ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА
Архипова М.Н.
Преподаватель юридических дисциплин
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,
Тамбовская обл., г. Мичуринск,
ул. Революционная, д. 97а
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [1, с.154].
Актуальность проблемы формирования воспитательного пространства в образовательных учреждениях среднего профессионального образования определяется необходимостью удовлетворения государственного заказа на подготовку конкурентноспособного специалиста среднего звена.
В связи с возросшей конкуренцией на рынке труда к выпускникам образовательных учреждений профессионального образования предъявляются высокие требования. Работодателя интересуют не только профессиональные знания и умения специалиста, но и его личные качества: коммуникабельность, воспитанность, дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде. Успешность будущей профессиональной деятельности обучающихся во многом зависит от степени их социальной и профессиональной адаптации в обществе, уровня мотивации к учебно-профессиональной деятельности, от готовности и способности студентов к постоянному совершенствованию, социальной и профессиональной мобильности.
Современное производство заинтересовано в специалисте, который обладает в равной степени и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, и общими компетенциями, включающими способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, анализировать производственную ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [2, с.58 ] .
В колледже создана нормативная база воспитательной работы, которая регламентируется Уставом колледжа, Концепцией воспитательной деятельности, регламентами процессов «Учебно-воспитательная деятельность» и «Внеучебная воспитательная деятельность», Программой профилактики асоциального поведения студентов, Программой адаптации студентов групп нового набора, иными локальными нормативно-правовыми актами.
Целью воспитания является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Воспитательная работа выделена в качестве приоритетного направления в образовательной деятельности колледжа и предусматривает решение следующих задач: создание условий для развития личности и реализации её творческой активности; развитие воспитательной среды и системы воспитательной деятельности колледжа.
Административной структурой, функционально ответственной за организацию воспитательной работы, является учебно-воспитательная служба, в которую входит отдел учебно-воспитательной работы. На отделениях и в общежитии воспитательную работу организуют воспитатели. Имеется штатный педагог-психолог. Ежегодно приказами директора колледжа назначаются классные руководители учебных групп.
Вопросы организации воспитательной работы со студентами регулярно рассматриваются на заседаниях педагогического совета, производственных совещаниях учебно-воспитательной службы. Ведётся мониторинг воспитательной деятельности через анкетирование студентов, опросы, ежегодные отчёты по итогам учебного года.
В системе учебно-воспитательной деятельности с целью её совершенствования и удовлетворения потребностей студентов организованы кружки и студии. Их перечень ежегодно актуализируется.
Основные направления воспитательной деятельности в колледже: создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций студента; развитие студенческого самоуправления и институтов коллективной студенческой самоорганизации; формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности; гражданско-патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; гуманитарно-эстетическое воспитание; развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом будущей профессиональной деятельности; формирование здорового образа жизни и экологической культуры; профилактика правонарушений и преступлений.
В соответствии с направлениями воспитательной деятельности определено многообразие содержания и форм воспитательной работы. Воспитательная работа осуществляется в каждой учебной группе, в студенческом общежитии, а также проводятся мероприятия в масштабе колледжа [3, с.267].
Таким образом, воспитательная среда колледжа представляет
собой развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных
компонентов, направленных на создание условий для самореализации,
самосовершенствования и самоактуализации личности будущего специалиста. Среди
специфических особенностей организации воспитательной деятельности в колледже,
следует отметить: ориентированность на формирование социальной и
профессиональной мобильности выпускника, перевод процесса воспитания в
плоскость самовоспитания, компенсация недостаточной роли семьи в воспитании
подростков, профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1.Березина В.А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования / В.А. Березина // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней [и др.].- М.: Вентана-Графф, 2003.
2.Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник [ТЕКСТ] / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010.
3.Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.