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
Проверка учебных принадлежностей |
|
|
Генеральная уборка классной комнаты |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
Акция «Дети верят в чудо» |
|
КЧ: «Дорожный знак – тебе не враг». |
Новогодний праздник
|
Направления деятельности |
Январь«Мы –патриоты» |
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
|
Азбука общения: «Открытый микрофон» |
|
Славные сыны Отечества – знаменитые люди Саратова, Калининской земли - проект |
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
|
КЧ:«Компьютер-плюсы и минусы». |
КЧ: «Наши семейные традиции»
|
КЧ: «Вся семья вместе , так и душа на месте» |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
|
|
Беседа: « Нужно ли уважать себя»» |
|
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
|
«Гигиена питания.» викторина — игра |
|
Зимние игры на свежем воздухе
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
|
|
Контроль за дежурством по классу |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
|
Фотовыставка «Малая Родина: вчера, сегодня…» |
|
Конкурс сочинений «Героические страницы истории» 4-9 классы
|
Направления деятельности |
Февраль«Я патриот» |
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
КЧ: «Правила, по которым мы живём» |
|
«Афганистан» - литературная гостиная |
|
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
|
|
Кл.час «Спасите русский язык» |
|
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
|
«Рыцарский турнир» конкурсная программа ко Дню защитника Отечества |
|
|
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Минутка безопасности на уроках и переменке |
КЧ «Когда лень- всё идёт через пень». |
|
КЧ: «А ну-ка мальчики!»
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
|
Контроль за успеваемостью, посещаемостью |
Международный конкурс «Золотое руно» |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
|
Фотовыставка «Зимний пейзаж» |
Конкурс открыток «С днем защитников Отечества»
|
|
Направления деятельности |
Март «В мире прекрасного..»
|
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
Кл.ч.«Доброжелательность и грубость»» |
|
|
|
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
|
КЧ: «Хочу все знать». |
«Широкая масленица!» |
Конкурс презентаций «Птицы – наши друзья» |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
Конкурс творческих работ «Сердце мамы» |
|
КЧ: «Нужно ли уважать себя» |
|
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: |
«Веселые старты» 1-4 классы |
|
|
Инструктаж по правилам поведения во время весенних каникул |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
|
Контроль за посещаемостью, успеваемостью |
|
Генеральная уборка классной комнаты
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры: |
Праздничная программа «Для милых дам…» |
Всероссийский конкурс «Кенгуру» |
Школьная конференция |
КЧ: «Люби книгу!». |
Направления деятельности |
Апрель «Чистота спасет мир»
|
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
КЧ: «Глаза – главные помощники». |
|
Правила школьной жизни |
КЧ: «Старт – плюс» |
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
|
|
КЧ: «Чудо земли – ХЛЕБ» |
|
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
Слово о родном крае. День Земли (1-9 классы) |
КЧ: «Осторожно- огонь!» |
|
Заочная экскурсия по музеям- заповедникам (ИКТ) |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Всемирный день Здоровья |
|
Конкурс презентаций, сочинений, рассказов о выдающихся людях земли Калининской |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
Викторина «Первый полет человека в космос» |
|
|
Акция «Продли книге жизнь» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
|
«Эти забавные животные» |
Всероссийский конкурс «Человек и природа» |
|
Направления деятельности |
Май «Поклонимся великим тем годам..»
|
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
Концерт «Музыкальная весна» |
КЧ: «Дружба-чудесное слово». |
День Семьи
|
. |
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
|
День Здоровья(1-9 классы) |
Весенний кросс в честь «Дня Победы» (1 -9 классы) |
|
Презентация проектов «Мое портфолио» |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
|
Организация экскурсий |
Месяц выпускника |
«Последний звонок»
|
«До свидания, начальная школа» - выпускной для обучающихся 4 класса |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
|
Работа на пришкольном участке |
Благоустройство школьной территории, оформление клумб на территории школы |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
|
Участие в митинге, посвящённом 9 мая.
|
«Поклонимся великим тем годам» - литературно – историческая композиция.
|
Конкурс сочинение «Традиции моей семьи» |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
|
КЧ: «Моя мечта» |
КЧ: «Дружба-чудесное слово». |
|
Генеральная уборка классных комнат |
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе
№ |
Проблема изучения |
Средства изучения |
Сроки |
1 |
Самооценка |
Опросник №1 |
Сентябрь-октябрь |
2 |
Удовлетворенность обучающимися и родителями жизнедеятельностью в классе |
Опросник №2 |
Ноябрь-декабрь |
3 |
Воспитанность обучающихся |
Аналитическая справка |
Январь |
4 |
Интересы и увлечения обучающихся |
Составление карты интересов |
Сентябрь, апрель |
5 |
Удовлетворенность обучающимися и родителями жизнедеятельностью в классе |
Опросник №2 |
май |
Работа в социуме
ЦЕЛЬ:
создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями - предметниками
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Формы и темы работы |
1 |
Изучение семей |
В течение года |
Анкетирование родителей идетей, опросники |
2 |
Индивидуальная работа с родителями |
В течение года |
Беседы, помощь, консультации |
1. |
Участие родителей в управлении |
В течение года |
Участие в работе общешкольного родительского комитета Работа классного родительского комитета |
2. |
Классные родительские собрания
|
1 раз в четверть
течение года
1 раз в полугодие |
1.Родительские собрания:« Организация начала учебного года. Планирование работы класса»
- «Семейный климат» - «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности»
«В семье растет дочь, сын» «Вот и стали мы на год взрослей» 2. Консультации для родителей по вопросам воспитания детей 3.День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие!» |
3. |
Организация совместной творческой деятельности родителей и детей
|
В течение года
|
Спортивные игры, соревнования, праздники: Внеклассные мероприятия с участием родителей: - День знаний - Конкурсная программа ко Дню матери - Новогодний праздник - Праздничный концерт для мам -День семьи - Наши традиции -классные часы |
4 |
Организация участия родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты
|
Май-июнь |
Коллективная работа |
5 |
Организация совместной деятельности с сельской библиотекой
|
В течение года |
Праздники, конкурсы |
План индивидуальной работы с обучающимися
Направление работы |
Формы работы |
Цель |
Сроки |
Результат |
Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации |
Посещение семей |
Обследование материально-бытовых условий проживания |
Сентябрь |
Акты обследования |
|
.Помощь в оформлении документов в УСЗН на бесплатное питание |
Содействие в обеспечении горячим питанием |
Сентябрь |
|
Работа с обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам |
1. Посещение учебных занятий 2.Беседа с отстающими учениками по выявлению трудностей в учебе |
1. Контроль за успеваемостью детей |
В течение 2 четверти |
|
Работа с одаренными детьми |
Подготовка к олимпиадам |
2. Участие в конкурсах, олимпиадах |
В течение года |
|
|
Наделение общественным поручением в классе |
|
ежедневно |
|
|
Ежедневный контроль за поведением учащихся |
Контроль за дисциплиной |
ежедневно |
Переписка с родителями через записи в дневнике |
|
Беседы с родителями |
Информирование родителей об успеваемости и дисциплине ребенка |
еженедельно |
|
Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта |
Направление к психологу
Ежедневный контроль за поведением учащихся .Вовлечение детей в кружковую работу |
Оказание помощи в стрессовых ситуациях |
По мере необходимости
В течение года
|
Индивидуальная работа психолога с обучающимися Переписка с родителями через записи в дневнике |
Методическая литература:
1. Журнал «Воспитание школьников», №6, 1999 г.
2. Журнал «Воспитание школьников», №10, 2003 г.
3. Журнал «Воспитание школьников», № 4, №3, 2005 г.; №1, 2004 г.; №6, 2004 г.; №10, 2004 г.
4. Журнал «Классный руководитель»,№1 ,2007
5. Журнал «Классный руководитель», №1, 2003
6. Досуг в школе №2,2005г.
7. Журнал «Классный руководитель», №8, 2004.
8. Досуг в школе №1,2004г.
9. Журнал «Классный руководитель», №7, 2003 г.
10. Досуг в школе №10 – 2008г.
11. Досуг в школе №1,2005г
12. Яковлев А.А Этикет во все времена. Издательство АСТ,2000
13. Андриянова И.А Великие люди России. Издательство АСТ,2000
14. Аджиева Е.М и др. 50 сценариев классных часов. – М: «Педагогический поиск»,2003
15. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М: «Творческий центр Сфера»,2003
16. Галкина С.Т. Азбука джентльмена. Издательство «Олимп»;«Премьера», 2000-208с.
17. Настольная книга классного руководителя. – М: «Педагогический поиск»,2004
18. Урбанская О.Н. Работа с родителями Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
19. Диагностика и анализ воспитательной работы // Классный руководитель 2001, № 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.