Рабочая программа по воспитательной работе для учащихся 6 класса разработана на основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
В процессе своего становления как личности, шестиклассник испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Задачи Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека...
Воспитательная программа для учащихся 6 кл.doc
Рабочая программа по воспитательной работе для 6в класса разработана на
Пояснительная записка
основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования.
В процессе своего становления как личности, шестиклассник испытывает
взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой
информации.
Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные
изменения, которые являются основой предъявления новых требований к
подросткам: от них требуется умение конкурировать, а также умение
самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и классный
коллектив должны стать важнейшим фактором формирования у обучающихся
6 класса новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в
жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро
адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения,
обладающие чувством ответственности,
реально ощущающие свою
значимость.
Степень социализации обучающихся определяет самочувствие человека,
его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе,
стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его
вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще
активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности обучающихся
может служить слово классного руководителя и других учителей, его
интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.
телевидению,
компьютерным играм,
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и
огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и
внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой
благодаря Интернету,
кино.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих
и других источников информации нередко является доминирующим в
процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером
присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность,
последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне
школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой,
размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот
конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и
миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения,
потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в
виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к
ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не
включается в посильное для него решение реальных проблем семьи,
местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми
живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их
взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление
вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными
детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является
примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма,
грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество,
неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
В силу произошедшей в 1990е гг. переориентации воспитания с
фактического
коллективистской на индивидуалистическую модель,
отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками,
молодежью социально ориентированной деятельности,
девальвации
традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе
отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.
Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на
первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в
обществе
размывание
происходит
гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
распространяется
эгоизм,
Прежде всего,
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим
негативным тенденциям.
следует скорректировать
сложившееся в течение последних десятилетий понимание воспитания
преимущественно как управления процессом развития и формирования
личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности.
Современная воспитательная система – это уже не только приведенная в
систему воспитательная работа, представленная набором технологий,
разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования. Подход,
при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически
отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе
сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения,
усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к
изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего
поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению
механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей
между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного
потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия
другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских
субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы. Задачи Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования
Понимание современных условий и особенностей организации
воспитания и социализации школьников позволяет конкретизировать
содержание общих задач по каждому из основных направлений
воспитательной деятельности.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве России, об
институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах
нашей страны;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и
гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное
учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина
России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека
в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному,
языку межнационального общения;
начальные представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших
событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором
находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего
села, города;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на
улице, в населенном пункте, на природе;
умение отвечать за свои поступки;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на
улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли
православия и других традиционных российских религий в развитии
российского государства, в истории и культуре нашей страны;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение
пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть
упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально
психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни:
первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и
значении творчества в жизни человека и общества;
первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и
творчества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,
небережливому отношению к результатам труда людей. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов
своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных
психического (душевного),
видов здоровья человека: физического,
социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на
состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарногигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы
на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и
санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ И СОЦМАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся 5х классов
классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно
связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно
нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся
основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно
обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации учащихся основной школы в
перспективе достижения общенационального воспитательного идеала
осуществляется по следующим направлениям:
1.
2.
3.
4.
5.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой
родине; служение Отечеству; правовое государство;
гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими
поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический
мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание
родителей; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека
и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Ценности:
трудолюбие; творчество; познание; истина;
созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении
целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье
членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый
образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета
Земля. 6.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности:
эстетическое развитие; художественное творчество.
красота; гармония; духовный мир человека;
В соответствии с указанными основными направлениями и их
виды и формы деятельности
ценностными основаниями задачи,
конкретизируются для работы в основной школе. Образовательное
учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению
воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее. При этом
важно помнить, что Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об
образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования
духовнонравственное развитие личности в контексте становления ее
гражданственности. Поэтому все направления воспитания и социализации
важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися основной школы
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Задачи:
Дать представление о символах государства – флаг, герб, гимн.
Воспитывать первоначальное представление о правилах поведения в
школе, доме, на улице, на природе.
Формировать отрицательное отношение к нарушению порядка в классе,
доме, на улице.
Воспитывать уважение к защитникам Родины, элементарное
представление о национальных героях и важнейших событиях истории
России.
Формы и виды деятельности: содержание деятельности по уровням.
1 уровень: беседа по вопросам, сбор информации, экскурсии.
2 уровень: ролевая игра, выставка рисунков, конкурс стихов или мини
сочинений, поход по родному краю, посещение достопримечательных мест
Белгородчины.
3 уровень: участие в праздниках, акциях / «Алая гвоздика», «Деревья для
ветеранов»/.
Планируемые результаты:
Формирование ценностного отношения к России, к своей малой родине, к
символам. Дать элементарное представление о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга.
Дать первоначальное представление о правах и обязанностях человека,
гражданина, товарища.
Сформировать первоначальный опыт постижения ценностей гражданского
общества.
2. Формирование нравственных чувств и этического сознания через
классного коллектива.
Задачи:
Напоминать о правилах поведения в школе, общественных местах.
Учить различать хорошие и плохие поступки.
Воспитывать чувство коллективизма, создать атмосферу
сотрудничества.
Воспитывать уважительное отношение к старшим, почтительное
отношение к родителям; чувство сострадания и милосердия ко всему
живому.
Формы и методы:
«Акция добрых дел», «Мы живём среди людей».
Беседы о культуре поведения и этических нормах.
/ Путешествие в страну волшебных слов, театрализованные сценки «Я – в
театре», «Я – пассажир», «Идём в гости»/
Закрепление первоначальных представлений о добре, зле, милосердии.
/ Акция добрых дел, обсуждение и проектирование «Дорогой добрых дел»,
«Мой след на земле» (защита проектов)/
Закрепление
взаимоотношениях в семье.
/ Праздник «Я и моя семья», ролевые игры «Я – глава семейства», «Традиции
моей семьи»/
Планируемые результаты:
Сформировать представления о коллективе и взаимоотношениях в нём.
первоначальных представлений о нравственных
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Цель:
Формирование ценностного отношения к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России человечества посредством учебной и
внеучебной деятельности
Задачи:
закрепить первоначальное представление о ведущей роли образования,
труда и значении творчества в жизни человека и общества; развивать творческие способности, целеустремленность, настойчивость
в достижении целей, умение проявлять дисциплинированность;
воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда
других людей, к школьному и личному имуществу
Виды деятельности:
экскурсии на предприятия, где работают родители
встречи с людьми интересных профессий
оформление альбома «Труд в моей семье» (творческий проект)
ярмарка поделок к празднику
акция «Книга – твой друг, береги её!»
распределение поручений
посещение Вейделевского краеведческого музея
операция «Чистый двор»
Планируемые результаты:
ценностное отношение к учебному труду и творчеству, человеку труда
воспитание трудолюбия
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание
нового
формирование первоначального опыта участия в различных видах
общественно полезной и личностнозначимой деятельности
4. Здоровье
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ (здоровому
образу жизни)
Задачи:
пробуждать в детях желание заботиться о своём здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному
здоровью);
дать элементарное представление о влиянии нравственности человека
на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью
родителей, членов семьи, педагогов, сверстников;
формировать понимание важности физической культуры и спорта для
здоровья человека;
воспитывать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм,
участию в соревнованиях.
Содержание работы
Приобретение знаний о
здоровье, ЗОЖ.
Формы работы
Беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с
медицинскими работниками,
тренерами
спортивных школ, спортсменами. Практическое
методов
физической культуры.
освоение
форм
и
Совместная деятельность
школы, семьи, ребёнка.
уроки
подвижные игры,
Физкультминутки,
физической
культуры,
спортивные
секции, соревнования, спортивные праздники,
дни здоровья.
Составление здоровьесберегающего режима
дня и контроль за его выполнением,
поддержание чистоты и порядка в помещении,
соблюдение санитарно – гигиенических норм,
добровольное занятие физкультурой и
спортом.
Планируемые результаты:
1. Овладение элементарными представлениями о взаимной обусловленности
физического, социального и психического здоровья человека, о важности
нравственного поведения для сохранения здоровья.
навыками
первоначальными
здоровьесберегающей
2. Овладение
деятельности.
3. Получение первоначального личностного опыта обучающихся в
Формирование у детей активной
спортивных соревнованиях.
деятельностной позиции.
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Воспитательная программа для учащихся 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.