Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа» учебный корпус №1
5 - 9 «Г» класса на 2013-2018 г.
Классный руководитель Смоленцева Галина Владимировна
Обоснование выбора названия воспитательной системы:
П - патриотичный,
О - одаренный, образованный, ответственный
Д - дружелюбный,
Р - развивающийся постоянно,
О - осведомленный по всем направлениям,
С – свободный от вредных привычек,
Т – трудолюбивый, творческий, терпимый
О – открытый, отзывчивый
К- культурно развитый
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.
Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.
СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
1) учащимися;
2) родителями;
3) учителями-предметниками.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста каждого ребенка.
2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной
цивилизации.
3. Расширять возможности для участия школьников в российских, международных , творческих конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях.
4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития личности.
5. Способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности.
6. Создать условия для воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
7. Способствовать формированию культуры здоровья.
Основные задачи моей деятельности:
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;
- создание оптимальных условий для развития личности;
- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;
- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;
- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива;
- содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод
-
ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.
Сроки и этапы реализации воспитательной системы:
1 этап – 5 класс (2012-2013 у.г.) – этап проектирования системы;
2 этап – 6 класс (2013-2014 у.г.) – этап становления системы;
3 этап -7 класс (2014-2015 у.г.) – этап стабильного функционирования системы;
4 этап -8 класс (2015-2016 у.г.) – этап стабильного функционирования системы;
5 этап -9 класс (2016-2017 у.г.) – этап завершения функционирования системы.
Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.
Дидактические принципы:
Ø принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
Ø принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
Ø принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
Ø принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
Ø принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
Ø принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
Ø принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
Ø принцип самоактуализации;
Ø принцип выбора;
Ø принцип творчества и успеха;
Ø принцип доверия и поддержки.
Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и социума как решающего обстоятельства для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.
ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМ
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:
1. информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
2. координация деятельности учителей-предметников и родителей;
3. прогнозирование и мониторинг успеваемости;
4. содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
5. планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.
Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.
95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
Нормативно-правовая база программы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Устав МБОУ «ПСОШ»
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
5 «Г» класс — общеобразовательный. Всего в классе 14 учащихся из них 8 мальчиков и 6 девочек. В основном это учащиеся 11 лет. 3 семьи — неполные. 3 семьи – многодетные. Иноземцев Дмитрий воспитывается отцом. Неблагополучных семей нет.
Уровень учебных возможностей обучающихся разнообразный. В основном это учащиеся со средними учебными возможностями.
В прошлом учебном году из этих учащихся 5 закончили начальную школу на отлично и хорошо. Слабо занимаются Белкин Денис, Иноземцев Дмитрий, Емельянов Артем, Джафарова Зульфия.
Отношения в классе дружеские.
Основная задача классного руководителя объединить всех ребят в один коллектив.
Эмоциональный настрой класса в целом положительный. Бывают иногда небольшие ссоры. Старостой класса выбранАндрей Кытманов.
Отношения с учителями положительные.
Уровень воспитанности класса средний.
Уровень сплоченности средний.
Занятость учащихся во внеурочное время
№ |
ФИО ребенка |
занятость |
1 |
Балашова Анастасия Сергеевна |
|
2 |
Балашова Виктория Сергеевна |
|
3 |
Белкин Денис Александрович |
|
4 |
Джафарова Зульфия Аязовна |
|
5 |
Емельянов Артем Игоревич |
|
6 |
Моисеева Анастасия Александровна |
|
7 |
Ершов Павел Владимирович |
|
8 |
Иноземцев Дмитрий Олегович |
|
9 |
Кытманов Андрей Алексеевич |
|
10 |
Назимова Кристина Владимировна |
|
11 |
Савина Галина Романовна |
|
12 |
Свиридов Владимир Алексеевич |
|
13 |
Чермошенцев Павел Владимирович |
|
14 |
Честных Николай Сергеевич |
|
МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Воспитательная система класса предполагает следующие функции :
-развивающую, направленную на развитие творческой ответственной личности, на определение мотивации учебной деятельности ,
-интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей ,
-защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть взаимопонимание, содружество, согласие, сопереживание ,
-компенсирующую, предполагающую создание в классе условий для формирования гражданина-патриота, демонстрации творческих способностей в плане эстетической направленности , развития коммуникабельности необходимой для успешной совместной деятельности учеников , педагогов и родителей ,
-корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности .
Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная на развитие потребности в формировании и воспитании качеств всесторонне развитой личности .
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Формы воспитывающей деятельности
Виды и формы воспитывающей деятельности |
Диагностика |
Направление воспитательной работы |
Работа с родителями |
• Классные собрания • Классные часы • Лекция • Беседа • Час общения • Ролевые игры • Диспуты • Мозговой штурм • Урок творчества • Мероприятия • КТД • Викторины • Конкурсы, КВН • Экскурсии • Походы • Вечера • Акции, проекты |
• Исследование особенностей личности: • Общие сведения • Способности • Самооценка • Темперамент • Уровень воспитанности • Исследование межличностных отношений • Социально психологический климат в классе • Социометрия |
• Коллектив • Общение • Здоровье • Творчество • Учение |
• Анкетирование • Беседы • Консультации • Родительские собрания • Посещение семьи • Родительский всеобуч • Проведение совместных часов общения детей и родителей
|
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (5-9 клсс)
Основные направления воспитательной системы школы, как школы формирования гражданина-патриота, высоко интеллектуально и эстетически образованного на данном этапе воспитательной работы образовательных учреждений самая актуальная. Стало необходимым обратиться именно, к этой стороне воспитания подрастающего поколения, так как для развития и укрепления нашего государства необходимо воспитать личность, осознающую ответственность за судьбу своего государства, любящую свою Родину, стремящуюся быть ей преданным и горячо любящим сыном. Это стимулирует и познавательную активность , так как для процветания и возрождения былого величия стране нужны знающие, грамотные специалисты во всех областях жизнедеятельности государства. Этим и обусловлено создание воспитательной системы класса как подсистемы школы, где в основу воспитательной деятельности положены аналогичные направления .
Ц е л е в а я н а п р а в л е н н о с т ь ПРОГРАММЫ - Формирование и раскрытие личности гражданина - патриота, обладающего духовной культурой и его социализация
Задачи:
2. Формирование гражданского самосознания;
3. Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)
3.Формирование интеллектуально - нравственного, физического потенциала ребёнка;
4.Формирование креативных способностей;
5.Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании
6. Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.
Общечеловеческие, вечные нравственные ценности, лежащие в основе программы – это следующие фундаментальные понятия:
§ Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект.
Принципы жизнедеятельности класса:
1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.
3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
4. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим
5. Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
6. Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.
7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача классного руководителя создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
9. Принцип согласования. Все действия классного руководителя и других субъектов воспитательной системы должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый должен помнить, что его долг состоит в том, чтобы создать условия для формирования толерантного отношения к другим людям.
Мероприятия по реализации программы патриотического воспитания
Участие в акциях милосердия
Работа с ветеранами войны, пожилыми людьми, инвалидами (оказание помощи, поздравления)
Часы истории
Часы краеведения
Экскурсии
Участие в конкурсах рисунков, фестивалях
Класссные часы, презентации
Создание книги памяти, поисковая работа «След войны в моей семье»
Вахта памяти, возложение цветов, уход за могилами солдат
Военно-спортивная подготовка
Уроки мужества
ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ (5-9 класс)
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
II блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
III блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским работником для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Профилактические прививки.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Изучение уровня тревожности.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Обучение приемам оказания первой мендицинской помощи.
Организация питания школьников.
Организация рабочего дня подростка.
Профилактические классные часы о вредных привычках, маниях.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (5-9 класс)
Цель работы с одаренными детьми
1) выявление одаренных детей;
2) создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
3) развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
4) адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
5) Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
· развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
· внедрять в образовательное пространство альтернативный вариант оценивания/ самооценивания обучающихся в форме «портфолио»;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
1) принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2) принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3) принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4) принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
5) принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы
6) Участие во внутришкольных и районных спортивных соревнованиях
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
1) принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2) принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3) принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4) принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
5) принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
ПРОГРАММА КУРСА ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (8 - 9 КЛАСС)
Цели и задачи:
– умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
– осознание собственных индивидуальных особенностей.
3. Актуализация проблемы выбора профессии.
Формы работы по профориентации
Информационные классные часы
Ролевые игры
Экскурсии на предприятия
Диагностика интересов и склонностей
ПРОГРАММА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (5 - 8 класс)
Цели и задачи:
Формы реализации программы:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
№ п/п |
Критерии эффективности |
Показатели |
Методика изучения |
1. |
Воспитанность учащихся |
|
|
2 |
Социализированность личности |
I. Автономность, социализация, социальная активность, адаптированность. II. Развитость коммуникативной культуры. |
|
3. |
Моя семья |
|
8. Анкетирование родителей 9. Диагностика «Моя семья» (стр. 13) |
4. |
Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе |
|
|
5. |
Снижение тревожности и повышение психологической компетентности. |
|
Ø Метод опроса и наблюдение (привлечение психологов). |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.