Воспитательная работа на уроках русского языка
Оценка 4.7

Воспитательная работа на уроках русского языка

Оценка 4.7
doc
24.08.2021
Воспитательная работа на уроках русского языка
проект.doc

Курамшина Гульнара Ринатовна

                                                                              Учитель английского языка

                                                                     МБОО- Старокулаткинская СОШ №1

 

 

проект  

Воспитательная работа на уроках русского языка                                                                          Введение

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Новый закон об образовании определяет воспитание как  «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. 

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. 

Воспитание детей и молодежи российского общества реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, дезорганизацию жизни семей, разрушение сложившихся нравственно-эстетических норм и традиций семейного уклада, усиление конфликтности  между родителями и детьми, рост социального сиротства, беспризорности.

       Современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В результате этого на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность. Детские фильмы насыщены стрельбой, дракой, убийствами и жестокостью. Да и редкий выпуск новостей обходится без сводки убийств, терактов и прочих катастроф. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.

«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по твоей вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери раскрывают активную позицию человека – гражданина своего отечества, болеющего душою за ближнего, за город, за страну. Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий учебный процесс обучения и развития.

Содержание и методы воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).

Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и обучающихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших до него.

Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Считаю, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах. Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда.

Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой». Стараюсь найти возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал

Общеобразовательная школа является первой ступенью гражданского образования. Перед педагогами стоит задача формирования основ гражданской позиции школьников через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения и коммуникативных навыков ребенка, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому края.

Главное – заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам. Как писал Д.С. Лихачев: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему».

На своих уроках стараюсь воспитывать в детях определенные стороны гражданской позиции через различные задания.

 

Формирование нравственных качеств личности.

 

В школьных учебниках достаточно упражнений, направленных на решение этой задачи, я даю и другие задания. Например, на экран проецирую слова: жалость, жестокость, искренность, доброта, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

Предлагаю детям прочитать слова, задуматься над их лексическим значением, ответить на вопросы:

- Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство означает каждое их этих слов?

- Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть? Объясните свой ответ.

Рядом со словом совесть ребята поставили такие слова – справедливость, честность, доброта, искренность.

Это упражнение дополняю вопросом: «Каким вы представляете себе счастливого человека?»

Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое счастье?»

Обучающиеся в силу своих позитивных свойств отвечали: «Счастье – это что-то необычное, что-то хорошее, спокойное, что нельзя описать словами. И чтобы чувствовать это, надо жить. Значит, жизнь – это тоже счастье. (Яна Р.).

«Счастье – это умение наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню» (Лариса В.).

«Счастье – это и есть жизнь. Та жизнь, в которой нет зла, ненависти, где нет плохих людей. Ведь можно быть богатым, но несчастливым. Кто-то правильно сказал, что лучше иметь голую свободу, чем золотую клетку» (Яна Ч.).

«Счастье – это когда всем хорошо, а не одному тебе» (Ирина К.).

«Когда над головой мирное небо, поют птицы, когда ты видишь красоту лесов, полей, то понимаешь, что счастье – это доброта и любовь» (Екатерина Л.).


Скачано с www.znanio.ru

Курамшина Гульнара Ринатовна

Курамшина Гульнара Ринатовна

Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе

Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе

Главное – заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам

Главное – заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам

Когда над головой мирное небо, поют птицы, когда ты видишь красоту лесов, полей, то понимаешь, что счастье – это доброта и любовь» (Екатерина

Когда над головой мирное небо, поют птицы, когда ты видишь красоту лесов, полей, то понимаешь, что счастье – это доброта и любовь» (Екатерина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2021