ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Береги здоровье смолоду…»
Разработана
классным руководителем
МКОУ СОШ №9 ст.Темнолесской
Глушко Ольгой Олеговной
Пояснительная записка
Одним из важнейших показателей благополучия общества и государства является здоровье подрастающего поколения. Сегодня безопасность страны, её политическая стабильность и экономическое благополучие находится в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков и молодёжи. По мнению многих ученых проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. В нашей стране за последние годы сформировалась устойчивая тенденция к росту распространения среди подростков вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья. Многие проблемы, связанные со здоровьем, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах жизни. Все социальные проблемы отражаются и в системе образования. Поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы, так как и она несёт свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан.
Данная программа адаптирована к школьному пространству, опирается на новые способы передачи знаний, на изменения мотиваций и поведения, предлагаемые когнитивно-поведенческой психологией, а также новейшими социальными и педагогическими технологиями.
Программа предназначена для учащихся с 5 по 11 класс общеобразовательной школы.
Нормативная база:
· Закон РФ об образовании.
· Конвенция о правах ребенка.
· Семейный кодекс РФ.
· Уголовный кодекс РФ.
· Устав школы.
· Программа воспитательной работы МКОУ «СОШ №9».
Цель программы:
Формирование у детей ресурсов противостояния опасностям, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства, осознания ценности здорового образа жизни, выбора здоровой жизненной позиции, умения строить здоровые отношения с другими людьми, понимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.
Задачи:
· Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.
· Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии и др.
· Воспитание потребности вести здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья.
Мероприятия по реализации программы
№ |
Направление работы |
Тема курса |
Темы мероприятий для учащихся |
Темы мероприятий для родителей |
Работа с педколлективом |
1. |
Человек и окружающая среда |
Взаимодействие природы и общества |
Природные условия и ресурсы Ставрополья. |
Влияние окружающей среды на формировании личности ребенка. |
Организация работы по ОТ и ТБ., соблюдение норм СанПИНа |
Антропогенные изменения окружающей среды |
Промышленность и ее влияние на экологическую обстановку Ставрополья. |
||||
Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку края. |
|||||
Транспорт и окружающая среда. |
|||||
Экология и здоровье человека |
Факторы, определяющие здоровье населения в крае. |
Среда обитания |
Соблюдение режима работы кружков, факультативов, индивидуальных занятий. |
||
Демографическая ситуация и состояние здоровья населения края. |
|||||
Заболевания и эпидемии. |
|||||
Экологическая безопасность товаров потребления. |
|||||
Глобальные проблемы человечества |
Понятие о глобальных проблемах. |
Будущее моего ребенка в моих руках. |
Проектные работы по областями знаний. |
||
Парниковый эффект. |
|||||
Вооруженные конфликты в современном мире. Терроризм. |
|||||
Демографическая проблема. |
|||||
Чистая вода. |
|||||
Проблемы освоения космоса. |
|||||
Опустынивание и его влияние на человека. |
|||||
2. |
Сферы разумного и неразумного в поведении человека как факторы здоровья. |
Мое здоровье |
Хорошее и плохое самочувствие. Как чувства действуют на мой организм. |
Положительные эмоции и их значение в жизни человека
|
Ознакомление педагогов с психолого-педагогической картой класса |
Привычки и удовольствия. |
Организация труда школьника
|
||||
Опасные и безопасные вещества |
Что действует на мой организм. Как вещества воздействуют на мое тело. |
Проблема вредных привычек у детей и подростков
|
Совместные встречи учителей, родителей и учащихся для решения наиболее актуальных проблем. |
||
Обращение со сладостями. |
|||||
Лекарства. |
|||||
Сигареты, алкоголь – разрушители жизни. |
Здоровье наших детей в наших руках
|
||||
Реклама и легальные наркотики. |
|||||
Роль легальных наркотиков в нашей жизни. |
О воздействии ТВ и компьютерных игр на психику ребенка, о патологических изменениях в организме детей
|
||||
Медицинские аспекты использования наркотиков. |
Психолого-возрастные особенности учащихся |
||||
Как сказать «Нет!» |
|||||
Причины обращения к наркотикам. |
|||||
Нелегальные наркотики. |
|||||
3. |
Духовное совершенствование человека в условиях оптимизации природного и социального окружения. |
Сложные ситуации в жизни: стресс и его последствия |
Человек в трудной ситуации. Мысли и чувства в трудной ситуации. |
Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня…
|
Мониторинг атмосферы на уроках и во внеурочной деятельности класса. |
Стрессовые ситуации и способы выхода из них. |
|||||
Где и как можно получить помощь в сложных ситуациях |
|||||
Внутренние ресурсы как способ защиты и помощи. |
|||||
Взаимоотношения с социумом. Конфликты и пути их решения |
Влияние человеческих отношений на мой организм. Как общение воздействует на мои чувства. |
Эффективное общение- залог успеха |
Урок - как школа общения. Школа- территория сотрудничества. |
||
Мое место в группе. Выработка правил общения. |
Как научить своего ребёнка жить в мире людей |
||||
Опасные чувства внутри меня. |
Агрессия, ее причины и последствия
|
||||
Главные ценности. |
|||||
Принятие ответственных решений. |
Закон и ответственность |
||||
Конфликт со своим окружением. |
Конструктивные способы разрешения конфликтов с детьми
|
||||
Конфликт со своим здоровьем – конфликт со своим будущим. |
Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей
|
||||
Зависимость во взаимоотношениях |
Вопросы полового воспитания
|
||||
Планирование жизни. |
Моя способность делать здоровый выбор. |
Эстафета поколений.
|
|
||
Планирование семьи. |
|||||
Жизненная цель и жизненный путь. Мое предназначение в жизни. |
Жизненный путь счастливого человека. Теория жизненных сценариев
|
Формы реализации программы:
· Уроки здоровья.
· Внеклассная деятельность (викторины, конкурсы, путешествия, «концерты звезд»).
· Издательская деятельность (рукописные журналы, буклеты).
· Проектно-исследовательская деятельность.
· Самопознание (ведение дневника здоровья).
· Дни здоровья.
· Посещение учреждений культуры.
Прогнозируемы результаты:
· Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
· Уменьшение количества детей, склонных к вредным привычкам.
· Воспитание у учащиеся способности самостоятельно решать жизненно важные проблемы, адекватно воспринимать происходящие изменения в мире, занимать активную жизненную позицию, владеть методами самовоспитания и самоконтроля.
· Каждый учащийся – уверенный в себе, толерантный, тактичный в отношениях с окружающими человек.
Мониторинг результативности воспитательной работы
1. «Осознание школьниками ценности здоровья»
Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, проранжировать ценности-цели, поставив слева от номера ценности цифры в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место |
Список ценностей |
|
Материально обеспеченная жизнь |
|
Карьера, интересная работа |
|
Успех и общественное признание (уважение окружающих) |
|
Хорошие, верные друзья |
|
Забота о здоровье (физическом и психическом) |
|
Свобода как независимость в поступках и действиях |
|
Успех у противоположного пола |
|
Возможность путешествовать |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени |
|
Красота природы и искусства |
|
Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в обществе |
|
Другое (что именно, допишите) |
2. «Гармоничность образа жизни школьников»
Отметьте знаком «+» пункты, характерные для вашего образа жизни.
А |
|
Как вы оцениваете состояние своего здоровья? |
1 |
|
Хорошее |
2 |
|
Удовлетворительное |
3 |
|
Плохое |
4 |
|
Затрудняюсь ответить |
Б |
|
Занимаетесь ли вы физической культурой или спортом? |
1 |
|
Да, занимаюсь |
2 |
|
Нет, не занимаюсь |
В |
|
Как долго днем бываете на улице, на свежем воздухе? |
1 |
|
Чаще всего больше 2 часов |
2 |
|
Около часа |
3 |
|
Не более получаса или вообще не выхожу на улицу |
Г |
|
Делаете ли утром следующее? |
1 |
|
Физическую зарядку |
2 |
|
Обливание |
3 |
|
Плотно завтракаете |
4 |
|
Куришь по дороге в школу |
Д |
|
Обедаете ли в школьной столовой? |
1 |
|
Да, регулярно |
2 |
|
Иногда |
3 |
|
Нет |
Е |
|
В котором часу ложитесь спать? |
1 |
|
До 21 часа |
2 |
|
Между 21 и 22 часами |
3 |
|
После 22 часов |
Ж |
|
Вы употребляете алкогольные напитки, наркотические вещества, курите? (что именно, подчеркните) |
1 |
|
Да, активно |
2 |
|
Изредка |
3 |
|
Никогда |
З |
|
Как Вы чаще всего проводите свое свободное время? |
1 |
|
Занимаюсь в спортивной секции, кружке |
2 |
|
Провожу время с друзьями |
3 |
|
Читаю книги |
4 |
|
Помогаю по дому |
5 |
|
Преимущественно смотрю телевизор (видео) |
6 |
|
Играю в компьютерные игры |
7 |
|
Другое (напишите) |
3. «Уровни сформированности культуры здоровья школьников»
Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений:
А |
|
Занимаетесь ли Вы: |
1 |
|
В школьной спортивной секции |
2 |
|
В спортивной секции других учреждений |
3 |
|
Чтением научной литературы о сохранении своего здоровья |
4 |
|
Просмотром передач на тему здоровья |
5 |
|
Употреблением комплексов витаминов |
6 |
|
Чтением энциклопедий для юношей и девушек |
Б |
|
Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков: |
1 |
|
Вообще никогда не участвую |
2 |
|
Очень нерегулярно |
3 |
|
Раз или два в неделю |
4 |
|
Три и более раз в неделю |
В |
|
На уроках физической культуры Вы занимаетесь: |
1 |
|
С полной отдачей |
2 |
|
Без желания |
3 |
|
Лишь бы не ругали |
Г |
|
Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями): |
1 |
|
Полное взаимопонимание |
2 |
|
Доверительные |
3 |
|
Уважительные |
4 |
|
Отсутствие взаимопонимания |
Д |
|
Для ведения здорового образа жизни Вы: |
1 |
|
Соблюдаете режим дня |
2 |
|
Соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу |
3 |
|
Занимаетесь спортом |
4 |
|
Делаете регулярно утреннюю зарядку |
5 |
|
Не имеете вредных привычек |
Е |
|
Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют: |
1 |
|
Физическая сила и выносливость |
2 |
|
Умственная работоспособность |
3 |
|
Ум, сообразительность |
4 |
|
Сила воли, выдержка, терпение и упорство |
5 |
|
Объем знаний о здоровом образе жизни |
6 |
|
Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве |
7 |
|
Внимание и наблюдательность |
8 |
|
Умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) |
9 |
|
Умение организовать свой труд (организованность) |
10 |
|
Умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи |
11 |
|
Чуткость и отзывчивость к людям |
12 |
|
Умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других |
13 |
|
Умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива |
14 |
|
Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д. |
15 |
|
Умение беречь время |
16 |
|
Умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки |
4. «Участие школьников в здоровьесберегающих мероприятиях»
Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых Вы активно принимаете участие:
|
В спортивных соревнованиях |
|
В спортивных праздниках |
|
В туристических походах, слетах |
|
В проведении дней, недель, «месячников» здоровья |
|
В подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни |
|
В подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий |
|
В различных подвижных, спортивных играх, эстафетах |
|
В проведении физкультминуток, физкультпауз |
|
В разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья |
|
В создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье |
|
В конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни |
|
В конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни |
|
В молодежных акциях, направленных на профилактику вредных привычек (музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, конкурсы агитбригад) |
|
|
|
|
Критерии оценки эффективности программы:
· Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
· Желание учащихся посещать школу.
· Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
· Наличие курящих школьников.
· Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
· Уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей воспитательной программой класса.
· Уровень участия класса в воспитательных мероприятиях.
· Уровень сформированности классного коллектива.
· Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.